Deprecated: Function split() is deprecated in /home/mirtru/gazeta/content/index.php on line 221
ВИРУС ЗЛА И БЕЛАЯ ЛЕНТА / Интернет-газета «Мирт»
Главная / Статьи / Творчество / ВИРУС ЗЛА И БЕЛАЯ ЛЕНТА
ВИРУС ЗЛА И БЕЛАЯ ЛЕНТА
ВИРУС ЗЛА И БЕЛАЯ ЛЕНТА
24.09.2011
1150

Сюжет фильма Михаэля Ханеке «Белая лента», завоевавшего Золотую пальмовую ветвь на Каннском фестивале, на первый взгляд, развивается как будто по законам детективного жанра. Неведомый преступник или преступники творят непонятные злодейские акции в протестантской деревне, в северной Германии.

Местный доктор получает тяжелую травму, упав на всем скаку с лошади из-за натянутой кем-то поперек дороги проволоки. Невинных детей, сына землевладельца и больного, умственно отсталого мальчика акушерки кто-то подвергает жестокому избиению. Полыхает кем-то подожженный амбар хозяина поместья. На лесопилке от несчастного случая погибает жена фермера при невыясненных обстоятельствах.

Полицейские рьяно берутся за расследование, пытаясь выйти на след преступников, но безуспешно.

Такова внешняя канва. Но в фильме за детективной оболочкой кроется глубокая драма, проступает некий метафизический план бытия. Неуловимый и многослойный, насыщенный тайнами и трудными вопросами.

«Что значит умереть?» - допытывается за завтраком малолетний сынишка доктора у своей старшей сестры. Узнав из объяснений сестры, что не только другие, но и он смертен, ребенок морщит лоб и резким движением руки сбрасывает посуду на пол…

Внутренний бунт против всеобщего господства смерти. Ведь детский ум каких-либо рациональных логических доводов не приемлет.

В другом эпизоде сын пастора балансирует на высоких перилах моста над горной рекой. На вопрос подбежавшего встревоженного учителя, что он задумал, хладнокровно отвечает: «Даю шанс Богу убить меня. Бог этого не сделал, значит, любит меня, не хочет, чтобы я умирал»…

Странная выходка. И не менее странные слова. Что это? Бунт? Заигрывание со смертью? С потусторонними силами? Подростковая эскапада? Или же чувство вины за неблаговидные личные поступки?

У детей пастора, как и у других деревенских ребятишек, течет какая-то своя, глубоко запрятанная вовнутрь жизнь. На их лицах – недетская серьезность, неотвязная озабоченность. Они всегда замкнуты, на прямые вопросы взрослых отвечают крайне неохотно, односложно или же отмалчиваются. Дети постоянно исчезают из поля зрения взрослых, где-то собираются вместе по вечерам и поздно возвращаются домой.

Как реагирует на это пастор, отец многодетной семьи? Он обеспокоен. Но в его попытках повлиять на детей отсутствует христианское добросердечие. За поздний приход детей домой пастор-отец выносит приговор: лишение ужина сегодня, а назавтра – десять ударов прутом каждому на виду у других.

Пастор в доме – как начальник и командир. От его сурового лица, от темной наглухо застегнутой униформы веет духом эпохи Жана Кальвина. Его система воспитания – законническая, карательная.

Нет, он не совсем лишен возвышенно-романтического отношения к христианским идеалам. Иначе, пастора вряд ли бы осенила идея украсить головы и рукава одежды детей белыми лентами. Этот символ, по замыслу пастора, должен был постоянно напоминать детям о стремлении к праведности и чистоте. Носить ленты предписывалось до тех пор, пока дети не достигнут определенной ступени нравственного совершенства.

Внешняя религиозная и общественная жизнь деревни движется по заведенному изначально порядку: дети поют в церковном хоре, готовятся к конфирмации, затем принимают первое причастие из рук пастора. На праздник жатвы хозяин поместья и пастор произносят торжественные речи, хозяин потчует деревенские люд угощением, начинаются танцы.

