Главная / Статьи / Руководство / НАЕМНИК ИЛИ ПАСТЫРЬ?
НАЕМНИК ИЛИ ПАСТЫРЬ?
НАЕМНИК ИЛИ ПАСТЫРЬ?
24.09.2011
1038
Любой христианин, более или менее внимательно читающий Библию, несомненно, помнит слова апостола Павла о том, что "кто епископства желает, доброго дела желает" (1 Тим. 3:1). В то время, когда Павел написал эти слова, епископство не сулило никаких материальных выгод его обладателю. Напротив, епископ, как, впрочем, и любой другой служитель, был главной мишенью для гонителей. Человек, принимавший призвание в те времена, очень хорошо понимал, на что он идет. И как ни парадоксально это звучит, но именно постоянная угроза гонений, а также отсутствие возможности обогащаться за счет служения во многом определяли чистоту мотивов пастырей первохристианской церкви. 

Когда после покаяния я впервые переступил порог церкви (а нужно сказать, что это была ортодоксальная пятидесятническая подпольная община), я быстро понял, что Царство Божие созидается жертвами, а дар служителя — это дар свыше. Более того, я был абсолютно убежден, что в нормальной церкви иначе и быть не может. Чуть позже, читая книги западных авторов, я обратил внимание на то, что они иногда ругали каких-то "голливудских проповедников", а также вспоминали неких "лжепасторов", которые заканчивали свою карьеру в тюрьме за неуплату налогов. Кто такие "голливудские проповедники" и уж тем более, как пастор может сесть в тюрьму не за веру, а за неуплату налогов, я понятия, естественно, не имел. Воздыхая, я молился за пробуждение загнивающего Запада, так как действительно был убежден, такое возможно только там. Не в России. 

Когда в Россию пришла свобода, то одновременно с ее приходом рухнули многие стереотипы представлений подпольной церкви. Тогда Россию захлестнула настоящая волна проповедников и миссионеров из-за рубежа. Приехали они не пустые, а с огромными, по нашим меркам, деньгами. Тут-то и выяснилось, что проблема "наемничества" не национальная, а общецерковная. 

Мне не хотелось бы вдаваться здесь во все тонкости анализа миссионерской деятельности. Во-первых, времени прошло не так много, для того чтобы делать обобщения, а, во-вторых, пусть во все это вникают те, кто этих миссионеров посылал. И все же нужно сказать, что хоть в большинстве своем миссионеры трудились честно, приобретая души для Христа, однако среди них были и те, кто откровенно "втирал очки" своему начальству и собирал не церковь, а массовку. 

Ну и, естественно, как это всегда бывает, вокруг неконтролируемых денег собираются люди совершенно определенных деловых качеств. "Ах, мой пастор, я буду жертвенно трудиться, только дай мне печать и кредитную карточку". Проблему усугубляло еще и то, что когда инвестор вкладывает свои кровные, он хоть как-то пытается контролировать, на что они тратятся, а здесь чего переживать — не свое, не жалко. Многие миссионеры так торопились рукоположить больше и отчитаться быстрее, что не давали своим людям, как говорится, ни умереть, ни воскреснуть. 

Вспоминается презабавнейший случай. Однажды ко мне подошел молодой служитель и с ужасом сообщил, что к его пастору приезжают спонсоры и к их приезду необходимо срочно рукоположить семь дьяконов. В чем же дело, сказал я, вроде раньше проблем с этим не было. Ты не понимаешь, отвечал он, за исключением нас с пастором, непьющих лиц мужского пола только трое, а дьяконов нужно семь, такова традиция. О да, это большая проблема, ну что же, попробуй убедить своего пастора, что трое, конечно, не семеро, но тоже число символическое. К счастью, для церкви спонсоры оказались понятливые и хоть с трудом, но смогли вместить, что питерская тройка ничуть не хуже их семерки. Над подобными историями можно плакать или смеяться, но отрицать их существование просто бессмысленно. 

