Deprecated: Function split() is deprecated in /home/mirtru/gazeta/content/index.php on line 221
ОПАСНОСТЬ САМОАНАЛИЗА / Интернет-газета «Мирт»
Главная / Статьи / Взгляд / ОПАСНОСТЬ САМОАНАЛИЗА
ОПАСНОСТЬ САМОАНАЛИЗА
ОПАСНОСТЬ САМОАНАЛИЗА
24.09.2011
2962

Самоанализ подобен раку. Он совершает свою опустошительную работу внутри нас, оставаясь незамеченным, и только некоторое время спустя мы обнаруживаем ущерб. В самоанализе наша внутренняя жизнь ополчается на саму себя со всеми разрушительными последствиями.

Что такое самоанализ? Чтобы понять это, полезно взглянуть на то, как Библия определяет сердце. В сердце мы обнаруживаем три функции, связывающие нас с действительностью: думать, быть и делать. Эти функции я называю «направленными вовне». Они абсолютно необходимы в наших взаимоотношениях с тем, что существует вне нас, за пределами нас самих.

Во-первых, они играют важную роль в определении того, что мы думаем о действительности, что в свою очередь определяет, как мы с действительностью обращаемся. Если мы воспринимаем Олимп как обиталище греческих богов, мы будем относиться к нему иначе, чем, если Олимп для нас — каменная глыба, которую можно покорить. Такие рациональные, отвлеченные размышления определяют то, как мы поступаем.

Во-вторых, эти три функции также немаловажны в аспекте переживания действительности. Будучи людьми, мы обладаем удивительной способностью принимать участие и быть связанными с тем, что за пределами нас самих. На самом деле этот полученный из первых рук опыт внешней реальности дает нам возможность обрести твердую уверенность в том, что мы существуем. Поначалу кажется, что это противоречит интуиции, но истина остается неизменной: чем больше мы направлены вовне, тем более «настоящими» мы себя ощущаем и из опыта знаем, что мы есть.

В-третьих, эти функции влияют на то, как мы реагируем на окружающую нас реальность. Действительность требует от нас определенных ответов, и посредством нашей воли мы способны делать выбор в отношении мышления, бытия и поступков.

Библия выделяет необходимость этих свойств сердца во взаимодействии с тем, что существует. Обратите внимание, как Иисус учит нас о жизни в притче о сеятеле в 13 главе Евангелия от Матфея. Он обращается к нашей рациональности, призывая к правильному способу мышления относительно всей ситуации. В то же самое время Он говорит к воображению через символы и метафоры, что позволяет нам испытать, почувствовать на вкус и услышать то, что Он хочет донести. Когда же он делает акцент на действие, Он взывает к нашей воле, с помощью которой нам следует ответить в послушании.

Несмотря на то, что эти три функции действуют в трех разных сферах, они должны объединиться в единое целое в процессе значимого, направленного вовне взаимодействия с действительностью. В этом ключ к здоровому человеческому существованию.

Бесконечные размышления

Самоанализ можно обозначить как состояние, в котором способность мыслить и воля перестают быть направленными вовне. Отстраняясь от внешней действительности, мы замыкаемся на себе. Вследствие этого наше сознание и воля ограничены собственным «я», и, обращаясь внутрь, они начинают атаковать и разрушать воображение. Другими словами, все наше существование ограничивается рамками размышлений и поступков, но мы дорого за это расплачиваемся. Важность того, чтобы просто быть, быть полноценным участником реальности посредством опыта, утеряна.

Давайте поразмышляем сначала о том, как мыслительные процессы берут верх над процессами бытия. Датский философ-экзистенционалист Кьеркегард отмечал, что человек забыл, что значит быть. Он говорил, что мы не участвуем в жизни, а только думаем, как участвовать в ней. Мы пойманы в ловушку абстрактных идей. Хотя подобное сравнение может показаться слишком грубым и оскорбительным, тем не менее такой поворот вовнутрь точно описан выражением «умственная мастурбация». Бог сотворил сексуальность направленной вовне, участие другого человека необходимо. В случае мастурбации, сексуальность теряет взаимосвязи с реальностью за пределами одного человека, и для интимности уже нет места. Человек замкнут в себе и на себе.

