Главная / Статьи / Взгляд / Дневник как духовная практика
Дневник как духовная практика
Дневник как духовная практика
27.05.2016
3641

В книге Екклесиаста можно обнаружить одно точное житейское наблюдение: «Если притупится топор, и если лезвие его не будет отточено, то надобно будет напрягать силы; мудрость умеет это исправить» (Екк. 10:10). Смысл данной притчи, конечно, распространяется не только на повседневные заботы плотников и дровосеков.

Без мудрости, за что бы мы ни взялись, все одно «надобно будет напрягать силы», тратить время и ресурсы там, где их можно было бы сэкономить. По всему Писанию мы встречаем призывы к мудрости и рассудительности.

Когда речь идёт о разумном, здравом взгляде на вещи подразумевается, прежде всего, способность к рефлексивному мышлению. Что это такое?

Американский философ Джон Дьюи утверждал, что это «…активное, настойчивое и внимательное рассмотрение какого бы то ни было мнения, или предполагаемой формы знания, при свете оснований, на которых оно покоится и анализ дальнейших выводов, к которым оно приводит…»1. Эта трактовка очень близка к современному пониманию критического мышления2.

Однако понятие «рефлексия» отсылает нас к еще одному важному смыслу. Это мышление о мышлении, самосозерцание. Ясно, что без способности к самосозерцанию здравомыслия не обрести. Ведь, чтобы достигнуть цели, человеку нужна постоянная корректировка курса.

Апостол Павел наставляет верующих: «Испытывайте самих себя, в вере ли вы; самих себя исследывайте. Или вы не знаете самих себя, что Иисус Христос в вас? Разве только вы не то, чем должны быть» (2 Кор. 13:5). Речь в данном случае идёт не о болезненном самокопании, а реалистичном взгляде на собственную природу, осмысление своих слабых и сильных сторон. И здесь одним из самых полезных инструментов может оказаться дневник.

 

Дневник как средство саморефлексии

Гордон Макдональд посвятил один из разделов книги «Как упорядочить свой внутренний мир» практике ведения дневника. Он пишет о собственном опыте:

«Постепенно я начал понимать, что дневник помогает мне овладеть огромной частью моей внутренней сущности, по отношению к которой я никогда не был до конца честен с самим собой. Во мне не оставались больше неопределенные страхи и напряжение. Я извлекал их на поверхность и смотрел им в лицо. И я постепенно осознал, что Божий Дух Святой направлял многие мои мысли и догадки, когда я писал. На бумаге Бог и я вступали в непосредственное общение. Он помогал мне, говоря словами Давида, "исследовать мое сердце". Он побуждал меня облечь в слова мои страхи, обрисовать мои сомнения. И когда я был искренен в этом, тогда через Писание или через размышления моего собственного сердца приходили утешение, упреки и предостережения, в которых я так сильно нуждался. Но это стало происходить, только когда я начал вести дневник»3.

По мысли Макдональда, дневник помогает прояснить мысли и чувства и действительно привнести порядок во внутренний мир. Перед нами незаменимый инструмент для развития рефлексивного мышления.

То, что дневник оказывает огромное влияние на самоорганизацию и саморазвитие, осознавали уже давно. Среди благочестивых христиан разных конфессий можно найти многих, использовавших дневниковые записи как подспорье в духовном странствии. Но это, конечно, не только христианская практика.

Как и другие средства самоорганизации дневник не определяет наших ценностей и целей, он лишь помогает их упорядочить. Поэтому само по себе ведение дневника не делает человека лучше. Повышается продуктивность, а не нравственность. Тем не менее, при должном использовании дневник способствует развитию самосознания, рационального мышления, самоконтроля, то есть тех качеств, которые необходимы и для нравственного становления личности.

Остаётся сожалеть, что сегодня многие люди пренебрегают этой духовной практикой. А ведь в эпоху Просвещения, например, дневники вели не только младые девы, но и философы, богословы, государственные деятели.

