Deprecated: Function split() is deprecated in /home/mirtru/gazeta/content/index.php on line 221
САМОПОЗНАНИЕ / Интернет-газета «Мирт»
Главная / Статьи / Взгляд / САМОПОЗНАНИЕ

Недавно у себя на работе я увидел человека с татуировкой на плече - "Познай самого себя!" А что вы думаете о самопознании? Нужно ли человеку вообще заниматься этим?

Ответ на этот вопрос мне всегда представлялся очевидным, и поэтому откровением для меня стало то, что существуют люди, - и не где-нибудь, а в среде верующих, то есть, познающих истину, - которые считают познание себя делом глупым и ненужным. Они просто не понимают, для чего это нужно делать?

Более того, они думают, что раз о познании себя ничего не сказано в Библии, раз не существует такой заповеди, то, следовательно, познание себя не только ненужное, но даже вредное дело. "Самокопание ни к чему хорошему не приводит", - сказал мне один человек.

Однако самокопание отличается от самопознания, а о последнем Библия говорит немало. Вот, например, в этом отрывке из Послания Иакова:

«Кто слушает слово и не исполняет, тот подобен человеку, рассматривающему природные черты лица своего в зеркале: он посмотрел на себя, отошел и тотчас забыл, каков он. Но кто вникнет в закон совершенный, закон свободы, и пребудет в нем, тот, будучи не слушателем забывчивым, но исполнителем дела, блажен будет в своем действии».

Таким образом, познание себя необходимо для того, чтобы понимать себя. Свет учения освещает нас и помогает верно соотносить себя с Божьими требованиями. Ибо тот, кто слушает учение, но не понимает, не видит при этом самого себя, подобен человеку, который посмотрел на себя в зеркало, отошел и забыл, что он там увидел.

Можно слушать или читать множество красивых и правильных слов, но они окажутся бесполезными, если мы не применим эти слова в жизни. Это все равно, что мы услышали рецепт приготовления вкусной пищи, но не приготовили по нему никакого блюда. Будет ли нам польза от такого рецепта? Однако в жизни отказ от самопознания приводит к куда более страшным последствиям, чем многие из нас могут себе даже представить.

Это случаи пребывания человека в так называемом обольщении, то есть, в стойком заблуждении относительно себя самого. Такое обольщение может быть различной степени тяжести. К примеру, мы иногда замечаем, что люди, называющие себя христианами, являют пример совсем не христианского отношения к своим ближним. И при этом они думают, что с ними самими все обстоит в полном порядке.

Бывает, человек судит ближнего своего и при этом не видит, как он сам поступает по отношению к нему; выискивает в глазу другого щепку, а бревна в своем глазу не замечает. Это как раз является симптомом того, что человек не видит себя со стороны, то есть, не знает себя, не познал себя. Если человек не соотносит познание истины (Бога) с самим собой, то он неизбежно пребывает в заблуждениях.

Могут быть тяжелые случаи зомбирования, как это происходило, к примеру, в секте Белого братства. Человек становится полностью неадекватным. Практически, он перестает думать самостоятельно, а пребывает под полным контролем своих лидеров. Он открыт для любого рода манипуляций.

К сожалению, многими верующими сегодня легко манипулировать. Когда человек поддается внушению, что, к примеру, истина есть только в его церкви, или что он сам - спасенный, праведный, а все остальные - гибнут в грехах, заблуждаются и т.д., это пример подобной манипуляции. Отсюда происходят религиозные войны и конфликты между представителями различных религий и конфессий.

Единственное спасение от подобного состояния - это здравомыслие, трезвомыслие, бодрствование над своим состоянием, как об этом пишет Библия. И необходимость познавать самого себя.

Как же человеку познать самого себя? Вот что пишет апостол Иаков: "Блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его. В искушении никто не говори: Бог меня искушает; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого, но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью".

Таким образом, становится понятно, что мы познаем себя через преодоление искушений. Можно даже сказать, через соприкосновение с окружающей жизнью - с различными обстоятельствами и ситуациями. А именно - через исследование наших реакций на них.

Такое познание было бы невозможным, если бы не одно обстоятельство. Критерий истины находится внутри каждого человека в виде совести или голоса Божьего или способности разума соотносить внешние явления с нашей внутренней сутью. Истина открывается человеку в его непосредственном переживании. Более того, в основе самого человеческого познания заложен так называемый принцип соотнесенности или соответствия.

Все, что касается человека в жизни, человек неизбежно соотносит с самим собой. И это не случайно. Так создал человека Творец, - по Своему образу и подобию, - вдохнув в человека душу живую. Вложив в него Свой Дух и создав этот мир для человеческого обитания.

Некоторые верующие, правда, думают, что Дух Божий живет исключительно в людях верующих, да и то не во всех, а только в рожденных свыше. Но это не так. Апостол Павел недвусмысленно говорит нам, что Им (Богом) все люди живут, двигаются и существуют. Просто не все люди об этом знают. Знают как раз рожденные свыше.

Принцип соотнесенности себя с истиной лежит в основе всех религий и всей жизни вообще. Бог относится к людям, как к мыслящим существам, способным к познанию и Бога и себя самих. Способных к трезвой оценке самих себя. Способных к изменениям, как в лучшую, так и в худшую сторону. Более того, сама Библия дана человеку как инструмент познания себя самого, истины в себе. Ведь Библию, при наличии соответствующего понимания, можно рассматривать как путеводитель по душе человека. Ибо все, что происходит с человеком, описано в ней. Библия - прекрасный инструмент самопознания.