Причина противоестественности вышеописанного в том, что Бог сотворил нас способными думать и быть одновременно, в неразрывной связи. Одна сторона призвана поддерживать другую. Когда размышления направлены только внутрь, они подавляют способность быть и переживать на собственном опыте все, что реально вокруг нас. Мы вертимся по замкнутому кругу мысли и анализа, думая о жизни и бытии, в то время как непосредственный опыт уплывает от нас все дальше и дальше.

Такой цикл таит в себе много трагедий. Несколько лет назад двое из наших склонных к самоанализу гостей в Лябри начали встречаться. Было невероятно мучительно наблюдать, сколько часов они проводили, анализируя эти отношения. Это свидания? Мы друзья? Или мы друзья с определенными привилегиями? В этих отношениях было так много самокопания, что не почти не осталось места для фактического опыта. Эти ребята утратили ощущение бытия.

Дела, дела, дела

Когда самоанализу отдан подобный приоритет по сравнению с непосредственным опытом реальности, результатом зачастую становится стиль жизни, при котором деятельность приобретает больше значения также за счет бытия. В таком случае, наша повседневная жизнь превращается в бесконечный поток активности и дел, и мало времени остается на ощущение того, что же все-таки на самом деле происходит вокруг. На первый взгляд такое движение может показаться энергичным, преисполненным жизни, но нередко оно далеко отстоит от действительности и представляет собой форму псевдобытия — утомительный бег от одного к другому и неспособность заметить, что птицы поют.

В наши дни люди много путешествуют. Многие из тех, кто посещают Лябри, вдоль и поперек обошли Европу, но были ли они там на самом деле? Я помню одну женщину в одном из великолепных музеев, полном шедевров искусства. Ни разу она не взглянула на картины как таковые. Она смотрела через свою видеокамеру, и это был опосредованный, прошедший через вторые руки опыт. Искра непосредственного переживания безнадежно угасла.

Таким образом, постоянная занятость может уничтожить нашу способность к бытию. Подавление таких непосредственных переживаний реальности не проходит незамеченным. Оно порождает боль и внутреннюю опустошенность.

Однако, часто в ответ на боль, мы только взваливаем на себя больше дел. Мы добавляем больше и больше задач в наши календари, и таким образом, глубже запутываемся в лабиринте своего «я», оторванного от действительности.

Это противоречит задуманному порядку вещей, так как в таком лабиринте отсутствует высшая мотивация и понимание того, как делать значимый выбор. «Я» имеет только себя как единственную цель и направленность. Нет больше никакого высшего закона, которому можно было бы подчиниться, и никакого высшего интереса, которому можно было бы отдать время. Мы оставлены на произвол занятости ради занятости, пойманы в сети все ускоряющегося бессмысленного движения по кругу.

К чему именно приводит самоанализ? Он опустошает нас и обрекает нас на одиночество, что, в свою очередь, мешает нам жить в мгновении настоящего времени и переживать на опыте чудо.

1. Самоанализ опустошает нас. Он высушивает наше естество. Я уже упомянул о необходимости взаимосвязей с внешней реальностью, чтобы быть и ощущать себя настоящими. Самоанализ увлекает нас как можно дальше от этой возможности. Вспомните о Бильбо из «Братства Кольца» Толкиена. Для меня кольцо есть символ самокопания, оно опустошает Бильбо. После 60 лет обладания кольцом он признается: «Я тонкий-претонкий, как масло на хлебе у скупердяя».

Чем дольше он жил замкнутой жизнью кольца, тем меньше он участвовал в жизни вокруг и все менее настоящим он становился. Чем опустошеннее и тоньше мы становимся, тем больше территории завоевывает тьма в нашей жизни. Любопытно, что библейский взгляд на свет очень часто ассоциируется с тяжестью, весом, в то время как пустота и «ничто» соотносятся с тьмой. По словам К.С. Льюиса, слава есть яркая ощутимая реальность, приглашающая к участию. Непроницаемая мгла ада прямо противоположна ей. Для человека, увлекающегося самоанализом, эта необитаемая темнота может оказаться единственно «реальным» убежищем в жизни — пример поистине адского существования. Это все, что они видят и чувствуют.

