Deprecated: Function split() is deprecated in /home/mirtru/gazeta/content/index.php on line 221
ИЗБЫТОК СЕРДЦА / Интернет-газета «Мирт»
Главная / Статьи / Взгляд / ИЗБЫТОК СЕРДЦА

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Порой скажешь глупость или хуже того гадость и задумаешься, откуда это в тебе? Как такие слова смогли попасть на язык? Где таились до этого? Конечно, иногда человек долго думает, прежде чем изречь какую-нибудь ерунду.
 
Но здесь речь о непреднамеренных, неотрефлексированных словах. Их отличает спонтанность. А спонтанность часто путают с естественностью. Если уж сказал или сделал что-то ненамеренно, значит это и есть отражение твоего подлинного «я». 
 
Такой подход к проблеме закрепился благодаря идеям Зигмунда Фрейда. Он указывал на феномен парапраксиса, когда скрытые и подавленные желания заявляют о себе в оговорках и других формах поведения. 
 
Неважно сколько до этого человек произнес хороших слов, если он ляпнул что-то плохое, то тем самым проговорился и выдал свою змеиную сущность. После того, как слово-не-воробей уже вылетело, человек может раскаиваться. Но мы-то уже знаем, что у него на уме! 
 
Может показаться, что опора для такого подхода есть и в Библии. Разве мы не помним, что «от избытка сердца говорят уста»? Если чаша переполнена, что-нибудь да выплеснется за край. Но в Библии, скорее всего, подразумеваются не оговорки, а о привычные формы и содержание нашей речи. Футбольные фанаты рассуждают о футболе, шахматисты о шахматах, модницы о новинках гардероба. Каждый находит удовольствие в обсуждении того, что составляет его внутреннюю страсть. Если нас глубоко волнует что-либо, мы неизбежно заговорим или проговоримся об этом. 
 
Отсюда, однако, не следует, что если человек часто говорит о какой-либо теме, он делает это от избытка сердца. Фарисеи много рассуждали о Боге, но вовсе не потому, что их интересовал Бог. Иисус свидетельствует о них: «Приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня» (Мф. 15:8). 
 
Не всегда речь свидетельствует об избытке сердца, иногда она указывает лишь на скудость ума. Среди негативных вариантов могут быть и другие. Избыток ума при скудости сердца, например. 
 
В общем, содержание речи весьма ненадежный критерий для определения содержания сердца. И особенно это касается необдуманных слов, за которые нам порой так стыдно. Не зря в книге Екклесиаста написано: «Нет человека праведного на земле, который делал бы добро и не грешил бы; поэтому не на всякое слово, которое говорят, обращай внимание, чтобы не услышать тебе раба твоего, когда он злословит тебя; ибо сердце твое знает много случаев, когда и сам ты злословил других» (Екк. 7:20-22).