Deprecated: Function split() is deprecated in /home/mirtru/gazeta/content/index.php on line 221
ПОТТЕРОМАНИЯ: ЧИТАТЬ ИЛИ НЕ ЧИТАТЬ? / Интернет-газета «Мирт»
Главная / Статьи / Творчество / ПОТТЕРОМАНИЯ: ЧИТАТЬ ИЛИ НЕ ЧИТАТЬ?
ПОТТЕРОМАНИЯ: ЧИТАТЬ ИЛИ НЕ ЧИТАТЬ?
ПОТТЕРОМАНИЯ: ЧИТАТЬ ИЛИ НЕ ЧИТАТЬ?
24.09.2011
1771
Как видно теперь из сообщений христианской и светской прессы, реакции церквей, книги Дж. Роулинг о мальчике-волшебнике получили широкий и неоднозначный отклик. Многое уже прозвучало в большой полемике, тем не менее редакция газеты «Мирт» решила провести круглый стол и попросить каждого из присутствующих высказать свое личное мнение о прочитанном. Дело в том, что вокруг книг о Гарри Поттере выросла гора самых невероятных и причудливых мифов, воздвигнуть которую помогли высказанные повсюду мнения. Пришло время с этим разобраться.

    Роман НОСАЧ: Интересные результаты показал опрос на нашем сайте. Книги о Гарри Поттере прочитали 12 процентов опрошенных; не прочитали, но планируют 21 процент; не читали и никогда читать не будут 65 процентов. Мы не знаем, по каким причинам так много людей вообще не хотят знакомиться с ней. Может быть, они не интересуются книгами вообще, детской литературой в частности. Один человек здесь, в Питере, сказал, что он не стал покупать и читать, потому что ему не понравилась большая шумиха вокруг этих книг, и он не пожелал быть жертвой рекламы. Многие христианские газеты опубликовали какие-то материалы, связанные с Гарри Поттером. В нескольких я встречал сообщение Радиоцеркви, подписанное Аленой Пак, где конкретно сказано: ни в коем случае не читать произведения Роулинг — это сатанизм, автор сама сатанистка. Жесткая позиция. В официальном журнале Союза ЕХБ «Христианское слово» идет обсуждение. Журнал «Свет Евангелия», первый номер за этот год, содержит информацию о разных событиях, касающихся Гарри Поттера, подпись под иллюстрацией: эти сказки, по сути, являются популярным введением в магию. Таким образом, СМИ высказали какое-то свое отношение. Кроме того, мы знаем, что в церкви на Поклонной горе и ряде других церквей четко и ясно сказали, эти книги читать нельзя. Мы собрались для того, чтобы попробовать разобраться в этом явлении и понять, действительно ли так велика опасность. Надеюсь, все, кто прочитал хотя бы одну книгу, выскажет свое мнение. Прежде всего хотелось бы знать, что нам известно об авторе.

    Надежда ГЕРМАН: Об авторе знаешь, когда с ним познакомишься. Мы же можем судить о нем по тому, что пишут. Я читала две совершенно противоположные статьи. Одна утверждала, что Роулинг, написавшая о Поттере, состоит в сатанинской церкви, знает ритуалы этой церкви и имеет понятие, что там происходит. Что своего Поттера она списала с известного сатаниста Кроули, который уже ушел в вечность, то есть биография героя полностью совпадает с биографией Кроули. Во второй статье говорилось, что автор — христианка, которая написала книги для своего ребенка. Для меня это два противоположных мнения, почерпнутых из одинаково авторитетных источников.

    Анатолий АЛЕКСЕЕВ: Могу судить об авторе по внешним описаниям — она англичанка, ей к тридцати, мать-одиночка, безработная учительница. Как писатель непрофессионал — это видно из ее книг, которые она писала действительно для «внутреннего потребления». Успех ее ошарашил. Может, за ней кто-то стоит, и кто-то пишет за нее. Якобы теперь у нее судьба устроилась, она вышла замуж, стала счастлива в семье. Пользуется оккультными науками.

