Все живое боится смерти – и люди, и животные, и растения. Но в наибольшей степени этот страх присущ нам, людям. И об этом стоит задуматься: почему мы – наиболее высокоразвитые земные существа – боимся смерти в наибольшей степени? Нет ли в этом страхе, страхе смерти, какого-то важного урока для нас?
Животные не боятся смерти, пока они не сталкиваются с непосредственной опасностью для их жизни, пока они не сталкиваются со смертью лицом к лицу. Мы же, люди, начинаем бояться смерти задолго до столкновения с непосредственной угрозой для нашей жизни.
Я думаю, что каждый из нас – по крайней мере, время от времени – испытывал панический страх смерти. Смерть страшит нас. И это нормально: в страхе смерти – самом по себе – нет ничего позорного для нас.
Были, правда, философы, которые стремились уверить нас, что нам нечего бояться смерти, что у нас нет никаких оснований ее бояться. К таким философам относится древнегреческий мыслитель Эпикур, который жил в III веке до Рождества Христова. Он, в частности, говорил примерно так:
“Мы не должны бояться смерти, ибо мы с нею (со смертью) никогда непосредственно не сталкиваемся – ведь пока мы живы, смерти еще нет; а когда к нам пришла смерть, нас уже нет”.
Я же, со своей стороны, твердо убежден в том, что философы, которые говорят, что у нас нет никаких оснований бояться смерти, не правы: со страхом смерти не так легко разделаться, как полагал Эпикур! У нас, – если мы не являемся сознательными и последовательными христианами, если мы не приняли Иисуса Христа в свое сердце, – есть самые серьезные основания бояться смерти.
Я убежден в том, что животный, панический страх смерти – это не что иное, как спасительная Божья “подсказка” нам, спасительное Божье наставление для нас. Это такое наставление, которое – если мы будем хорошими учениками, если мы правильно воспримем Божью подсказку, если мы усвоим Божий урок – приведет нас ко спасению в Иисусе Христе.
Суть этого спасительного Божьего наставления, я думаю, можно выразить примерно такими словами: “Люди! Задумайтесь, для чего вы живете, каковы смысл и значение вашей жизни! Взгляните шире – действительно ли ваша жизнь ограничивается тем кратким временным отрезком, который вы проходите в течение вашей земной жизни?!” Примерно так можно выразить Божью подсказку насчет смысла жизни – подсказку, которая заключена в страхе смерти.
Человек, который понял, принял и усвоил эту Божью подсказку, будет гораздо серьезнее относиться к этой, земной, жизни. Он будет всерьез воспринимать и возможность нашей будущей жизни – как жизни нашей души после смерти нашего тела, так и нашего телесного восстановления, воскресения после Второго Пришествия Иисуса Христа. Он также будет всерьез воспринимать и нашу ответственность перед Богом, ответственность за все то, что он сотворил в своей земной жизни…
Божья подсказка о смысле жизни, которая содержится в страхе смерти, звучала в людском сознании, в людской памяти во все времена земного существования человека после его грехопадения. Эту подсказку в какой-то степени правильно воспринимали и понимали многие великие философы дохристианской древности – Пифагор, Сократ, Платон и другие. Но полнота истины о смысле смерти была дана нам лишь с явлением Иисуса Христа, Который победил смерть и проложил нам путь в вечную жизнь.
Для христианина животный страх смерти, который подавляет нашу душу, превращается – я бы даже сказал, преображается, пресуществляется – в целительную для нашей души память смертную…
Слово “пресуществляется” в данном случае означает принципиальное изменение сущности, принципиальное изменение смысла. Страх смерти сдавливает, теснит и – часто кажется – уничтожает душу человека, человека, который еще не принял освобождающего его от рабства греху и смерти дара Иисуса Христа, дара Иисусом Христом Самого Себя нам! Но этот жуткий страх чудесным образом, Божьей благодатью, преображается в целительную для нас, целительную для нашей души, возвышающую и освобождающую ее – память смертную. Энергия подавления и унижения нашей души преображается в энергию освобождения и возвышения нашей души, в спасительную энергию упования на спасающую нас силу Иисуса Христа.
Это освобождение и возвышение осуществляются таинственной Божьей благодатью. То, что нас угнетало, то, что, казалось, стирало нас в пыль, стирало нас в ничто, становится источником нашего упования, источником нашей надежды – нашей надежды во Иисусе Христе. Для христианина смерть нашего тела – это радостный момент нашего соединения, соединения нашей души – со Христом. Иисусом Христом. Его Воскресением – смерть побеждена. Где Иисус – там нет смерти, там нет страха, там нет страха смерти. Поэтому если мы уже здесь, на земле начинаем жить в Иисусе Христе, начинаем жить Иисусом Христом, то мы уже здесь – сейчас, сегодня! – начинаем обретать бессмертие жизни во Христе.