Ты смотришь в Книгу и видишь себя (если конечно, ты правильно смотришь, соотнося написанное с самим собой). Библия открывает тебе себя самого. Но только при условии веры. Вера действует по принципу соотнесенности себя самого с объектом твоей веры. Если, конечно, под верой не понимать слепую доверчивость.

Бог именно по этой причине стал человеком, чтобы человек смог понять Бога, увидеть себя по отношению к Богу. Соотнести себя с Богом и открыть Бога в себе. А себя самого увидеть в Боге. Иными словами, получить модель взаимоотношений с Богом. Иисус учит человека о близости того к Богу. Об отцовско-сыновних взаимоотношениях между человеком и Богом. Не зная о которых, человек уходит от Бога, от истины, заложенной в нем самом, и поэтому начинает поклоняться творению вместо Творца.

Итак, критерий истины заложен в самом человеке в виде способности человека соотносить себя с волей Божьей. Как же работает этот критерий?

Любое событие, происходящее с нами, более того, любое искушение, возникающее на нашем пути, говорит нам о нашем собственном состоянии. Рассказывает нам правду о себе, любимом.

К примеру, мне неожиданно "привалила" большая сумма денег. Что я сделаю с ней? По тому, как я распоряжусь деньгами, - разумно или нет, - можно сделать вывод о моих определенных качествах, о мне самом. И если я, благодаря этому искушению, узнаю о себе, что не способен устоять против легких денег, что большие деньги кружат мне голову, то это поможет мне в выработке правильной линии поведения. Поможет хранить себя в вере и благочестии. Или поможет в работе над собой, в выработке в себе таких качеств, как расчетливость, выдержка, нестяжательность. Если, конечно, я ищу истину, а не стремлюсь к обогащению.

Или, если я узнаю по ряду факторов, что я - амбициозный человек, стремящийся к превосходству над другими, то я, желая угодить Богу, буду стремиться к смирению. Или, наоборот, если я знаю, что я - слишком робкий и безынициативный, то я буду стремиться развить в себе смелость и инициативность. И так далее.

Сам процесс совершенствования или изменения себя заключается в том, что мы познаем себя и отказываемся от того, что считаем ненужным, лишним в себе самом, мешающим достижению некоего идеала или нормы. То есть, мы начинаем работать над собой и контролировать себя. Контролировать свою раздражительность, свой гнев, свои амбиции, свои дурные наклонности. Увидев их в себе, мы получаем возможность преодолеть их. Бороться против них.

Таким образом, по мере познания и понимания себя мы обретаем возможность контроля над самим собой, то есть, возможность владения собой. Поэтому познать себя - это все равно, что победить себя, то есть, отвергнуть себя, как сказал Иисус.

Мы знаем нрав дикой лошади, и знаем, как держать ее в узде. Божий закон помог нам увидеть в себе греховные несоответствия. Но мы не можем контролировать то, чего не знаем. Мы не можем победить то, чего не понимаем. Мы не можем отсекать в себе все лишнее, если не увидели истину и себя самого в ее свете. По мере познания себя, мы все глубже и тоньше начинаем понимать себя, лучше знать себя. Мы начинаем лучше осознавать свои потребности и желания, свои стремления.

На каком-то этапе мы начинаем понимать даже мотивы своих поступков. Мы понимаем себя и одновременно с процессом познания себя, все более и более начинаем владеть собой. Мы начинаем видеть себя как бы со стороны, становимся способными абстрагироваться от самого себя и верно оценить себя самого и свои действия. Перед нами открывается Путь. Познавать себя означает познавать в себе не только негативные, но и позитивные качества. Наши таланты и способности, дары, которые вложил в нас Бог. Наше предназначение и нашу цель в этой жизни.

В какой-то момент такого познания мы придем к пониманию того, когда через нас действует Бог. И как Он действует через нас. И что Он хочет именно от нас. Мы приходим к пониманию, что сама наша душа - это виноградник Божий. И мы совместно с Богом работаем над нею, чтобы принести хороший плод. Мы должны видеть, какое растение в чем нуждается, чему уделить первостепенное внимание, а что можно оставить на потом. Какое наше качество нуждается в поддержке и культивировании, а какое, наоборот, в преобразовании или отсечении.

Конечно, основной садовник - Бог. Но по мере нашего взросления, Он делится с нами секретами Своего искусства, как отец делится с сыном, передавая ему свои знания и мастерство.

Познание - это принятие света истины, преобразовывающего человека, делающего тайное явным. Благодаря этому отпадают всякие заблуждения и иллюзии. Иными словами, при встрече человека с истиной человек не может остаться прежним. Он неизбежно изменяется по образу и подобию истины.

Таким образом становится понятной необходимость самопознания. Без этой оценки самого себя в свете истины мы не знаем себя. Поэтому познавать себя, или смотреть на себя в свете истины, на самом деле необходимо человеку для его духовного роста.

В заключение скажу, что если мы встали на путь духовного совершенствования, то познание себя становится для нас естественным продолжением познания Бога. В Библии сказано, что всякое дерево познается по плоду. Мы и есть тот самый плод. Попробуем разобраться в том, каков он на сегодняшний день.