    Александр ЛЫЧАКОВ: На примере автора этой книги мы можем видеть, что человек, если он труженик, из трудных обстоятельств выберется. Если он реализует талант, то может очень многого достичь. И это хороший пример. Человек своим трудом достиг богатств, прославился...

    Виктор КАЗАНСКИЙ: Мне это напоминает Билла Гейца, самого богатого человека в мире, в котором многие видят какого-то мошенника. И никто не задумывается, что он заработал эти деньги, придумал, как это сделать. То же самое и Роулинг — она написала эти книги, честно заработала свои деньги.

    Гарт МОЛЛЕР: Строго говоря, она шотландка. На Западе есть такая программа помощи начинающим писателям: человек показывает что-то написанное и если это талантливо, то его работу финансируют. Она получила деньги от фонда для поддержки новых писателей, чтобы быть в состоянии жить и обеспечивать ребенка, пока не допишет книгу. Она член англиканской церкви, я знаю это точно. Я также знаю, что не было никаких разговоров об оккультизме или магии в отношении ее книг до того, как один человек в юмористическом журнале написал интервью якобы с ней. Это было сделано с иронией и юмором, он придумал все факты и представил ее будто бы сатанисткой. Но это интервью начинали принимать всерьез, и тогда он сразу написал опровержение, объясняя, почему появился такой материал, — он думал будет просто смешно, но теперь очень сожалеет, что это отрицательно сказалось на Роулинг. Я тоже слышал, что Поттера связывают с именем Алистера Кроули. Но я также чуть-чуть знаю биографию этого сатаниста — ничего похожего с героем Роулинг. По крайней мере в четырех книгах, которые я прочитал. Нет там и оккультных наук. Если Роулинг и знает оккультизм, то в книгах это не показано. Реального оккультизма в книгах нет, а есть школа, где дети усваивают некие знания. Автор не призывает следом за ними делать то же самое, наоборот, она говорит, что такой-то обряд очень сложный или такой-то обряд не следует делать, потому что будут плохие последствия.

    Виктор КАЗАНСКИЙ: Считаю, что личность автора не очень важна для подобных обсуждений.

    Роман НОСАЧ: «Она — сатанистка» — вот первые отклики христиан. Это, скажу, сильно влияет на восприятие. Если Льюиса назовут сатанистом, то христиане читать его будут меньше. Теоретически можно вообще промолчать. Ведь выходят сотни и тысячи книг, про которые церковь вообще молчит. Прилавки заполнены реальными оккультными книгами — реакции на это нет. Кроме общей, да, очень много. В случае с Гарри Поттером реакция была мгновенной. На что? На то, что вышли миллионы экземпляров, на само явление или на содержание?

    Надежда ГЕРМАН: Сначала содержание никто не знал, но была реклама. Это сыграло очень большую роль. Все видели демонические лица на экране, темноту и Гарри Поттера, ушедшего в темный, мистический мир. Реклама была построена так: мы научим вас волшебству. И она сразу настроила церковь против книг о волшебстве. Первую негативную реакцию я увидела прежде всего в газетах христианских. К нам идет опасная книга, будьте на страже, это опасность для наших детей. Аргументы — сатанинские начала писательницы. Книга только подходила, а мнение о ней уже было составлено.

    Гарт МОЛЛЕР: Конечно, в христианском мире все предупреждают друг друга об опасности. Но в данном случае верующие перестарались. Все началось с ложного интервью. Ошибочное мнение распространилось очень быстро, что часто случается. Понимание того, что нас приглашают к оккультизму, закрепилось.