Но не успевают жители деревни забыть об одном страшном инциденте, как за ним следует другой, еще более ужасный и циничный. В лесу находят связанного и избитого до полусмерти больного мальчика акушерки. Рядом с невинным страдальцем белеет записка: «Я Господь Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода».

О матери ребенка ходила худая молва. Она состояла в незаконной связи с доктором, ее даже считали виновницей ранней смерти супруги доктора. А жизнь в деревне, как известно, у всех на виду. И сам доктор, к тому же, крайне порочный человек. Но, возможно ли, чтобы кто-то возомнил себя орудием кары небесной? Взял на себя роль ангела-мстителя, обрушившего гнев не на самих грешников, а на их детей?

Суровое библейское изречение, начертанное на бумажке, неполно и вырвано из контекста. И, вероятно, не без умысла. Дух зла хитер, лукав и коварен. Ловкий искуситель ведь тоже при случае опирается на Священное Писание. Сатана – обезьяна Бога, заметил в свое время философ Николай Бердяев.

«Что в тебя вселилось!?» - кричит жена управляющего, увидев как тот в приступе непонятного гнева пинками избивает собственного сына.

«Есть некто, кто вредит нервной системе. Смотри за собой, не иди у него на поводу» - внушает пастор сыну Мартину, рассказывая о странном неожиданном заболевании подростка в другом приходе.

У разных народов есть поверье – силы тьмы и зла являются на свист. В одном из эпизодов фильма группа подростков, расположившись под деревьями у пруда, вырезает свистки из ветвей. Один из них, самый младший, сынишка барона что-то насвистывает, и вдруг другого охватывает приступ жестокости. Он грубо толкает в воду свистуна. И через некоторое время, чуть живого вытаскивает обратно… Что это? Дерзкая забава? Или же ритуал в честь неведомого культа?

Таинственный вирус зла продолжает распространяться. Доктор дышет злобой на свою приживалку. Барон беспричинно придирается к жене. «Я не могу больше жить здесь, - молвит оскорбленная баронесса. – Вокруг злоба, угрозы, извращенная мстительность».

Неожиданно в череду местных криминально-драматических сцен вплетается известие о том, что в Сараево убит эрцгерцог Фердинанд, наследник австро-венгерского престола. Германия, союзник Австро-Венгрии, объявляет войну Сербии. Начинается Первая мировая.

Поначалу создается впечатление, что слух об убийстве эрцгерцога разрывает сюжетную линию фильма. Он кажется слишком чужеродным и звучит диссонансом. Тут до предела накаляются местные деревенские страсти. Там, где-то далеко вспыхивает политический межгосударственный конфликт. Что общего может быть между ними?

Вирус зла неуловим и вездесущ. Он быстро находит слабые места у всех слоев населения, незаметно поражает души детей, подростков, взрослых и, в конце концов, возбуждает мировую кровопролитную бойню.

Зритель ждет финала фильма с нетерпением, чтобы преступник и его сообщники были явно разоблачены и получили наказание по заслугам. Однако ожидаемой концовки в фильме нет. Учитель подозревает во всех злодеяниях детей, но пастор, дорожа репутацией своей семьи, гневно ему возражает. Так что виновники преступлений остаются где-то в тени, за кадром. Мотивы их поступков также неясны и не поддаются однозначному истолкованию. Природа зла иррациональна – напрашивается известная философема.

Фильм в целом не вызывает положительных эмоций. Не показывает яркого света в конце туннеля.

Правда, на фоне мрачной безысходности, тупиковых картин и семейных неурядиц являются два светлых персонажа: школьный учитель и его молоденькая невеста Ева. Они открыты, наивны и целомудренны. У них сильный духовно-нравственный иммунитет. И потому вирус зла над ними не властен. Вероятно, их чистые отношения развиваются под омофором белой ленты.