Главная / Статьи / Творчество / ВЕЛИКОЕ ИСКУШЕНИЕ
Письмо Ф. М. Достоевского В.А. Алексееву (7 июня 1876 г., Петербург)

Практика гуманитарной помощи в церквях наглядно показывает, что материальная озабоченность наших прихожан часто заслоняет их духовные запросы. Даже те из нас, кто приходит в церковь исключительно за духовным благословением, вынуждены тратить массу времени и сил в заботах о пропитании физическом. Увы, хлеб наш насущный дается нелегко. Почему? Этот вопрос не менее остро ставился во все времена. Вот как попытался ответить на него один из величайших наших писателей и религиозных мыслителей.

    Милостивый государь!

    Извините, что отвечаю только сегодня на письмо Ваше, но был не здоров. Вы задаете вопрос мудреный – тем собственно, что на него отвечать долго. Дело же само по себе ясное. В искушении дьявола явились три колоссальные мировые идеи, и вот прошло 18 веков, а труднее, то есть мудренее этих идей нет, и их все не могут решить.

    «Камни и хлебы» значит теперешний социальный вопрос. Это не пророчество, это всегда было. «Чем идти-то к разоренным нищим, похожим от голодухи и от притеснений скорее на зверей, чем на людей – идти и начать проповедовать голодным воздержание от грехов, смирение, целомудрие – не лучше ли накормить их сначала? Это будет гуманнее. И до Тебя приходили проповедовать, но ведь Ты Сын Божий, Тебя ожидал весь мир с нетерпением: поступи же так, как высший над всеми умом и справедливостью. Дай им всем пищу, обеспечь их, дай им такое устройство социальное, чтоб хлеб и порядок у них был всегда – и тогда уже спрашивай с них греха. Тогда, если согрешат, то будут неблагодарными, а теперь с голоду грешат. Грешно с них спрашивать.

    Ты Сын Божий, стало быть, Ты все можешь. Вот камни, видишь, как много. Тебе стоит только повелеть и камни обратятся в хлеб. Повели же и впредь, чтоб земля рождала без труда, научи людей такой науке или научи их такому порядку, чтоб жизнь их была впредь обеспечена. Неужто не веришь, что главнейший порок и беды человека произошли от голоду, холоду, нищеты и из всевозможной борьбы за существование».

    Вот первая идея, которую задал злой дух Христу. Согласитесь, что с ней трудно справиться. Нынешний социализм в Европе, да и у нас, везде устраняет Христа и хлопочет прежде всего о хлебе, призывает науку и утверждает, что причиною всех бедствий человеческих одно – нищета, борьба за существование, «среда заела».

    На это Христос отвечал: «Не одним хлебом бывает жив человек», – то есть сказал аксиому и о духовном происхождении человека. Дьяволова идея могла подходить только человеку-скоту, Христос же знал, что хлебом одним не оживишь человека. Если притом не будет жизни духовной, идеала Красоты, то затоскует человек, с ума сойдет, себя убьет или пустится в языческие фантазии. А так как ХРИСТОС в Себе и в Своем СЛОВЕ нес идеал Красоты, то и решил: лучше вселить в души идеал Красоты; имея его в душе, все станут один другому братьями и тогда, конечно, работая друг на друга, будут и богаты. Тогда как дай им хлеба, и они от скуки станут, пожалуй, врагами друг другу.

    Но если дать и Красоту и Хлеб вместе? Тогда будет отнят у человека труд, личность, самопожертвование своим добром ради ближнего – одним словом, отнята вся жизнь, идеал жизни. И потому лучше возвестить один свет духовный. Доказательство же, что дело в этом коротеньком отрывке из Евангелия шло именно об этой идее, а не о том только, что Христос был голоден и дьявол посоветовал Ему взять камень и приказать ему стать хлебом, – доказательство именно то, что Христос ответил разоблачением тайны природы: «Не одним хлебом (то есть как животное) жив человек».

    Если б дело шло только об одном утолении голода Христу, то к чему заводить речь о духовной природе человека вообще? И некстати, да и без дьяволова совета Он мог и прежде достать хлеба, если б захотел. Кстати, вспомните о нынешних теориях Дарвина и других о происхождении человека от обезьяны. Не вдаваясь ни в какие теории, Христос прямо объявляет о том, что в человеке, кроме мира животного, есть мир духовный. Ну и что же – пусть откуда угодно произошел человек (в Библии вовсе не объяснено, как Бог лепил из глины, а взял от земли), но зато Бог вдунул в него дыхание жизни. Скверно, однако, что грехами человек может обратиться опять в скота

Покорный слуга Ваш
Ф.М. Достоевский.

Публикацию подготовил