    Виктор КАЗАНСКИЙ: Я не понимаю, почему вокруг этих книг такая шумиха. Это не шедевр литературы, хотя я и прочитал их с интересом. Думаю, в большей степени это для школьников. Сюжет совершенно не нов. Вспомним хотя бы Урсуллу Легуин «Волшебник Земноморья», где довольно много описываются всякие школы магов. Антихристианской направленности у Роулинг я не увидел: ее герои отправляются на рождественские каникулы, пасхальными каникулами они не пользовались, потому что готовились к экзаменам. В то же время известна фантастика, которая имеет совершенно четкую антихристианскую направленность: «Мир, отягощенный злом» Стругацких или Гарри Гаррисон «Молот и меч», «Император и крест».
    Думаю, находка автора, что она фэнтази помещает в наше время, в нашу обстановку. Это не какая-то вымышленная страна, как у Толкиена или Легуин, это не какое-то там историческое прошлое времен Артура и Круглого стола. Это наше время, там ездят автобусы, ходит метро. Для мальчиков покупают школьную форму. В наше время писательница вводит такое понятие, как чудо, которое мы стараемся выгнать из нашей жизни. Но дети все равно будут стремиться к чуду. Особенно к такому, которое не запредельное, а настоящее.

    Валерий ШУМИЛИН: Действительно, реакцию христианской прессы на книги Роулинг можно назвать бурной. Украинская газета «Тимофей» предупреждает нас: Алистер Кроули, мировой вождь сатанистов, высочайше оценил цикл повестей. Хотя мы знаем, что Кроули давно умер. Другой автор считает, что в результате прочтения книг о Поттере ряды сатанистов пополнились: 20 миллионов мальчиков и девочек присоединились к сатанистам. В прессе много неточностей и таких сведений, которые вызывают недоумение и досаду. Поэтому давайте будем судить по плодам. В «Комсомольской правде» пространное интервью, показывающее, как восприняла наша российская девочка Камила произведения английской писательницы и какие выводы делает молодежь. Камила утверждает, что надо верить в чудеса и летать на метле. Испорченная судьба. Кто мечтает летать на метле? Метла издавна принадлежность ведьмы, оккультизма. Вспомним мировую литературу, хотя бы «Мастер и Маргарита» Булгакова.

    Александр ЛЫЧАКОВ: Мне было интересно читать, хотя я давно вышел из детского возраста. Я получил от этого чтения удовольствие, и я понимаю, почему эта книга издается многомиллионными тиражами и переводится на разные языки. Зачем читаются такие книги? Именно потому, что читать их интересно. Они приносят людям отдых, радость. Ничего антихристианского в них я не увидел. Говорится, что Гарри крещеный — это немаловажно. Вспоминаются христианские праздники. Книги написаны с изрядной долей юмора. Вспомните сов: маленькие совы носят письма на малые расстояния, большие — на большое и т. д. Надо понимать добрый шотландский юмор. Мне кажется неправильным то, что христианская пресса, не проверив, распространяет клевету на автора и на эту книгу. Прочитайте — сделайте выводы. Но когда из газеты в газету перепечатывают небылицы, поливая грязью писательницу, а сами не разобрались — это достойно осуждения. Гораздо проще сказать нет и запретить. Больше делать ничего не надо. Но если сказал да, надо отвечать за свои слова. Эта книга — элемент массовой культуры, как хлеб, овсянка. Есть изысканные продукты, не доступные большинству по разным причинам. Нужны и те и другие. Но массовая культура определяет сознание. Эта книга не нанесет вреда сознанию людей и христианам. В детстве мы читали сказки, например, про старика Хоттабыча. Он смотрел на Восток, говорил трах-тибидох, и мы тоже так пытались делать и так говорить, но никто из нас не стал сатанистом и эти занятия не привели к трагическим последствиям. Вспомним другие сказки: царевна-лягушка — оборотень. Колобок — монстр, говорящая щука — мутант. Тогда надо выкинуть все сказки. Но никто до этого не додумался, а вот вышла новая, ее почему-то осуждают. А кто знает, пройдут годы, и станет Гарри Поттер классикой.
    Думаю, во всем ажиотаже, который происходит вокруг книг Роулинг, есть элемент, если хотите, зависти. Женщина, труженица, своими руками и головой добилась больших успехов. А другие хотят на волне критики легко возвыситься над этими достижениями. Это не христианский путь во всяком случае.

