Deprecated: Function split() is deprecated in /home/mirtru/gazeta/content/index.php on line 221
УРОКИ МОЛЧАНИЯ / Интернет-газета «Мирт»
Главная / Статьи / Взгляд / УРОКИ МОЛЧАНИЯ

Ежедневно мы произносим тьму различных слов, что-то объясняем, создаем много шума, суетимся. Ритм жизни обязывает нас к торопливому, словесному общению. Часто в такой беседе с человеком трудно уловить самое главное, увидеть за словами его душу, заглянуть в его внутренний мир.

Многословие напоминает туман, который окружает потерявших друг друга путников. Они изо всех сил пытаются встретиться, а для этого издают какие-то звуки, громкие сигналы. Временами кажется, что они находятся где-то рядом и даже вот-вот столкнутся. А они все дальше и дальше удаляются друг от друга. Оба путника даже на мгновение не готовы умолкнуть, остановиться и прислушаться. А между тем, есть вещи, которые можно услышать только в тишине.

Недавно в духовных размышлениях митрополита Сурожского Антония я повстречал интересную мысль: «Мы обманываемся, когда думаем, что общаемся друг с другом через слово. Если между нами нет глубины молчания, слова ничего не передают, — это пустой звук. Понимание происходит на том уровне, где два человека встречаются глубинно именно в молчании, за пределом всякого словесного выражения».

Другими словами, настоящего понимания другого человека не может быть там, где мы не пытаемся понять его молчание. Отказавшись от этой попытки, мы теряем важную часть общения.

Как-то поздно вечером я пешком возвращался из церкви домой. Возле остановки я заметил человека, лицо которого показалось мне знакомым. Сначала я прошел мимо. Но в душе, словно какой-то голос подсказывал: «Вернись! Ты должен ему помочь!» Я неохотно вернулся и, встав поодаль, принялся наблюдать за этим человеком. Вдруг я узнал его. Это был мой школьный друг. Я не видел его несколько лет. И вот теперь Бог допустил мне эту встречу.

Но как мой друг за эти годы изменился! Я поймал себя на мысли, что мне неприятно подходить к нему. Он был пьян, небрит, лицо поранено, рядом крутились малолетние карманники. Они пытались заглянуть в его сумку.

А я стоял и вел с ним мысленный диалог: «Что с тобой произошло? Я помню тебя другим! Ты был хороший семьянин, заботливый отец для своей дочери. У тебя была хорошая работа, достаток. Что случилось?»

Поборов в себе отвращение, я подошёл к нему. Завидев меня, воришки поспешили скрыться. Сначала казалось, что мой друг меня не узнает. Тогда я произнес его имя. И тут он признал меня. Я молча взял его под руку и повел домой. Благо, что я с детства помнил эту дорогу и до его дома мог дойти с закрытыми глазами. Я знал, что в этот момент ничего говорить не нужно. Так и шел молча рядом с ним.

Мой друг всю дорогу проплакал. Жена ушла, работу потерял, ребенка воспитывает чужой человек. Целый «набор» несчастий. Я чувствовал, что нужно молчать. В тот момент мое молчание оказалось сильнее многословных проповедей и нравоучений. Оно обличало и утешало. После я благодарил Бога, за то, что нашел в себе сил смолчать, не морализировать, не терзать поспешными словами человеческую душу.

Как часто мы забываем, что молчание необходимо для того, чтобы услышать другого человека, понять его боль, страдание.

Праведный Иов однажды потерял все, чем обладал: кочевники угнали скот, ураган обрушил крышу дома на его детей, пожар уничтожил имущество. В довершение всего он сам заболел тяжелой кожной болезнью. Это была неизлечимая проказа, которая поразила его от подошвы ног до самого темени. Жена Иова, посчитала это проклятием и предложила своему мужу отказаться от веры в Бога и умереть. В ответ на это предложение он произнес мудрые слова: «Неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать?» (Иов. 2:10). Так Иов остался непреклонным и постоянным в своей вере.

Прокаженный считался религиозно нечистым и вынужден был покинуть свой город и селиться вне его стен. Иов вышел из города и сел на груду пепла. Это было место городской мусорной свалки. Там постоянно горел огонь. Только рабы, прокаженные и дикие звери изредка приходили сюда.

Иов замолчал на семь дней и ночей. Ни слова не вырывалось из его уст.

