Главная / Статьи / Взгляд / Благословение безработицы
Благословение безработицы
Благословение безработицы
26.05.2016
2158

Безработный человек сталкивается со множеством вызовов: безденежья, бессилия, бесперспективности. Но есть и одно благословение безработного - возможность осознать, в чeм заключается его истинная ценность как личности, ценность в собственных глазах и в глазах близких.

Культура профессионализма рано или поздно начинает влиять на самоидентификацию человека. Человек воспринимает себя через призму профессии, рабочих процессов и результатов. Знакомясь, он называет свое имя и род деятельности - это становится важным для него и для общества. Идентификация через профессию достаточна адекватна для взрослого человека, который еще в детстве искал ответ на вопрос: «кем я хочу стать?» именно в понимании выбора профессии.

Работа действительно является одной из ключевых сфер взрослого человека. Однако мы можем говорить о том, что работа становится не «одной из», а просто - одной и только одной ключевой сферой, по отношению к которой все остальные жизненные сферы, приоритеты и процессы - вторичны. Идентификация через профессию вытесняет все остальные. Происходит глубокое отождествление с профессиональным опытом и контекстом.

Герой рассказа В. Пелевина недоумевает: «Может, они и правда не люди, а трудящиеся?». Именно это является главным вызовом. Работа становится единственно важным делом, а профессиональный статус и результаты становятся тем, что формирует ценность человека в собственных глазах и в восприятии общества.

Почему такое положение дел можно считать вызовом и серьезной проблемой? Потому, что человек был создан не для этого. Ценность человека должны формировать другие факторы. Правильное понимание труда и его результатов необходимо нам в том числе и для того, чтобы иметь возможность сбалансировать свою жизнь и становиться целостной личностью.

Труд действительно является самым ранним из всех процессов, в которые был включен человек. Более того, Бог, Который поставил перед человеком задачу трудиться, сам представлен в Библии как Бог-Творец. Также и сотворенный Богом по Его образу и подобию Адам сразу же начинает трудиться: давать имена животным. Это то, что мы называем творческим трудом. Перед Адамом и Евой Бог ставит и следующую задачу: «возделывать и хранить» сотворенную Им землю (Быт. 2:15) и этот труд был уже физическим трудом.

Труд не является проклятием, он существовал до грехопадения. Изгнание людей из Эдемского сада, однако, внесло несколько корректив в процесс работы: работа стала очень тяжелой из-за множества внешних факторов, результаты труда стали отчуждаться и не всегда уже приносили трудящемуся радость, труд стал использоваться человеком для повышения собственной значимости и доминирования над другими людьми.

История построения вавилонской башни очень характера в этом отношении. В этой истории люди работают, но цель их труда, в отличии от труда в Эдемском саду, заключается в том, чтобы «сделать себе имя» (Быт. 11:1-9). Люди строят башню до небес, но, с некоторой долей иронии, Библия рассказывает о том, что Богу понадобилось спуститься вниз, чтобы прекратить это работу.

Незавершенная башня до сих пор является символом искаженного отношения человека к собственной значимости, к работе, к Богу. Все это не случайно, так как в древних культурах право давать имя имел только отец, только тот, кто обладал властью над ребенком. Ведь именно Бог создал человека, Он вдохнул дух в человека, только Он делает человека ценным и только Он дает человеку имя.

Другая история, которая может представлять разительный контраст с повествованием о творением вавилонской башни, это история Пятидесятницы, схождения Духа Святого на апостолов Христа. В этой истории Бог тоже спускается, «сходит» на людей, но уже для того, чтобы подготовить их к величайшему из трудов - проповеди Евангелия для всех народов. И вновь речь идет о Боге, людях и их работе.

История Пятидесятницы - это противовес истории вавилонской башни. Бог сходит к смиренно ожидающим Его людям для того, чтобы подготовить их, благословить и направить действовать. Ведь Сам Бог - Творец, труженик, действующий, продолжающий работать в мире и после субботнего покоя. Он направляет и человека трудиться, Он дает ценность человеческому труду, Он прославляется результатами работы.

Безработица вскрывает отношение человека к работе, к себе самому, к Богу. В этом благословение безработицы. Иными словами, безработному человеку стоит задаться вопросом «для чего?», а не «за что?»

Когда человек теряет работу, когда руки, привыкшие к труду, опускаются, мы вспоминаем о руках Божьих. Когда привыкший напряженно работать мозг начинает изнывать от вынужденного безделья, мысли возвращаются к Источнику всего. Когда нет уже профессионального статуса, нет результатов, мы мучительно ищем то, что делает нас людьми, придает нам ценность и значимость вне приобретенных статусов и достигнутых результатов. В этом благословение безработицы.

Человек, который верит, что главная его ценность заключается в том, что он сотворен и искуплен Богом, а главный его статус не приобретается, а дается Христом на кресте, способен на многое. В том числе и на то, чтобы достойно пройти период безработицы, не опуститься, не спиться, не испортить отношения с людьми, в глазах которых он может утратить свою значимость профессионала, добытчика, лидера. Можно потерять работу, но нельзя терять лицо: спокойное и уверенное отношение к жизни, ко всем ее проявлениям, понимание того, что Христос является Господом всего (Кол. 1:19) и что Его господство придает верующему сил даже в самые трудные периоды.

Безработность не может быть нормальным положением дел. «Кто не хочет трудиться, тот и не ешь» (2 Фес. 3:10). Но только человек, для которого работа не является единственным смыслом жизни, может достойно пройти период без работы. Более того, человек, который понимает истинный смысл труда и то, как Образ Божий способен проявляться в работе, придавая ей ценность, способен работать посвященно и плодотворно.

Такое понимание делает работу служением Богу. Таким служением, по словам Мартина Лютера, можно «заполнить всё: поля, мастерские, кухни...» Отношение к работе, как служению Христу, желание в работе осуществить христианскую миссию преобразования общества и свидетельства о Христе является благословением уже не только для работающего, но и для всех: коллектива, клиентов, страны. Время безработицы, прожитое достойно, в доверии Богу, сменяется временем профессионалов, достигающих максимума и меняющих мир.

Читать по теме