Примечателен пример Бенджамина Франклина, сделавшего дневник одним из основных инструментов работы над своими недостатками. В своей автобиографии Франклин пишет: «Пожалуй, самая важная часть дневника — это содержащийся в нем план... Этот план замечателен тем, что я следовал ему всю свою жизнь до старости»4. В план самосовершенствования Франклина входили разные добродетели: воздержание, молчание, порядок, решительность, бережливость и тому подобное. Каждую неделю Франклин концентрировался на какой-либо добродетели из списка и скрупулёзно вел учёт своих успехов и неудач. Необходимость постоянного самоотчёта служила Франклину дополнительным стимулом для достижения поставленных целей.

Конечно, дневник Франклина – это пример уже секуляризированного благочестия. Однако можно заметить, что сам метод восходит к духовным практикам пуритан и квакеров. Дневник был для них способом молитвы, исповеди, принесения обетов Богу.

 

Дневник как средство психотерапии

В XX веке интерес к дневнику как методу работы над собой был возрожден благодаря психологии. Выяснилось, что записи помогают преодолеть страхи, эмоциональные травмы, более здраво взглянуть на свою жизнь. Некоторые специалисты сделали дневник основным средством психотерапии. Примером может служить метод «Интенсивного дневника» Айры Прогоффа5.

Некоторые элементы его методики грешат мистическими метафорами, но есть и вполне здравые приемы. Так Прогофф предлагал составление определенных списков, которые бы активизировали самопознание. Среди этих списков есть: список уроков, извлеченных из прошлого; список значимых людей; список событий, являющихся «вехами» в вашей жизни.

Вы, конечно, можете придумать и свои собственные списки, позволяющие лучше понять вашу систему ценностей, мечты, слабые и сильные стороны. В когнитивной терапии человеку предлагается вести «дневник мыслей», где будет фиксироваться всё то, что приходило ему в голову. Наши страхи, сомнения, тревоги и огорчения могут влиять на наши рассуждения, искажать взгляд на мир, мешать в принятии взвешенных решений. Именно поэтому нужно взять под контроль душевные страсти, а для начала хотя бы заметить их.

 

Как вести дневник?

Существует большое количество приёмов ведения дневника. Но в действительности не так уж важно, какую из методик вы выберите для себя. Намного важнее регулярность. Это ваш «бортовой журнал» и в нем не должно быть пропусков в несколько дней. Необходимо выработать привычку к ежедневным дневниковым записям.

Однако дневник должен стать не просто «мемуарами» о прошедшем дне. Это средство самоанализа, возможность увидеть себя со стороны. Дневник помогает в выработке целей и задач, контроле над их выполнением, работе над ошибками и т.п. Процесс наведения порядка во внутреннем мире в чем-то сравним с обычной уборкой в комнате. Некоторые вещи нужно выкинуть, другие разложить по полочкам.

Традиционное ведение дневника как хроники жизни мало в этом помогает. Здесь события, эмоции, идеи, размышления смешиваются в единый поток мысли. Намного более эффективно ведение структурированного дневника. У него есть две особенности.

Во-первых, человек должен отвечать на вопросы, которые охватывают важные сферы жизни. Это позволяет сконцентрироваться на наиболее критических аспектах.

Во-вторых, записи в дневнике распределяются по рубрикам, что упрощает дальнейший анализ. В них наш внутренний мир поделен на условные отсеки.

В бумажном варианте дневника это можно реализовать с помощью закладок, а в электронной с помощью отдельных документов или папок.

Какие рубрики стоит включить в свой дневник? Это могут быть события дня, самоанализ, эмоции, водительство Божье, молитвы, интеллектуальная и социальная сферы. Конечно, этот список не является обязательным или исчерпывающим. Возможно, кто-то захочет выделить в отдельные рубрики работу, семью, церковное служение. Суть в том, чтобы понять из каких сфер состоит ваша жизнь и затем уделять каждой сфере должное внимание.

Рассмотрим рубрики дневника, перечисленные выше, подробнее.