    Анатолий АЛЕКСЕЕВ: Я прочитал все три книги и делал заметки. Но сначала хочу обратиться к Библии, Второзаконие 18:10-13 и Евангелию от Луки 9:1. Здесь волшебство осуждается бескомпромиссно. По Библии, если дар творить чудеса есть, его нельзя развить — эта власть уже дана. А в книгах мы видим, что существует школа, причем не одну сотню лет, и есть привидения, которые ходили 500 лет назад. Давайте также подумаем, а куда эти школьники потом деваются, что с ними будет дальше? Все факультеты, и особенно один из них, выпускают черных магов. Впрочем, нельзя так делить: белые маги и черные. Есть просто маги.
    В книгах есть четкое деление на магов и маглов. Маглы — это мы, обыкновенные люди, простаки такие. Маглы собрали все отрицательные черты, они отвратительны, описываются самыми черными красками. Поттер жил в семье маглов, где терпел унижение, но родился он в благородной семье магов.
    Маглы, которые его воспитали, — пьяницы, чревоугодники, злы, ничего хорошего не делают. Это страшно читать. Зато Поттер у нас прелесть — врун, трус. В книгах ни одного положительного характера. Если приличная девочка (Гермиона), то зубрила. У них только два вида проявления эмоций: они то хохочут (причем так, что становятся красными или падают под стол), то краснеют (красный, как свекла, красный, как морковка, как помидор и т. д.) Школа волшебства, если снять налет мистики, — это простая низкопробная школа. Там ругаются друг с другом, подсиживают, учителя далеко не образцы: друг на друга жалуются, все карьеристы. И у них только один дар — держать волшебную палочку и совершать чудеса.
    Это не настолько безобидная книга, как думают. Героям по 12 лет, они в бары ходят, пиво пьют. Учителя тоже пьянствуют. Когда читаем наши сказки, там есть мир таинственности, волшебства. Детям этот мир раскрывается полностью, и мы видим простых людей с их пороками, только обладающих даром перевоплощения. Там добро всегда побеждает зло. Чудеса же у Поттера делаются не для блага людей, а чтобы бороться друг с другом. Во второй книге Гарри признается, что они ничего не умеют делать руками и этим гордятся. Здесь нет описания борьбы добра и зла. Есть искаженная картина мира. Мое впечатление от этой книги полностью отрицательное, рекомендовать ее я не могу. Но и запрещать нельзя — еще хуже будет.

    Надежда ГЕРМАН: Чем интересна книга? Динамичностью, необычностью в сравнении с нашей монотонной жизнью. Именно этим она завораживает детей, привлекает и дает пищу для души. Я вижу наших детей в школе — монотонная, скучная жизни: школа, метро, уроки, дополнительные уроки, опять метро. Больше ничего. Я спрашивала родителей, как вы проводите время с детьми. Никак. Христиане говорят, телевизор — это ужас. Но если ужас, дайте что-нибудь другое. Ведь душа все равно будет развиваться, ей обязательно надо развиваться. Нужна пища для этого — эмоциональные переживания, интеллектуальные богатства и прочее. Но ничего этого наши дети не получают.
    Эту книгу можно читать с детьми. Но делать акцент не на магию, а на другое. На нравственный выбор, побуждать, чтобы думали, оценивали. Родители, которые ведут ребенка ко Христу, найдут в этой книге пищу. В любой книге ее можно найти. Ничто запретить в этом мире невозможно. Если захотят прочитать — найдут. Они будут это делать под подушкой, у друга, как угодно... Ребенку вместо запретов надо давать эталон мышления, тот свет, с которым он пойдет и не потеряется, не заблудится. Иначе мы воспитаем людей, которых называют упертыми баптистами. Личность будет углублена в себя.

