Главная / Статьи / Взгляд / Культ проповеди и служение Слова
Культ проповеди и служение Слова
Культ проповеди и служение Слова
19.05.2014
867

Пример духовного лидерства дают апостолы в Деян.6:4, где говорят: «а мы постоянно пребудем в молитве и служении Слова».

Под служением Слова, как правило, принято понимать проповедь, и только.

Конечно, проповедь нужна и полезна, но нельзя сводить служение Слова исключительно к проповеди. Выражение «служение СловА» означает, что главным действующим лицом этого служения является само Слово Божье. То есть, апостолы считали, что говорить к людям должно в первую очередь Слово Божье, и только во вторую очередь они сами.

К сожалению, богослужебная практика большинства евангельских общин в настоящее время не вполне соответствует апостольской формуле. Говорит к людям почти исключительно проповедник, а Слово Божье - Библия служит лишь источником цитат, которыми проповедник подкрепляет свои идеи и призывы.

Такая практика негласно оправдывается тем, что, мол, верующие постоянно читают Библию дома. На самом деле, сейчас это далеко не так. Большинство верующих, как обычные люди, подвержены лени, которую часто выдают за «занятость».

К тому же, Синодальный перевод для многих тяжеловесен и малопонятен, поэтому большинство верующих Библию как связный текст, как Божественное повествование, как правило, самостоятельно не читают. При этом они думают, что лучше послушают Слово Божье в церкви. В церкви же они слушают проповедника, а Слово Божье слышат, как правило, лишь в объеме отрывочных цитат.

В итоге получается, что на самом деле большинство не читает и не слушает Священное Писание ни дома, ни в церкви. Это как в случае с воспитанием детей: в семье считают, что воспитывать ребенка должна школа, а в школе уверены, что воспитание - это обязанность домашних. В итоге, никто им, как следует, не занимается.

В рамках существующей практики проповедники на деле становятся не служителями СловА (как апостолы) а служителями словОМ. Их часто прямо так и называют. При таком понимании получается, что не само Слово Божье является в церкви главным действующим лицом, но проповедник использует это Слово (а также свои собственные слова) в качестве средства своего служения.

Еще раз подчеркиваю, что я не оспариваю полезность проповеди, но напоминаю о приоритете служения Слова Божьего перед служением проповедника.

Что же такое служение Слова? Прежде всего, это молитвенное чтение вслух повествований из Библии в церкви и дальнейшая проповедь на основе содержания чтений, а не на основе идей и эмоций проповедника.

Чтение вслух связных историй из Слова Божьего являлось центром богослужения древней Церкви, и эта традиция сохранилась в исторических церквях, прежде всего, в Православной и Римско-католической.

Но если в Православной церкви Слово Божье до сих пор читается на малопонятном церковнославянском языке, то Римско-католическая церковь около 50 лет тому назад ввела практику богослужебного чтения Писания уже не на латыни, как раньше, а на живых национальных языках, то есть, вернулась к апостольской традиции.

Кроме того, чтение Писания вслух и последующие обсуждение и молитва ныне практикуется у католиков и во время частных духовных собраний (то есть, в «малых группах»). Такая практика получила официальное название Lectio Divina, то есть, «Божественное чтение». Священноначалие придает такому служению огромное духовное значение и считает его священнодействием. Для «Божественных чтений» издаются специальные руководства, методические пособия, подготавливаются служители и т. п.

К сожалению, таким служением Слова не могут похвастаться современные евангельские церкви. А между тем, оно является их историческим фундаментом, ведь начало евангельскому движению на юге России в XIX веке положили так называемые Bibel Stunde, то есть часы группового чтения вслух отрывков из Библии и последующих размышлений и молитв. Именно поэтому евангельских христиан до сих пор в просторечии часто называют «штундой».

В Новом Завете подтверждение такой практики можно найти в Кол. 4:16, а также в 1 Тим. 4:13: «Доколе не приду, занимайся чтением, наставлением, учением». Здесь речь идет именно о чтении вслух Писания во время собрания церкви и дальнейшем наставлении на основе прочитанного, об этом говорит как греческий текст, так и контекст всей главы (в частности, стихи 6 и 16).

Это была древняя синагогальная традиция, начало которой положил пророк Ездра (Неем. 8:2-8). Ей следовал сам Иисус, как написано в Лк. 4:16:«И пришел в синагогу, где был воспитан, и вошел, по обыкновению Своему, в день субботний в синагогу, и встал читать». Он прочитал пророчество Исайи и на ее основе произнес краткую проповедь. Этой традиции придерживались и апостолы (как видно, например, из Деян. 13:14-15 и Деян. 17:2).

