Deprecated: Function split() is deprecated in /home/mirtru/gazeta/content/index.php on line 221
МЕЛОДИИ И РИТМЫ НОВОГО ХРИСТИАНСТВА / Интернет-газета «Мирт»
Главная / Статьи / Творчество / МЕЛОДИИ И РИТМЫ НОВОГО ХРИСТИАНСТВА
МЕЛОДИИ И РИТМЫ НОВОГО ХРИСТИАНСТВА
МЕЛОДИИ И РИТМЫ НОВОГО ХРИСТИАНСТВА
12.10.2012
1120

Современная музыка в миссионерской деятельности протестантских церквей России

На протяжении всей истории, музыка играла большую роль в жизни христианских церквей. Особенно, это касается литургии, в которой акапельное пение или игра на инструменте создавали необходимый настрой, помогали сконцентрироваться на молитве.

В ряде современных христианских движений, в частности, неохаризматическом, музыке на богослужениях стали уделять еще больше внимания. В некоторых случаях, она приобрела основное значение. Более того, в общинах новых протестантских течений звучит современная музыка с элементами поп- и рок-стиля, а на молодежных собраниях нередко можно услышать так называемый христианский хип-хоп. Наиболее радикальное проявление эта тенденция нашла, как уже было сказано, в неохаризматических общинах, в меньшей степени это проявляется в более традиционных, но все же склонных к подобным трансформациям — баптистских.

Однако, среди баптистских, пятидесятнических или неохаризматических церквей главным значением современной христианской музыки признается не столько литургическое, сколько миссионерское. Причин здесь две.

Первая кроется все в той же эмоционально-психологической функции музыки, используемой в литургиях. Музыка способна привлечь внимание и расположить слушателя, завоевать его симпатии, создать определенный эмоциональный фон.

Вторая причина — это возможность донести до слушателя через тексты песен определенный смысл, как говорят сами верующие – «послание», которое будет проще воспринято в поэтической обработке и мелодии.

Песни, используемые в миссионерском, или, как говорят сами верующие, «евангелизационном» направлении, чаще всего говорят не о величии, милости или других качествах Бога, как то происходит в стенах церквей, а о том, что всем людям необходимо изменить свою жизнь, примирившись с Богом, и начав ходить в церковь. Однако при этом любопытно отметить, что чем ближе группа расположена к крупным мегаполисам — тем она более осторожна в выражениях своей веры, как на интернет-страницах, так и в песнях; сами группы называют это «зашитым Евангелием».

Так, например, музыканты группы Protect из украинского Комсомольска довольно откровенны: «Своим творчеством мы хотим рассказать молодежи о Боге и о том, как Он смотрит на те или иные вещи. Так же о том, что у них есть душа, которая нуждается в спасении. Мы верим, что наши песни помогут тем, кто их будет слушать».

Немного более завуалировано о своих задачах говорит могилевская рок-группа «Carpen Diaz»: «В жизни человека бывает много моментов, когда он задумывается о смысле жизни и своих взаимоотношениях с Богом. Творчество “Carpen Diaz” является одним из таких моментов, который поможет обратить внимание людей на Источник жизни и ответов на многие вопросы».

Совсем отстраненно и поэтически о своей цели говорит московская рэп-группа Light Line: «… это линия света, которая мечтает коснуться и изменить твое сердце».

Причины этой четко прослеживаемой тенденции связаны с разницей в психологии провинции и мегаполиса, влияние которой распространяется не только на самих верующих, но и на публику, которой адресовано их творчество. Так, по мнению музыкантов из больших городов излишняя откровенность в текстах сегодня, в отличие от 90-х годов только отпугнет слушателя. В связи с этим явлением постепенную трансформацию претерпевает не только форма музыкальной евангелизации, но и ее цели.

Теперь, все чаще ими являются отнюдь не проповедь и привлечение в церковь пришедших на концерт, а возможность просто познакомится, наладить связи и общение с гостями мероприятия, а значит, влиять на них постепенно, через непосредственное общение, более естественным путем. Честна ли такая позиция по отношению к привлекаемым слушателям — вопрос отдельный.

Итак, говоря о теме миссионерской функции музыки, нельзя не сказать о музыкальном фестивале «Призван быть Первым», организуемом в России сетью шведских неохаризматических церквей «Слово жизни». Несмотря на то, что этот ежегодный фестиваль позиционируется как межконфессиональный, он привлекает в основном молодые музыкальные группы из христиан церквей неохаризматического толка, реже – совсем невоцерковленные коллективы.