 

События дня

Начать очередную дневниковую запись легче всего воспоминания о событиях дня. На данном этапе их нужно просто перечислить, а не анализировать. Здесь очень пригодятся наводящие вопросы. Что важного случилось сегодня? Какие места я посетил? С кем встречался, говорил? Какой была тема разговора? Что приобрёл? Чем занимался? Чего достиг?

На заполнение этой рубрики должно уйти не более 5-6 минут. Нужно лишь мысленно прокрутить перед собой кадры ушедшего дня и оценить, что достойно записи. Есть множество разных воспоминаний, которые неумолимо заносят пески времени. Однако в наших силах сберечь их, если мы прибегнем к помощи бумаги и чернил.

Гордон Макдональд пишет: «Я припоминаю, что Господь однажды велел израильтянам сохранить «полный гомор манны» (Исх. 16:33), чтобы они имели осязаемое напоминание о Его постоянной заботе. Дневник стал моим «гомором манны», поскольку в нем содержалось то свидетельство верности Бога в моей жизни, в котором я нуждался. Этот процесс воспоминаний, который становится возможным благодаря дневнику, имеет особое значение»6.

В конце недели, месяца, года можно задать себе вопрос: что важного, значимого произошло? Некоторые события обретают смысл лишь, когда мы смотрим на них с отдаленной перспективы. То, что казалось разрозненными происшествиями, образует узор. Подобно древним картографам мы должны день за днем зарисовывать контуры береговой линии, чтобы потом увидеть очертания нового материка.

 

Самоанализ

Второй важнейший раздел дневника посвящен самоанализу. Здесь речь идет уже не о простом описании событий, а о попытке понять, какую роль сыграли в них мы. Каждому делу должен быть подведен итог. Что получилось? Что не получилось? Что можно было сделать проще и эффективнее, лучше? В чём сегодня я повёл себя неправильно или иррационально? В чем была причина ошибки? Как изменить ситуацию? Был ли я организован? Как можно было бы оптимизировать использование времени?

Этот список вопросов, конечно, не является исчерпывающим. Он просто задает направление нашей мысли. Задача подобного самоанкетирования в том, чтобы помочь нам в осознании наших слабых и сильных мест. Конечно, здесь очень важно не скатиться к самоедству или наоборот самолюбованию. Необходимо сохранять максимальную объективность, так как будто речь идет не о нас, а о ком-то постороннем. Другими словами, нужно попытаться увидеть себя со стороны. Возможно, это один из основных навыков для критически мыслящего человека.

Разумеется, самоанализ нужен не просто для самопознания, но для самосовершенствования. Осмысление себя – лишь первый шаг на пути к изменениям. Итогом же должны стать конкретные решения о том, как преобразовать жизнь.

Джонатан Эдвардс, великий проповедник американского пробуждения XVIII века, вел в дневнике список подобных решений. Его пример весьма поучителен7.

Например, Эдвардс постановил: «Намерен ни о ком не отзываться плохо, если на то нет веской причины». А вот его решение, относящееся к нашей теме: «Намерен спрашивать себя в конце каждого дня, каждой недели, каждого месяца и года, мог ли бы я в чем-то поступить лучше». Для Эдвардса дневник был инструментом духовной практики, возможностью обрести внутренний порядок.

Часть дневника, посвященная самоанализу, позволяет не только оценить текущий момент, но и уловить некие тенденции. Конечно, для этого нужно опять сфокусировать своё внимание с помощью вопросов. Вот примерный перечень: Какие ошибки повторяются чаще всего? Какие добродетели и добрые привычки запущены? Каким сферам ответственности я не уделяю достаточного времени и сил? Какие ресурсы есть в моем распоряжении? Достаточно ли эффективно я их использую? Какие потенциальные кризисы ожидают меня в будущем? Как я к ним готовлюсь?

Эти вопросы не для ежедневного самоконтроля. Возможно, стоит обращаться к ним раз в квартал для того, чтобы обновить понимание своих ценностей, целей, мотивов и т.д. Однако для самопознания нам необходимо обращать внимание не только на свои действия. Не менее важна вербализация чувств, тревог, надежд.