Молчание необходимо для осмысления произошедшего. Мы можем полностью понять себя, только тогда, когда пребываем в молчании.

Молчание словно ежедневная гигиена нашей души. Нам жизненно необходимо молчаливое уединение.

Однажды летом мы мчались с друзьями на машине, о чем-то оживленно говорили, шутили и смеялись. Мы даже не заметили, как со скоростью выехали на узкую и извилистую лесную дорогу. Ничто не предвещало опасности. И вдруг водитель резко ударил по тормозам. И тут мы поняли, что находились на волосок от аварии. Машина стояла на самом краю откоса. Мы отъехали от опасного места, остановились и долго сидели молча. В тот момент не нужно было произносить лишних слов. Мы были верующие люди, и каждый в душе молился.

Мне думается, что Бог иногда допускает такие ситуации, когда мы учимся молчанию. Молчание — это окно, через которое мы можем заглянуть в собственную душу. Как часто мы не желаем этого! Не от того ли, что боимся там увидеть пустоту, суету и ничтожность порывов и стремлений?

Вернемся к истории Иова. Три друга пришли утешить больного. Сначала они зарыдали и по восточному обычаю в знак скорби разорвали свои верхние одежды. А потом молча сели рядом со скорбящим праведником. Вновь цитирую Библию: «И сидели с ним на земле семь дней и семь ночей; и никто не говорил ему ни слова, ибо видели, что страдание его весьма велико» (Иов. 2:13).

В древние времена был универсальный язык выражением скорби и сопереживания — молчание. Сегодня этот язык, похоже, утерян. Мы заменяем молчание многословием, в котором, по выражению апостола Иакова, «не избежать греха». Результатом этого становится растущее непонимание себя и других.

Насколько я понимаю Библию, многие герои Ветхого и Нового Заветов специально были направляемы Богом в те места, где могли быть в одиночестве, например в пустыню. Там Бог открывался им. Достаточно вспомнить египетского князя Моисея, который бежал из дворца фараона и 40 лет был простым пастухом в пустыне, где Бог учил его смирению. Господь Иисус Христос часто удалялся в пустынные места и там молился.

Когда мы подобно праведникам Библии учимся ценить молчание, тогда происходит чудо. Мы начинаем слышать Бога, познавать Его волю. Почему же современные христиане все реже вспоминают о молчаливой молитве? Может быть, молчание кажется им проявлением слабости и безуспешности?

Иногда у нас не находится слов, чтобы ответить тем, кто лживо обвиняет нас. И мы молчим. Это то средство, которое может полностью обезоружить противника. В такой ситуации молчание не слабость, а сила.

Вспомним самое короткое предложение во всей Библии. Оно описывает реакцию Иисуса на обвинения лжесвидетелей. Написано: «Иисус молчал» (Мф. 26:63). Он предался целиком во власть Бога Отца. Молчание Иисуса становится обличением лжи и несправедливости. Кто бы научил нас такому побеждающему молчанию?

Вспоминаю рассказ старой женщины, прихожанки евангельской церкви. В 1937 году она работала врачом в Казахстане. По стране шла волна сталинских репрессий. В поселке разоблачали все новых и новых «врагов народа». Однажды она узнала, что арестовали отца одного из ее пациентов. Органы стали постепенно забирать всех его знакомых. Женщина почувствовала грозившую ей опасность. Она поняла, что под давлением следствия арестованный может оклеветать и ее.

Однажды в ее кабинет зашли работники НКВД. С ними пришел и отец ее пациента. То, что произошло потом, она пересказывала много раз: «Я навсегда запомнила выражение его глаз. Он был какой-то потерянный. Его подвели ко мне. Он смотрел на меня, я смотрела на него. Мы не издавали ни звука. В тот момент я не знала, что говорить. Работники НКВД внимательно смотрели на мою реакцию, а я молчала. Так ничего и не произнесла. И, о чудо, они развернулись и вышли».

Молчание спасло этой женщине жизнь. Любые слова в том момент работали бы против нее. Но она не произнесла ни одного слова. Бог в тот момент словно закрыл ее уста.

Легче произносить тысячу слов, чем молчать. Но будет ли от них польза? Всему свое время. И если мы еще не научились молчать, то мы не научились слышать себя, других людей, а самое главное — Бога!