«Россыпи» - это некоторые коротенькие соображения на разные темы. Надеюсь, все же не такие, как мысли Буратино в первый день его существования, - у него они были «коротенькие-коротенькие, глупенькие-глупенькие». Эти темы и идеи могут подсказать услышанное или прочитанное слово (в живом общении или по радио и ТВ), мысль из книги, журнала, газеты, чьего-то выступления на «Форуме» или еще где, проповеди - да что угодно.
Есть слова, которые чем-то нас трогают, чем-то задевают, рождают какие-то соображения. И хочется остановиться и подумать - чем именно трогают и задевают, какие мысли рождают. Я всегда записывал такие отрывочные соображения и потом использовал их в своих писаниях. Но стоит попробовать дать их вроссыпь. Собрание таких кратких текстов - как моих собственных, так и не моих - составит некую бессюжетную и бесфабульную последовательность мыслей, которыми буду делиться. Может, получится несколько бессвязно, но в наше время это мало кого смущает.
Да и раньше не смущало. Еще в 1905 г. в книге «Апофеоз беспочвенности» российский философ Лев Шестов писал: «По мере того, как растет недоверие к последовательности и сомнение в пригодности всякого рода общих идей, не должно ли явиться у человека отвращение и к той форме изложения, которая наиболее приспособлена к существующим предрассудкам? ... Дом без крыши, точно, никуда не годится... Но незаконченные, беспорядочные, хаотические, не ведущие к заранее поставленной разумом цели, противоречивые, как сама жизнь, размышления - разве они не ближе нашей душе, нежели системы...?»
Иногда и впрямь ближе. Чем следовать за ходом мысли автора, не лучше ли сразу перейти к сути, к выводам? Длинные тексты не в моде, в эпоху постмодернизма их нарекли метанарративами или метаповествованиями и отказали им в доверии на том основании, что они порабощают, угнетают и, как правило, обманывают. Правда, и краткость не спасает от этих бед. Но, по крайней мере, можно быстро разобраться, что к чему, и если неинтересно, сразу перестать читать.
И особо следует сказать о юморе. Он не всегда встречает понимание, иные полагают, что ему не место в делах религиозных, очень достойные люди решительно возражают против него и требуют изгнать из церкви. Газета «Мирт» как-то даже провела дискуссию на тему о христианском юморе, очень насыщенную, но едва ли кто-нибудь изменил свое отношение к юмору под ее влиянием.
Меня всегда поражало, что мои единоверцы-баптисты в жизни очень ценят шутку и без нее не могут, а вот в народе мы пользуемся репутацией людей скучных, даже занудных. Где-то юмор и впрямь неуместен, где-то он очень кстати. Как-то я в порядке комплимента сказал одному нашему брату, известному проповеднику, что у него прекрасное чувство юмора и он (в порядке оправдания?) ответил мне: «Но ведь я же не с кафедры!»
Я сам принадлежу к поколению, привыкшему к эзопову языку и воспитанному на «Двенадцати стульях» и «Золотом теленке» - их в мои молодые годы полагалось знать наизусть. Поэтому считаю, что юмор имеет право на существование, и ему надо дать место - тем более, что, как уже сказано, баптисты - люди радостные и веселые. И еще чувство юмора не дает впасть в фарисейство, шутка в собственный адрес - признак смирения.
--------------------------
Всегда ли надо ли быть с большинством?
В политике, может быть, и надо, но не в делах веры. «Церковь большинства» - вещь опасная. Евангелие явно свидетельствует, что христианам подобает быть в меньшинстве. В большинстве хорошо только с человеческой точки зрения - чувство локтя опять же. Однако как раз через «локоть» и устремляются вбок, по горизонтали.
Нас же давление неблагожелательного (часто откровенно враждебного) большинства заставляет устремляться ввысь, к Богу. Мы больше общаемся с Ним (а не с церковью), поэтому лучше понимаем Его, лучше служим Ему.
Утешение
Пастор - критику-прихожанину:
- Да, наша церковь несовершенна. Но ты не огорчайся: будь она совершенна, тебе бы в ней места не нашлось.