    Юлия СУЛЬЖЕНКО: Книги о Гарри Поттере — один из тех феноменов, которые при своем появлении сразу вызывают вокруг себя большую шумиху, а потом это все спадает и спадет, иногда сходит на нет или остается на своем уровне. Интересно поразмышлять, почему это происходит. Видимо, столкнулись какие-то интересы. Но какие?
    Мир, который создает Джоанна Роулинг, современный, яркий, динамичный. Но если его сравнить с миром других волшебных сказок, который есть, например, у Толкиена во «Властелине колец», то надо сказать, что у Джоанны слабое подобие. Говоря о достоинствах книги, интересно посмотреть на фанатов Толкиена и Гарри Поттера — это все-таки разные люди. Толкиенисты — более интеллектуальные, образованные. Толкиенисты говорят поттероманам, ну что же ваша писательница даже новых имен не придумала, смотрите, сколько их у нас, а у вас? Если сравнивать эти два мира, то Джоанна проигрывает. Интересно заметить, что главный персонаж силы тьмы у Толкиена теряет лицо и у Роулинг герой теряет лицо и после не может нигде появиться. Но возникает вопрос: события развиваются одинаково, потому что стереотип такой сложился или ничего другого уже не придумать.
    Толкиена читать детям невозможно, а Роулинг для них доступна. Как всякий волшебный мир, описанное в книгах отличается от реального, и дети понимают, что есть что-то иное кроме того, что они видят. Достоинство книги, что она помогает понять: то, что мы видим перед собой в реальной жизни, — это еще не все, что есть другой мир, открывающийся нетрадиционно. Особенности этого мира не всегда положительны, но важно знать, что он есть. Впрочем, это достоинство любой сказки. Ребенок, читая или слушая сказки, начинает задумываться: да, есть другая реальность, есть Бог, есть Царство Божье. Это тренинг по фантазии, ключ к другим мирам, когда ярко и образно можно представить себе другую реальность.

    Мария КАРЯКИНА: Я прочитала одну книгу и посмотрела фильм. Впечатление разное. Но сначала были письма по электронной почте, предупреждающие об опасности. Они вызвали у меня внутренний протест — нельзя быть такими категоричными и без всяких оснований говорить про сатанизм. Потом было письмо уже с доказательствами, на шести страницах, и оно подтолкнуло к прочтению самой книги. Впечатление от прочитанного осталось очень хорошее. Кроме того, что книга динамичная, захватывающая, мне показалось, она очень светлая. Как уже было замечено, детям, как и всем другим, приходится делать внутренний выбор. И достаточно четко в книге показано, что есть добро, а что зло — между чем и чем надо выбирать. Я не могу понять, где там можно увидеть сатанизм и прославление темных сил, наоборот, темные силы в книге — это все плохое. Идеи очень хорошие и конкретные, а то, что повествование обличено в такую форму — это для того, чтобы лучше преподать нравственные истины, нельзя же всех людей, хоть детей, хоть взрослых, усадить за парты и начать им читать мораль. Часто приходится слышать замечание, что приемная семья Поттера показана с отрицательной стороны и будто бы это образ христианских фундаменталистов. Я не увидела в книгах ни христиан, ни фундаменталистов. Не считаю, что книга направлена против семьи вообще. Если мы возьмем Марка Твена «Приключение Тома Сойера», то там тоже нет идеальной семьи, а самое ужасное место, которое там описано, — воскресная школа, где жуткий учитель заставляет учить имена апостолов. Дело не в том, что христианство плохое, а в том, что есть люди, которые называют себя христианами, но в них нет ни любви, ни доброты, ни сострадания — ничего. Критика не против христианства, а против плохих качеств этих людей. Надо отличать цели и формы, видеть за внешним выражением идею. Мне кажется, что книга очень хорошая, я бы рекомендовала ее читать.

