Мы с вами живем в трехмерном мире: длина, ширина и высота – вот, говоря условно, пределы нашего физического бытия. Трудно вообразить в природе нечто, выходящее за эти границы. Все вещи несут на себе печать определенности трехмерным пространством. Конечно, геометры и математики, работающие с идеальными фигурами и величинами, могут представить примеры форм, не подчиняющихся этим границам; но в обычном, реальном мире закон трехмерности работает во всех случаях. Даже линия, проведенная на чистом листе, на первый взгляд такая «двухмерная», на самом деле будет иметь и длину, и ширину, и высоту.
Но давайте пофантазируем и представим, что в нашем мире вдруг появилось существо, чьи формы выражаются только в двух измерениях: длине и ширине. Существо, у которого просто нет высоты! Оно могло бы выглядеть вот так:
Исследуя стул, она остановилась бы на уровне его ножек, подумала немного и отметила для себя: «Стул – это четыре кругляшка и не более!»
О пустом стакане она сказала бы: «Какая прекрасная окружность!»
А о человеке: «Как?! И это человек? Да ведь это всего лишь пятнышко!»
Исследовав, таким образом, объективную реальность и исчерпав возможности, данные ей природой для познания, клякса могла бы гордиться, что она так много знает о разных вещах и даже о людях. Бедному двухмерному существу можно было бы только посочувствовать в его ограниченности представлений о вещах «иного мира»! Посочувствовать, но ни в коем случае не пытаться объяснить хоть что-то о высоте: это была бы напрасная работа. Клякса никогда бы этого не поняла, даже в самой упрощенной форме, ибо самая сложная конфигурация выглядела бы плоской, в каком участке ни подступись бы к объекту исследования. Увы, такова судьба всего плоского!
Мы, пытающиеся познать Бога, поразительно похожи на такое вот двухмерное существо. Делая какие-либо заявления относительно Его природы и сущности, мы забываем о собственной тварности и ограниченности. Пытаясь сформировать законченный Божий образ, заходим в тупики абсурда и крайностей. И расцветают цветочки новых ересей и лжеучений!
В действительности же, нам следует признать две вещи: во-первых, свою ограниченность, во-вторых, тот факт, что Бог Сам открывается нам в нашем «двухмерном пространстве». В явлении распятого Сына Божьего, доступном и понятном каждому, заключена полнота богооткровения. Поэтому секущая плоскость богопознания должна пройти именно через крест, на котором висит Христос! Крест – это та область, в которой мы можем соприкоснуться с униженным Христом-человеком. Именно так нам открыта «вся полнота божества» (Кол. 2:9)!
Этого минимума откровения вполне достаточно для спасения. Остальное – дело веры и нашей способности принять благодать. Непознаваемый Бог делает шаг навстречу нашей ограниченности, «приспосабливает» собственное величие к скудости нашего разума!