К сожалению, этому примеру Иисуса и апостолов современные проповедники следуют редко. Одна из причин заключается в том, что читать вслух Синодальный перевод как связный текст и воспринимать его как ясное послание довольно сложно. А поскольку человек, как правило, ленив, то он стремится заменить то, что тяжело, тем, что полегче. В случае с изучением Писания он предпочитает вместо того, чтобы самостоятельно читать малопонятный текст и прилагать умственные усилия к его разумению, просто послушать толкования проповедника. По той же причине многие люди, вместо того чтобы готовить пищу дома, что, безусловно, полезнее, предпочитают фастфуд.

Проповедник при пассивности основной массы верующих фактически оказывается главным действующим лицом богослужения и, будучи в центре всеобщего внимания, зачастую старается развлечь слушателя эмоциями, историями и прибаутками. В то же время Слово Божье, как самостоятельное послание, говорящее слушателям напрямую, отодвигается куда-то в сторону.

Библия, при всем внешнем почтении к ней, на деле играет в церкви вспомогательную роль источника цитат для проповеди или некоего духовного справочника, который должны знать церковные наставники, а другим это вроде и без надобности. Таким образом, возникает и укрепляется культ проповеди, а также, при общем непротивлении, происходит негласная «приватизация» Библии сравнительно узким кругом пасторов и проповедников. В то же время развивается фактическое отчуждение Писания от народа Божьего и общества.

Думаю, что именно в силу этого отчуждения Россия в отношении ежегодного распространения Библий более чем в 5 раз уступает Нигерии и Индонезии, более чем в 10 раз - Корее, а Бразилии так в 20 с лишним (!) раз. На фоне этих и других стран Россия выглядит библейским карликом. Зато в нашей стране люди ежегодно приобретают в 10 раз больше автомобилей, чем Библий. «Бедная» Россия!

При этом стоит заметить, что распространение Библий за плату в нашей стране считается «недуховным», сродни обычной коммерции. А между тем, евангельское движение в России в XIX веке зародилось во многом благодаря труду книгонош, которые не раздавали Писание бесплатно, а распространяли за немалую цену, вовлекая окружающих в чтение Библии и убеждая купить. Новый Завет стоил тогда около 5 рублей, то есть примерно, как корова, а Библия рублей 15, то есть примерно как лошадь, так что раздавать такие ценности, при всем желании, не было никакой реальной возможности.

Кстати, просто раздавать книги (особенно если заплатил за них кто-то другой), намного легче, чем вовлечь в чтение и убедить купить. Но и духовный результат от сознательного приобретения, а не случайного получения Библии, как правило, намного выше. Ведь человек обычно ценит и использует в первую очередь то, что приобрел сам.

В 2011 году был опубликован современный русский перевод Библии, что явилось откликом Российского библейского общества на нужду многих христиан и тех, кто ищет Бога, иметь более доступный для их понимания и восприятия текст первоисточника христианской веры.

Этот труд предназначен, прежде всего, для духовно-просветительских целей. Его отличает точная передача смысла Священного Писания в сочетании с ясностью и доступностью изложения.

Данный перевод легко использовать для чтения вслух в церкви и малых группах как ясное самостоятельное послание. Также современный русский перевод дает возможность читать и понимать Библию широкому кругу нецерковных читателей и поэтому может являться мощным орудием для христианской миссии.

В то же время РБО никому его не навязывает, но продолжает и будет продолжать издание Синодального, церковнославянского и иных переводов Библии. Однако, наша задача состоит не в том, чтобы пасторы и проповедники приобрели для себя пятую или десятую Библию для цитирования и сравнений. Главное для нас - это чтобы Писание самостоятельно читали и понимали в церкви и в народе. Современный русский перевод нацелен именно на это.

Ведь еще почти 100 лет тому назад председатель Русской библейской комиссии профессор И.Е.Евсеев писал: «Библию народ не читает, в народе она почти неизвестна», а также: «Обидно для национального чувства признание, что <…> Святая Русь не любила и не любит Библии» («Собор и Библия», 1917). К сожалению, это верно и сейчас.

К чему сводится мое обращение? Я призываю вас возродить в ваших церквях евангельскую «штунду» или апостольскую традицию «служения Слова», то есть, сделать частью богослужения и собраний малых групп чтение Писания вслух и наставление слушателей на основе прочитанного. Хотя проповедь нужна и важна, духовным лидерам необходимо не развивать культ проповеди, но последовать примеру пророков и апостолов и дать возможность действовать самому Слову Божьему.

И еще не менее важно побуждать рядовых членов церкви читать Писание самостоятельно, и не только самим, но и вовлекать в это чтение окружающих. Таким образом, они также станут сопричастниками апостольского служения Слова.

Если это смогли сделать католики, то почему евангельские христиане должны отставать?

Из выступления на Всероссийской конференции Российской церкви ХВЕ 2 мая 2014 года

Тэги:   жизнь церкви   
Читать по теме