Deprecated: Function split() is deprecated in /home/mirtru/gazeta/content/index.php on line 221
ОСТРОВ СПАСЕНИЯ НАШЕГО / Интернет-газета «Мирт»
Главная / Статьи / Творчество / ОСТРОВ СПАСЕНИЯ НАШЕГО
ОСТРОВ СПАСЕНИЯ НАШЕГО
ОСТРОВ СПАСЕНИЯ НАШЕГО
24.09.2011
1121

Утро как утро… Унылая, тусклая петербургская осень… Я брел на работу и думал о поручении редактора «Мирта» - написать рецензию на фильм «Остров».

Заблаговременно заполучив на диски с двумя новыми, совершенно различными по жанру и содержанию одноименных фильма, я принялся гадать – какой же из них заинтересует читателей «Мирта»? Один фильм - истинно американский, постмодернистский, - нарочито пугал зрителя апокалипсическими картинками и павильонными спецэффектами, другой – отечественный, скромный и малобюджетный, однако, с участием многих известных талантливых актеров - про монахов-отшельников.

И тут у маленькой придорожной часовни я заметил худого, оборванного бомжа. В руке он держал грязную сумку с пустыми бутылками.

Я замедлил шаг. Мною овладело чувство любопытства: «Что именно на церковном дворе так заинтересовало бродягу?»

Тем временем из-за угла часовни показался рослый монах в черном длиннополом одеянии. Он тихо шел, склонив голову, погруженный в молитву и, казалось, совсем не замечал пешеходной суеты за оградой. В его руках блестели четки. Ранним утром, еще до утренней литургии, монах, коротая время, ходил вокруг церкви и молился.

Бомж приметил его раньше меня и теперь разглядывал с каким-то радостным, детским любопытством. Можно лишь предполагать, какие воспоминания и чувства проснулись в этот момент в его душе. Неожиданно бродяга остановился и размашисто перекрестился на висящий над входом в храм образ Девы Марии.

Произошло это 17 октября в день, в который человеколюбивое международное сообщество предписало нам вспоминать о бедных. И я понял – прочь надуманные американские сюжеты, напишу статью про фильм о монахах, добровольно принявших обет бедности! Так родилась эта рецензия.

Скажу сразу, правды не тая, - фильм «Остров» (режиссер Павел Лунгин) замечательный, потому что честный!

Сюжет киноленты представляет собой трагическое переплетение судеб двух моряков, попавших в 1942 году в фашистский плен. Кочегару Анатолию немецкий офицер в обмен на жизнь поручает убить старшего товарища - капитана корабля по имени Тихон. Правдоподобие истории не вызывает сомнений. Из недавно рассекреченных фашистских архивов становится ясно, почему в годы Великой отечественной войны высшее немецкое командование с недоверием относилось к пленным офицерам советской армии и рекомендовало отделять их от рядовых солдат, которые ценой предательства могли практически доказать свою верность новым хозяевам и заслужить жизнь.

Невозможно без слез смотреть, как простой матрос на глазах оккупантов расстреливает своего капитана. В награду плачущего Анатолия бросают среди моря на заминированной барже.

Во время взрыва кочегар чудом спасается и оказывается на затерянном острове, населенном православными монахами-отшельниками. Жизнь здесь словно замерла. Эхо войны гремит где-то далеко, а в обители господствуют тишина, молитва и мир.

Затем повествование переносит нас в 70-е годы. Кочегар Анатолий (которого играет Петр Мамонов), спасаясь от возмездия советской власти, тайно принял обеты и остался в монашеской общине.

Бывший матрос смиренно возит на тачке уголь, топит печь, исполняет в обители самую черную работу. Теперь он - брат Анатолий. Имидж новый, но профессия истопника–кочегара осталась прежней. Она - словно тонкая нить связывает настоящее и прошлое. Долгими ночами, сидя возле раскаленной печи, Анатолий размышляет о своих грехах и близкой смерти.

Анатолий как-то не очень вписывается в образ печального пустынника, чудотворного старца. И в лице, и в поступках бывшего матроса мало благообразия: с приехавшими с материка женщинами беседует грубовато, подчас допуская излишнюю фамильярность, пророчествует стихами из Писаний, тревожно бьет в колокол и горланит духовные песни, облачается в затянутый матросским ремнем тулуп, а вместо клобука носит черную, вязаную шапку.

На лукавый вопрос прямолинейно отвечает: «Какой я святой? Мира нет в душе!» Монах Анатолий скорей напоминает ребенка, который не скрывает своего искреннего сердца ни от человека, ни от Бога; когда ему радостно – смеется, когда больно – кричит, когда хочется говорить с Отцом – молится.

Однако люди непрестанно идут для встречи с прозорливым монахом, советуются о своих делах, решают семейные вопросы, рассказывают о радостях и горестях. Что же так влечет людей к брату Анатолию?

Ответ прост: это Бог, на Которого монах дерзновенно указывает всякому приходящему - и деревенской женщине, и отцу настоятелю, и монашеской братии.