Песнь песней
К вопросу о важности проблем секса. Мало кто цитирует «Песнь песней», ни разу не слыхал проповеди на тему этой книги Священного Писания, а вот о попытках исключить ее из Библии читал не раз. В ней ни разу не упомянут Всевышний, Бог; там сплошь - эротика и секс, причем довольно откровенные. Видимо, Дух Святой побудил включить ее в состав Библии не случайно, а для какого-то назидания, над чем мы пока мало думаем, увлекаясь как раз обличением эротики и секса.
Тут есть над чем подумать.
Что такое хорошо?
Иногда получаю письма-трактаты по e’mail’у, бывает, на несколько мегабайт. Присылают их одиночные искатели истины. К таким посланиям я отношусь с должным вниманием, но иногда озадачивает уж очень завышенная самооценка.
К примеру, один автор пишет открытым текстом: «Чем хорош мой подход? Тем что сразу видно: кто его принимает, тот умный человек и угоден Богу. Кто не принимает - глупец и слуга сатаны». И текст слабый, и в глупцы не хочется.
Трудности с профессией
По профессии я востоковед, филиппинист - всю жизнь изучал Филиппины, бывал там много раз, стажировался в Филиппинском государственном университете, у меня там много добрых друзей, но не о том речь.
У филиппинцев прекрасная резьба по дереву, и при поездках на Филиппины я всегда старался прикупить образцы этого народного творчества. Некоторые маски сомнительны с христианской точки зрения, и мой добрый друг, пастор нашей Центральной церкви, иногда бывающий у меня дома, уговаривает выкинуть «эту дьявольщину».
«Дьявол начнет использовать их против меня только тогда, когда я сам начну видеть в них его лапу, начну бояться его, - защищаюсь я. - До той поры это только образцы народного искусства страны, которую я изучал всю жизнь».
И все же у него есть резон. Но и у меня - тоже. Пока маски висят.
Вера и наука
«Наука без веры хромает, вера без науки слепа» (А. Эйнштейн)
Из брянских разговоров
Спрашиваю:
- Отделенных, инициативников у вас много?
- Да нет, почитай и нет никого!
В разговор вступает еще один земляк:
- Как это никого? А вон Николай?
- Ну, этот был отделенным, еще когда никаких инициативников не было!
Есть в наших церквах такие «извечно отделенные», вернее, «отдельные». С ними нелегко, но и они выполняют какую-то роль. По-моему - полезную: у каждого пастора должны быть трудные прихожане. Чтоб не расслаблялся.
Еще молитвы
Молитва маленькой девочки: «Господи! Пошли здоровья мамочке и папочке, а мне, Господи, пошли побольше мультиков!»
В нашей Центральной церкви однажды в конце богослужения зачитали благодарность Господу за исцеление - и за болезнь! А какая то душа и вовсе благодарила Бога так: «Спасибо, что спас от домоуправления и правления кооператива, а теперь, Господи, приведи меня в рай!»
Безыскусно и трогательно.
Верное наблюдение
Клайв Люьис заметил, что христианские писатели говорят о небольших проступках как о чудовищных преступлениях, а о чудовищных преступлениях очень легко: стоит покаяться, и все будет прощено.
Еще одна мысль из него же: добро, благо существует само по себе, зло - всего лишь испорченное добро. Добро предшествует злу: оно подвергается порче и становится злом.
Так, вначале все созданное Богом было благом, затем падшие ангелы, а потом и падший человек испортили его.
Сидеть или слезать?
Иногда приходит в голову вот какой вопрос: что сказал бы Иисус, увидев Симеона Столпника, много лет просидевшего на столпе: «Велика вера твоя!» или «Слезай оттуда, несчастный человек!»?
Точное суждение
Варфоломей I, вселенский патриарх: «Вера может быть без свободы, но свободы не может быть без веры». Без веры в Бога свобода неизбежно превращается в свою противоположность, в произвол. «Раз Бога нет...»
Точная характеристика
Об Аввакуме: «огнепальный протопоп».
Мистическая связь
Без мистики нет религии, она важна и в христианстве. Не сухие рассуждения, а мистическая связь с Богом, мистическое переживание связи с Ним через Его слово составляет сущность нашей веры.
Но мы не верим тем, кто утверждает, что постигает волю Божью и сущность всего, обходясь без Библии, да и без Христа. А таких в наше время становится все больше. Даже в некоторых христианских церквах говорят, что не следует «зацикливаться» на Писании.