Deprecated: Function split() is deprecated in /home/mirtru/gazeta/content/index.php on line 221
КЛЮЧ К СЕРДЦАМ / Интернет-газета «Мирт»
Главная / Статьи / Творчество / КЛЮЧ К СЕРДЦАМ

Когда я училась в школе, то мало что прочитала полностью, а если и прочитала, то восприятие было поверхностным. Было тяжело читать Гоголя, Горького. «Война и мир» ужасала объемностью. Достоевский тоже был непонятен. Как помню, нам никогда не преподавалось это, как христианские прообразы и наша учительница по литературе была, если не коммунистка, то ярая проповедница коммунизма и страны Советов, ее системы, принципов и убеждений.

Роман «Воскресенье» я прочитала примерно в 15-16 лет. Меня в нем привлекла тема чести девушки. Было искренне жаль Катюшу Маслову.

На мой взгляд, Катюша была соблазнена Нехлюдовым, потому что особо некому было ее наставить, защитить. Она была предоставлена самой себе. Ее внутренний мир ждал любви, заботы и понимания. И Нехлюдов показался ей идеальным героев. Не воспротивившись его объятьям, она думала, что это любовь и что Нехлюдов будет с ней всегда. Да и сама она была сильно влюблена.

Это проблема многих девушек и сегодня. Они воспринимают желание друга овладеть ими за любовь. Я уверена, что в сердце каждой девушки есть понимание, что вступать в половые отношения до брака не правильно. Но, чтобы не потерять своего друга, - которого они все равно потом теряют, - они отдаются ему.

Но все девушки, без исключения, в душе принцессы, которые ждут своих принцев, но беда только в том, что, подобно Кате Масловой, они торопятся, и он оказывается не тем, за кого себя выдает. Парнем зачастую движет похоть, как это было у Нехлюдова. Катерина была от него в восторге, и Нехлюдов подло воспользовался этим.

В основном, сейчас акцент понятия любви сосредоточен на сексуальных отношениях. И уже стало нормой, когда молодые люди встречаются, чтобы иметь добрачные интимные отношения. В этом состоит вся их любовь.

Немало девушек переживает подобное тому, что пришлось пережить Кате Масловой. Ей не позавидуешь. Забеременеть, терпеть позор, быть брошенной и изгнанной из дома, хоть и не своего, а затем попасть на панель…

События, произошедшие с ней, ожесточают сердце. Оно превращается в камень. Катерина ведет грязный образ жизни. Рожденный ребенок ей не нужен, сдан в приют.

Однако, надо отметить, что в произведении, при всей безнадежности положения Катюши Масловой, в Божьем провидении есть план спасения и для Нехлюдова и для нашей героини.

Для нас важно изменение в душе Нехлюдова, когда он увидел Катерину среди арестанток и узнает все о ней. Он осознает, что виновен в ее судьбе и порочной жизни.

Покаяние видно из дел, решений и поступков. Он переживает воскресение из человека греховного в праведного, если можно так сказать. Вместе с английским проповедником ходит по камерам, всячески помогает Катерине и даже предлагает ей руку и сердце.

Но еще более ярко мы наблюдаем перерождение самой Катюши Масловой. Мы видим проявление любви свыше, когда на каторге ей был послан человек, донесший до нее весть Евангелия. Катерина кается, прощает и отпускает Нехлюдова.

В то время когда я читала этот роман, а это было давно, я не осознавала евангельской вести, тем не менее теперь понятно, что уже тогда сеялись семена истины. И возможно, прочтение этой книги в некоторой степени навели меня на размышление о правильном образе жизни, о покаянии, прощении и женской чести.

На лекциях, где мы много рассуждали о христианских мыслях в русской литературе, я, конечно, на все взглянула по-новому. Лекции меня вдохновили начать читать снова и «Воскресенье», и «Войну и мир», а также произведения Горького, Достоевского, Пушкина и других.

За пятнадцать лет моего пребывания в Божьей семье, признаюсь, читала только духовную литературу и Библию. Однако, в христианской литературе у многих авторов все сводится к основополагающим истинам. Давно осознаю, что язык общения у меня стал, в основном, церковный, и мне трудно говорить с людьми на другие темы.

Сейчас прихожу к выводу, что, зная и понимая русскую литературу, можно найти ключ к сердцам многих людей, особенно учителей, образованных людей, чтобы посеять им Благую весть.

В художественных произведениях очень много библейских истин и прообразов. Например, притча Л.Н. Толстого «Царь и слоны» намекает на извечную проблему разделений среди верующих. Или замечательная сказка «Три старика» - пример живой веры и фарисейства.

У Достоевского в его романе «Преступление и наказание» Раскольников до сих пор еще многих и многих тревожит, бередит раны, заставляет думать, искать Господа. Никто как Достоевский не показал разрез души человеческой, ее сатанинские глубины, ее боль и муки, ее страдания, поиски Бога, боль за несчастных детей. У каждого из нас, даже у последнего злодея, есть совесть, есть внутренний голос, от которого никуда не скрыться, есть дыхание Божье – это тайна жизни… Голос совести мучит Раскольникова, он злится, терзаем себя и Соню, но ничего не может с собой поделать.

Думаю, русскую литературу, да и вообще достижения известных деятелей культуры и искусства можно и обязательно нужно использовать в христианском служении. Там много жемчужинок, которые помогают понять места Священного Писания, переводя их на примеры из жизни. А их уж полно, если не в твоей личной жизни, то в жизни твоих близких, друзей, знакомых. И, конечно, в персонажах и героях литературы.

До сих пор я не использовала в своем служении что-то из произведений русской классики, потому что толком ничего не читала и не анализировала. Теперь буду.