    Гарт МОЛЛЕР: Я неплохо знаю английскую литературу, в которой есть такой жанр, как школьные книги, описывающие, как учат и учатся. Их много в Англии, еще больше в Америке, и все они имеют определенные формы, пишутся по своим законам. Важная их характеристика — юмор. Книги Роулинг можно отнести к этому жанру. Она писала пародию на школу. Все ее герои показаны с юмором. Родственники Гарри ужасные, она смеется над ними, но я тоже знаю таких людей. Это не христиане и не христианские фундаменталисты, это люди, которые хотят представить себя миру определенным образом. В конце концов это лицемеры. Магические предметы в школе — это все шутка. Надо знать английские школы, чтобы это понять. В наших школах история — и у них история магии, у нас скучные лекции на тему разных войн — и у них скучные лекции о гоблинах. Это все аллюзии, их много, даже невозможно перечислить, большинство теряется в русском языке. Главное же — борьба добра со злом, которая полно и хорошо показана.

    Виктор КАЗАНСКИЙ: В фильме Тарковского «Сталкер» герой говорит: «Раньше было интересно, раньше в каждом доме жил домовой, в каждой церкви Бог, а теперь треугольник А, Б, С равен треугольнику А-прим, Б-прим, С-прим». Наша жизнь и, самое поразительное, жизнь в церквах — скукота. Мы выгоняем из церквей чудо. В первую очередь, к сожалению, на библейских уроках. Есть интересные уроки, красивые картинки, а чуда нет. В книге Пьера Буля «Чудо» у человека отросли крылья. И вот он пытается понять, что делать с этими крыльями. Приходит в церковь — ему падре говорит, знаете, сейчас много обвинений в адрес церкви, много нападок на церковь, вы нам не нужны, вы нас дискредитируете. Таково наше отношение к чуду, и мы стараемся, чтобы наши дети выросли такие же серые, скучные. Нас раздражает дар исцеления, мы его не понимаем, поэтому его не надо развивать. Братьев Гримм и Перо сжечь на площади — все волшебники, чему они учат. Царевна заснула, что это такое? Мы сами боимся чуда, оно неудобно и хотим, чтобы дети и подростки жили также, как и мы. Но этого не будет, они будут стремиться к чуду.

    Роман НОСАЧ: Есть христиане, которые считают, что нет ничего хорошего за пределами их мира. Мы духовные и достойны подражания, а остальные не правы и злы.

    Юлия СУЛЬЖЕНКО: Говорят, давайте мы возьмем содержание и не будем смотреть на форму. Но все знают, что форма и содержание связаны. Мир добра и зла, в какую форму он выливается? Это интересно рассмотреть. Форма магии и волшебства, во что она выливается? Поле, на котором происходит сражение между добрыми и злыми, формы, в которое это сражение отлито, каким-то образом повлияют на детей, когда они будут читать книги про волшебство. Как они воспримут эту форму и как это скажется на их представлении о добре в зле? Невозможно провести здесь разделительную черту. Да, все склоняются к тому, что содержание книг — это борьба добра и зла. А что делать с формой? Как к ней относиться? Когда мы приходим в царство магии, мы сознаем, что ничего не понимаем здесь. Но понять очень хочется. То, что нам дано и открыто в Библии, — это наша история как христиан. Причем мы знаем, нам только приоткрыта завеса. То есть существуют какие-то проявления Бога, которых мы не понимаем, и когда мы ступаем на эту почву, все становится очень зыбким. И тут, думаю, давать оценки будет сложнее.

    Надежда ГЕРМАН: Я тоже размышляла об этом. Термины действительно несут в мире определенную нагрузку. Писательница Роулинг берет слова, которые в мире всем известны в определенном смысле, то есть мы знаем, что за ними стоит. Мы знаем, что такое магия. Но как дети потом, после прочтения книг, будут относиться к тому, что называется этим словом? Какие понятия они усвоят?