Однако по настоящему отличились на этом поприще не иностранцы, а наши с вами соотечественники. Именно они первыми попыталась отойти от "кустарщины" и поставить дело на широкую ногу. Да и к тому же, как ни крути, миссионеры — временное явление, рано или поздно большинство из них покинет нашу страну. А вот местных бизнесменов от Евангелия нам с вами придется терпеть еще довольно долго. Постарайтесь понять меня правильно, я далек от той мысли, что все богатые — грешники, а бедные суть праведники. Речь идет не о богатстве или бедности, речь идет о призвании. 

Призван или не призван? Для служителя это такой же актуальный вопрос, как быть или не быть. Божественное призвание не может заменить ни образование, ни спонсорская поддержка, ни просто природная одаренность. Невозможно посредством образования сделать непризванного призванным. Множество разных библейских учебных заведений пытаются обучать людей, которых Бог никуда не звал. Миссионерские организации вливают деньги в церкви, которые испаряются через пять минут после того, как заканчивается спонсирование. И к великому сожалению для некоторых пастырей их служение превращается в стабильный и доходный бизнес. А ведь наемник тем и отличается от пастыря, что готов бросить своих овец, как только возникнет тяжелая ситуация (Ин. 10:12). Основным мотивом его пасторства является извлечение прибыли, а не любовь к Богу и уж, конечно, не служение ближнему. Поэтому при первых же признаках гонения или просто при изменении конъюнктуры вы его в церкви днем с огнем не сыщете.

Во времена недавнего коммунистического прошлого единственным неправильным мотивом, толкавшим человека к лидерству, была обыкновенная жажда власти. Но как только в России появилась возможность заработать неплохие деньги, имитируя христианское служение, сразу же, как грибы после дождя, стали плодиться организации, не производящие ничего, кроме религиозной суеты. Однако рекламировалась она настолько профессионально, что не только западные спонсоры были готовы эту суету финансировать, но и наши соотечественники к ней с радостью присоединялись. Именно этот факт меня беспокоит более всего. 

То, что россияне, в совершенстве постигшие суровую науку выживания, с легкостью запудривают спонсорские мозги, меня особо не удивляет. Но то, что местные жители бегут, сломя ноги, только для того, чтобы принять участие в религиозном фарсе — вот этого мне не понять. Невольно вспоминаются слова апостола Павла о том, что "будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням" (2 Тим. 4:3-4). 

Яркой отличительной чертой всех этих "рекламных акций" является наличие учения, метко прозванного "дешевым евангелием". Внешне оно очень похоже на настоящее, однако такие понятия, как "суд, грех, гнев, наказание Господне и вечная погибель", там совсем забыты. Зато "любовь, милость и всепрощение" провозглашаются громогласно. В результате получается очень интересная концепция: все могу в укрепляющем меня Иисусе, могу... пить, могу курить, могу блудить. Суть этой ереси очень точно выразил один из ее последователей, заявив с кафедры буквально следующее: "Прими Иисуса, проблемы уйдут, а финансы придут". Во всем этом очень много лести, так что любой грешник, пришедший потешить свою религиозную плоть, будет вполне удовлетворен. Причем, этих грешников может собраться видимо-невидимо, но вряд ли это понравится Господу, так как грешниками они от этого быть не перестанут.

Чем ближе пришествие Господне, тем глубже пропасть между "блудницей" и "невестой". До тех пор, пока будут желающие заглушить голос совести посредством религиозных обрядов, будут и те, кто станет на этом делать деньги. Спрос рождает предложение. Только не худо бы помнить, что после вознесения Церкви все религиозные бизнесмены со всей их клиентурой пойдут прямо в пасть антихриста. А поскольку судьба бессмертной души человеческой решается именно на земле, то необходимо четко определиться, с кем ты. Помня, что покаяние — это то, с чем нельзя поторопится, но можно опоздать.