Фестиваль «Призван быть первым», название которого, кстати, говорит само за себя, представляет группы в номинациях тяжелой альтернативной музыки, рок-музыки, поп-музыки, рэп-музыки, а также коллективы современного спортивного танца. В рамках фестиваля проходят проповеди, музыкальные мастер-классы и, конечно же, конкурсная программа. Победители получают помощь в записи и продюсировании своего альбома, видеоклипа, а также отправляются в летний миссионерский тур «Лето в разгаре света», на данный момент разбивающийся на южное и уральское направления. Помощь в проведении тура оказывают другие общины этой сети в разных городах.

Другое мероприятие, позиционируемое, как межконфессиональное, но организуемое в основной массе силами московской неохаризматической церкви «Роса», – это фестиваль современной хип-хоп музыки «Rap & Praise» («Рэп и хвала»). Название также говорит само за себя, подчеркивая, что эксперимент по совмещению рэп-музыки и хвалы в неохаризматическом понимании может выглядеть вполне успешно.

Фестиваль в большей степени направлен на миссионерскую работу, однако его посетителями являются в большей степени христиане данного направления, которые симпатизируют хип-хоп музыке. Данное мероприятие проводится ресурсами молодежи общины, а также христианского театра «NotaBene», художественным руководителем которого является прихожанин «Росы», актер театра и кино Сергей Колешня. Финансирование мероприятия осуществляется инициативной группой, здание предоставляет администрация церкви.

Еще одним крупным музыкальным фестивалем современных протестантских направлений является санкт-петербургский рок-фестиваль «Пришествие». Название созвучно с известным светским аналогом «Нашествие», проходящим в Подмосковье, и напоминает о том, что христиане ждут второе пришествие Христа. Организаторами данного мероприятия действительно являются люди из различных христианских течений, однако, привлекает он опять-таки в большинстве своем молодежь неохаризматических общин, которые нередко приглашают своих невоцерковленных друзей.

На фестивале звучит разная рок-музыка, от сравнительно легкой до альтернативной и тяжелой. Пару лет назад на фестивале открылась малая хип-хоп сцена. Фестиваль, один из немногих на территории России, работает с известными во всем мире христианскими исполнителями, например с австралийско-американской группой «Newsboys».

Говоря о музыкальных программах и акциях, организуемых современными протестантами, нельзя не упомянуть и о музыкальном радио «Новая жизнь». Безусловно, на территории России существует немало христианских радиостанций, например радио «Теос» в Москве, «Х-радио»в Тамбове, «Другое радио»в Томске и т.д. Однако, именно «Новая жизнь», вещающая через спутник и интернет, помимо передач духовно-просветительского характера, основной упор делает на современных течениях музыки, таких как поп, рок и хип-хоп. При этом радио, позиционируемое как межконфессиональное, имеет довольно умеренный и традиционный протестантский характер богословия.

Наконец, на территории России существует отделение международной ассоциации «Gospel Music Association»- «Евангельская музыкальная ассоциация». Ее директором является прихожанин упомянутой выше неохаризматической церкви «Роса» Александр Бабич, однако она при этом не теряет своей идеологической межконфессиональной направленности, так как над ее организацией трудятся протестанты различных деноминаций.

«Евангельская музыкальная ассоциация» – это объединение христианских музыкантов, авторов песен, продюсеров, распространителей музыки, студий звукозаписи, организаторов концертов и т.д. Партнером ЕМА могут стать все заинтересованные лица и организации, которые считают христианскую музыку областью своего служения. Среди них могут быть как профессионалы музыкального служения, так и рядовые любители христианской музыки. На сегодняшний день прошло уже два масштабных форума и вручения премии ассоциации, которая подает большие надежды в мире современной христианской музыки.

Конечно, миссионерские проекты новых протестантских течений, связанные с современной музыкой, не ограничиваются данным перечислением, однако упомянутые нами входят в число самых масштабных и ярких из них. Несмотря на то, что до американского уровня современных течений христианской музыки России еще далеко, они продолжают активно развиваться, так как развивается и меняется общество, а вместе с ним и самые мобильные в традиционном плане современные протестантские церкви.

www.religo.ru