2. Самоанализ делает нас одинокими. Одиночество — одно из прямых последствий увлечения самоанализом. Когда мы в ловушке своего собственного закрытого мира, мира умственной мастурбации, мы утрачиваем навыки формирования истинных взаимоотношений интимности с другими людьми. Часто проблема еще больше усугубляется. В то время как мы ощущаем все растущую пустоту внутри нас самих, мы обращаемся к людям вокруг, чтобы заполнить эту зияющую пропасть.

Мы выжимаем из них все соки, сознательно и подсознательно настаивая на том, чтобы они вновь вернули нам чувство собственной реальности. По-настоящему интимные отношения требуют, во-первых, осознания отдельности другого человека, его значения и ценности, независимо оттого, что мы можем получить от него или узнать о себе. Только тогда мы в состоянии просто быть с другими человеком. Западня самоанализа лишает нас этого шанса.

3. Самоанализ мешает нам жить настоящим. Единственное время, в котором мы можем непосредственно пребывать, — это настоящее. Исключительно в этом времени «я» существует конкретно. Когда мы обращаем взгляд в прошлое с помощью памяти, или в будущее — с помощью фантазии, реальность проживается нами опосредованно. Она приходит к нам по дороге мысли. Хотя Бог призывает нас помнить прошлое и размышлять о будущем, Он также хочет встречи с нами в настоящий момент времени. Без реального участия во времени «сейчас» в отношениях с Ним другие аспекты лишены смысла.

До тех пор пока мы не покинем круги самоанализа, мы не свободны для того, чтобы быть полноценными участниками жизни — чтобы слышать пение птиц, чувствовать на вкус хрустящую хлебную корочку, жить и быть в настоящем времени. Бог сотворил нас для жизни сейчас. На самом деле, только сейчас мы и можем быть! Самоанализ представляет реальную угрозу такому участию в действительности.

4. Самоанализ не позволяет нам жить с ощущением чуда. В истинном бытии мы постоянно сталкиваемся с миром, который несравненно больше, чем мы сами, и только здравого рассудка недостаточно, чтобы объяснить всё и вся. Действительность не вмещается в наши умозаключения.

В этом величие поэзии. Она выражает наш ответ на нечто большее, чем серые клетки головного мозга. Встреча с таинственным должна вдохновлять нас к жизни в удивлении, даже в поклонении, и привлекать нас к еще более глубинному участию.

Для человека, занятого самоанализом, все подчинено анализу и размышлениям. Чудо и тайна равны угрозе, для них не находится места. Именно поэтому такие люди вынуждены отрицать все таинственное, как нечто незаконное и недозволенное: если что-то не вписывается аккуратным образом в мои категории, в мой мир умозаключений, тогда я должен это отвергнуть.

Будучи на почтительном расстоянии от возрастания в отношениях с окружающей действительностью, такой человек забивается еще дальше в угол темной и пустой тюрьмы своего «я».

Призыв любить

Пришло время услышать хорошую новость. Выход из подобного неприглядного состояния включает три взаимосвязанных между собой аспекта. Во-первых, нам необходимо услышать призыв к любви. Все виды самоанализа, с точки зрения Библии, по сути своей противоположны любви. Они развиваются относительно «себя» и направлены на «себя», в то время как любовь направлена вовне.

Любовь есть призыв выйти за пределы своего внутреннего мира и принять участие во всем, что реально вокруг нас. Это значит, что надо открыть глаза и уши. Чаще всего я молюсь, чтобы мои уши и глаза были открыты к чудесам Божьим в мире и в людях, этот мир населяющих. Это все равно, что влюбленность в существующую действительность!

Это есть возвращение к бытию. Это отказ подвергать все без исключения анализу или просто что-то делать без остановки. В этом значение свободы — снова удивляться перед лицом таинственного. Что еще более важно, призыв любить – это призыв, исходящий от самого Бога. В конце каждого дня только Бог обладает силой притяжения, чтобы привлечь нас выше и за пределы нас самих. Столкновение со славой Бога часто является самым действенным противоядием для отравленных самокопанием.