    Виктор КАЗАНСКИЙ: Для чего читают подобную литературу? Первая и основная причина — чтобы отдохнуть. Если капаешь, то потом отдыхаешь. Если ты работаешь в церкви, то запретить себе думать просто невозможно. Однако, чтобы отдохнуть, надо на что-то переключиться. Я читаю фантастику. В понедельник у меня день фантастики. Вторая важная причина — фантастика снимает шоры. Мы в церкви о Боге думаем стереотипно, и мы пытаемся Бога представить в человеческом облике, но Бог не человек. Фантастика иногда помогает мне понять Бога лучше, так как она снимает мою зашоренность, изменяет мой человеческий взгляд. В одном фантастическом рассказе я вычитал интересную мысль, что в межзвездные экспедиции надо включать шизофреника, потому что нормальный человек с его логикой иногда может пройти мимо разумной формы, не поняв, что это и есть разумная форма. Потому что он думает по-человечески. Фантастика в нашей жизни выполняет роль этого шизофреника, помогает снять шоры и по-другому взглянуть на Бога и Библию. Попробуйте измерить в человеческих нормах и представлениях, что Бог есть Дух?

    Гарт МОЛЛЕР: Жизнь действительно монотонная. Очень трудно жить — человек будто посажен в маленькую клетку. Но каждый хочет ощущать свою значительность, поэтому если вдруг человек почувствует, что миру угрожает опасность, даже не то, что угрожает, а он может занять место в борьбе с этой опасностью, то тогда этот человек может почувствовать значительность, которой ему так не хватает. Но это только при условии, что он включится в эту борьбу. Легче говорить о Гарри Поттере, чем наладить отношения с собственной женой. Или мужем. Я подозреваю, что согласовать с Библией свою собственную жизнь гораздо труднее, чем победить Гарри Поттера.
    Я прочитал много фэнтази, когда учился в университете. И я могу сказать, что невозможно представить себе человека, который называл бы себя магом и вел бы себя так, как мы читаем об этом в книгах Джоанны. Мир магов у нее — мир, больше похожий на мир ученых, которые занимаются какими-то исследованиями в поисках власти или чего-то еще. Но определенно это не та реальная магия, которая ищет силы. Если человек на самом деле хочет заниматься магией, он сразу поймет, Гарри Поттер для этого не годится и ничем ему не поможет. Когда я читаю в Библии запрет на магию, думаю, там не имелся в виду Гарри Поттер, а имелись в виду связи с темным миром.

    Валерий ШУМИЛИН: На Удельной, где я живу, продают четыре книги о Гарри Поттере. Как-то я наблюдал: проходят взрослые и дети, но никто не обращает на прилавки внимания, хотя обложки очень яркие, броские. Может, по нашей бедности. Там же собираются подростки на свои тусовки — им не до книг. Конечно, мат-перемат. И тогда начинаешь думать, что лучше, если бы они читали Гарри Поттера. Как альтернатива страшной подростковой беспризорности эти книги вполне могли бы подойти, но вот беда — такие дети книг вообще не читают, скорее всего, они вообще безграмотны.

    Роман НОСАЧ: Наше обсуждение было безусловно полезным. Мы выслушали ряд мнений, которые, конечно же, не являются какой-то инструкцией или рекомендацией. Мы никому не навязываем этих мнений, но думается, они внесут некую ясность в ту полемику, которая все еще продолжается.


ВЕДУЩИЙ КРУГЛОГО СТОЛА
Роман НОСАЧ,
Главный редактор газеты «Мирт»

УЧАСТНИКИ КРУГЛОГО СТОЛА
Надежда Ивановна ГЕРМАН,
директор христианской школы имени Каргеля и Бедеккера;

Валерий ШУМИЛИН,
член Союза писателей России, христианский поэт, публицист;

Виктор КАЗАНСКИЙ,
пастор Пресвитерианской церкви, любитель фантастики;

Анатолий АЛЕКСЕЕВ,
библиотекарь Армии Спасения;

Александр ЛЫЧАКОВ,
библиотекарь общества «Библия для всех»;

Юлия СУЛЬЖЕНКО,
директор издательства «Шандал»;

Мария КАРЯКИНА,
студентка Санкт-Петербургского христианского университета;

Гарт МОЛЛЕР,
преподаватель греческого языка и иврита в христианском университете в Санкт-Петербурге, генеральный директор школы имени Каргеля и Бедеккера.

Материалы круглого стола подготовила
Галина СУЛЬЖЕНКО