Стоит напомнить, что в фильме описываются события 70-х годов, время брежневской эпохи с ее неизменными атрибутами – лживым лицемерием, атеизмом, двойными моральными стандартами. Истина же не умирала, не распадалась на части, не уходила в подполье, но обретал ее только тот, кто искал.

Несмотря на трагическое разделение, которое существует между Церквами, фильм напоминает нам о том, что истинное христианство – всегда живо и его исповедники тревожат мир юродством проповеди. Церковь Христа никогда не одолеют врата ада!

Киноповествование буквально пронизано Словом Божьим, поэтому, безусловно, понравится евангельскому христианину, привыкшему к ежедневному исследованию Писания.

Возможным откровением для него будет то, что благочестивая молитвенная практика, кроткое следование духу Евангелия существует и в тех Церквах, которые иные рьяные проповедники высокомерно именуют мертвыми.

Фильм начинается с молитвы Иисусовой и заканчивается молчаливым и величественным созерцанием креста. Радует и стремление создателей фильма смело заявить в современном светском обществе о незыблемости традиционных христианских ценностей.

Для евангельского христианина революционной выглядит идея фильма, что страдающим людям может помогать монах, который сам является грешником. С церковной кафедры зачастую звучат речи об абсолютной святости! Кто же из ныне живущих ее достиг? Какая разница между тем, кто себя считает грешником и каждый день слезно молит о прощении, и тем, кто именует себя прощеным грешником и при этом дерзновенно проповедует святое Евангелие? Не по делам ли судит Господь? Не он ли раздает Свои дары, как желает и кому захочет?

В послевоенные годы по российским просторам бродило немало людей, виновных в братоубийстве, предательстве, трусости. Многие ли раскаивались в содеянном? Находили ли они утешение своим исковерканным душам?

Монашеская братия на острове живет дружно, подобно первым ученикам Христа: каждодневное покаяние, живая проповедь, подкрепленная примером нестяжательства.

Такими были задуманы монастыри еще в IV веке при Василии Великом – пристанищем для страждущих, обителью тех, кто служит миру, оплотом христианской веры.

Если действительно существует на свете хотя бы один такой остров, то тогда получается, что старые монашеские традиции и российское евангельское движение, с его неукротимым стремлением возродить первоапостольское христианство, – не взаимоисключающие события, а встречные потоки, направленные на разрушения дьявольской твердыни неверия.

По какой же причине православные и евангельские христиане так редко слышат и понимают друг друга?

Брат Анатолий молится просто, как дитя, послушно следуя словам Христа: «Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне». Только вместо своей комнаты у монаха, не имеющего собственности, – остров, на который он время от времени приплывает для уединения с Богом. Тут среди безгласных камней, снега и льда Анатолий открывает душу Видящему тайное, исповедует грехи, плачет о совершенном предательстве и убийстве невинного человека.

Зритель невольно становится очевидцем чуда исполнения Божьих слов: «И Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно».

В монастырь приезжает адмирал, который ищет исцеления душевнобольной дочери. В Бога он особенно не верит, исповедоваться ему не в чем, но ради любимого человека он готов просить монаха о помощи. Так происходит встреча брата Анатолия с Тихоном, в которого он некогда стрелял и до сих пор считал погибшим.

Скептик бы заметил, что это случайное стечение обстоятельств! Христианин в таких «случайностях» видит благой промысел Бога, Который ради спасения души одного слабого и неразумного человека готов сотворить великое и недоступное.

Кинокартина - о победе прощения в мире, где царствует зло, о несокрушимой силе бедности, которая сознательно отвергает мирское процветание, о смирении, которое пред Богом дороже, чем успех и карьера. Зритель становится очевидцем живой истории духовного построения человеческих душ, которое происходит отнюдь не на шумных мероприятиях и масштабных акциях по спасению грешников, но в тихом, смиренном послушании Богу и молитве.

Образы фильма ярки и понятны. Церковь в духовной литературе часто сравнивается с островом спасения. Она стоит в мире, но не сообразуется с ним. Грешник предпринимает путь к этому острову. Никто, соприкоснувшись с Истиной, не может остаться равнодушным. После посещения монашеского острова жизнь людей кардинально изменяется: молодая одинокая беременная женщина отказывается от греха убийства своего дитя, запуганный советский трудоголик, понимает, что больше Бога боится своего начальника и ради работы готов пожертвовать здоровьем сына, а бравый адмирал задумывается о необходимости исповеди.

Жан-Поль Сартр заметил: «Смысл жизни познается в смерти». Закончив все свои земные дела, получив отпущение грехов, монах Анатолий ложится в подаренный ему гроб и умирает. Последняя сцена – лодка и крест, плывущие по воде, - напоминает нам, что мир и сегодня спасается юродством Христовой проповеди.

От просмотра кинокартины нет на сердце ни тяжести, ни печали, только светлое чувство и молитва: «Верю, Господи! Помоги моему неверию!»