«Вкусите, и увидите, как благ Господь!», — написано в Псалме 33. Бог —не абстрактная идея, но Некто, с кем можно наладить живые взаимоотношения. А жизнь веры — это не просто исполнение заданий с деловым видом, но нечто, в чем нужно принимать непосредственное участие. Псалмопевец продолжает: «Хочет ли человек жить и любит ли долгоденствие, чтобы видеть благо? Удерживай язык свой от зла и уста свои от коварных слов. Уклоняйся от зла и делай добро; ищи мира и следуй за ним». Это призыв избегать бесплодных размышлений и бесцельного бега в непрерывной занятости. Этот голос призывает нас думать, делать и быть одновременно.

Размышления о себе

Таким образом, мы подошли ко второму аспекту выхода из сложившейся ситуации: призыву к размышлениям о самих себе. В одной из своих песен Саймон и Гарфанкел поют: «Притормози, ты движешься на слишком большой скорости, ...сметая на пути булыжники, ищешь забавы и отличного настроения».

Нам нужно притормозить. Для того чтобы поразмыслить в тишине, иногда нужно уединение. В действительности только в уединении мы можем научиться внимательно слушать. К этому нужно подходить с осторожностью, так как именно в это время самоанализ может вступить в свои права.

Но отличия самоанализа и размышлений о себе очевидны, если мы прислушаемся к Библии. В 13 главе 2 Послания к коринфянам Павел пишет: «Испытывайте самих себя, в вере ли вы». Из этого видно, что размышления о самих себе уместны. Но тут же Павел добавляет: «Или вы не знаете самих себя, что Иисус Христос в вас?»

Смысл состоит в том, чтобы найти не только себя, но Христа, пребывающего в нас. Только наедине с самими собой мы можем познать величайшую истину о себе: мы не одиноки. Мы встречаемся и строим отношения с Богом, который и вне, и внутри нас самих. Это отражает вершину христианства — Христос внутри нас, что есть надежда славы. Бог пребывает в нас! Размышления о себе в этом случае не являются упражнением своего собственного присутствия, целиком и полностью посвященным своему «я». Это испытываемое присутствие живого Бога в нас и участие в посвящении Его славе.

По мере того как мы учимся вкушать и видеть такое присутствие, оно будет формировать святое сознание, святое воображение и святую волю. Для этого требуется тишина и уединение.

В наши дни мы имеем крайне смутное представление о том, что значит остановиться, отдохнуть и просто быть — даже церкви находятся в состоянии ошеломленности от всех мероприятий и разнообразных программ.

В Псалме 45:11 сказано: «Остановитесь и познайте, что Я — Бог». Эти слова выражены повелительным наклонением — мы должны остановиться. Тогда мы обнаруживаем, по свидетельству автора, что «речные потоки веселят град Божий, святое жилище Всевышнего».

Послушание

Третий аспект заключается в призыве к послушанию. Идея подчинения сама по себе кажется деспотической в наше время, зачастую по причине того, как о ней проповедуют. Тем не менее, для загнанных в угол самокопания в послушании есть выход.

В 15 главе Евангелия от Иоанна Иисус говорит: «Как возлюбил Меня Отец, и Я возлюбил вас... Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей, как и Я соблюл заповеди Отца Моего и пребываю в Его любви». Из этого видно, что послушание неотделимо от любви. Повиновение и соблюдение Божьего закона наделяют нас способностью быть участниками Его любви. Мы призваны подчиниться закону, который превосходит наше собственное «я». Отвечая на этот зов, мы выходим за пределы своей самости и сталкиваемся лицом к лицу с чем-то великим и чудесным.

Вот почему закон есть благословение! Он не сотворен нами и не отображает только нашу сущность. Таким образом, выход из коварных лабиринтов самоанализа может быть таким простым: слушать Бога и делать, что Он говорит. Благодарность Богу за то, что Он говорит к нам!

Я закончу словами из молитвенника: «Всемогущий и вечный Бог, привлекай наши сердца к Себе, направляй наши умы, наполняй наше воображение и руководи нашей волей таким образом, чтобы мы всецело и с посвящением принадлежали Тебе. Используй нас, как угодно Тебе и всегда к Твоей славе и благоденствию Твоего народа через Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа. Аминь».