 

Эмоции

Без развития эмоциональной стороны нашего интеллекта критическое мышление невозможно. Дневниковые записи позволяют лучше разобраться с тем, что происходит у нас внутри. Обратимся опять к опыту Джонатана Эдвардса. В одном из своих решений он постановил: «Когда в моих чувствах происходит хотя бы малейший разлад, когда я ощущаю внутреннее раздражение и недовольство окружающим миром, подвергать себя строжайшей проверке».

Спросите себя: о чем я больше всего думаю последнее время? Какие мысли мешают мне? Что страшит? Что смущает? Что злит? Что огорчает? Есть ли вина или обида? Являются ли мои эмоции обоснованными?8

Эмоции связанны с ценностным миром. Наши радости и печали обнаруживают, что для нас значимо. Поэтому, ревизия эмоциональной сферы, позволяет нам лучше понимать самих себя. Задайтесь вопросом: что радовало вас последнее время? В чем вы находите удовольствие, покой? Что вас восхищает? Почему?

Внимание к тому, что происходит в нашей жизни, какое мы в этом принимаем участие, и что при этом переживаем - основа дневниковых записей. Однако дневник может дать нам еще больше. Для этого самоанализ должен обрести метафизическую глубину. Дневник христианина это не просто беседа с самим собой. Особую роль здесь играют молитвы, обращенные к Господу, и стремление познать Его волю.

 

Божье водительство

«Итак, не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия» (Еф. 5:17), – наставляет верующих апостол Павел.

Дневник вполне может стать частью такого рассудительного познания Божьей воли. Здесь нам опять пригодятся вопросы. Как я могу использовать существующие обстоятельства, мои способности и ресурсы (время, силы, финансы) для служения Богу и ближним? Есть ли у меня чувство, что я что-то делаю не так? Есть ли чувство, что я что-то упускаю? Не возникало ли у меня побуждение сделать что-либо? Согласуются ли мои побуждения с прямыми заповедями Писания?

Если мы верим, что Бог может направлять нас через обстоятельства жизни, беседы с мудрыми людьми, побуждения сердца, нам необходимо быть внимательными. Дневник учит нас вслушиваться в «веяние тихого ветра», различать времена и сроки.

Гордон Макдональд пишет: «…главная ценность дневника состоит в том, что он служит средством, благодаря которому я слушаю тихий Голос, который приходит из сада моего внутреннего мира. Дневник служит замечательным инструментом для уединения и общения с Отцом. Когда я пишу, я как будто напрямую общаюсь с Ним. И есть такое ощущение, что в словах, которые вы написали под водительством, таинственно действует Божий Дух и происходит общение на глубочайшем уровне»9.

Естественным продолжением самоанализа и размышлений о Божьей воле в дневнике является молитва.

 

Молитва

Если мы тщательно вели записи, нам уже ясно в чем каяться и о чем просить. Но и здесь нам могут помочь вопросы. За что я могу поблагодарить Бога сегодня? Что должно стать основной темой молитвы?

Возможно, стоит попробовать раз в неделю записывать особое молитвенное обращение к Господу. Обычно люди продумывают слова предстоящего важного разговора, однако в молитве многие предпочитают высказываться наобум. Почему? Не путаются ли в данном случае искренность и спонтанность?

Для того чтобы правильно выразить свои мысли и чувства, человек должен сначала углубиться в себя, понять свои сокровенные чаяния. Молитва всегда связана с самопознанием. Апостол Павел, урезонивая харизматически настроенных верующих Коринфа писал: «Ибо когда я молюсь на незнакомом языке, то хотя дух мой и молится, но ум мой остается без плода» (1 Кор. 14:14).

А какой собственно плод молитва должна принести моему уму? В Божьем свете мы лучше видим свои недостатки. Мы яснее осознаём подлинные нужды. Мы приносим Богу обеты и задаём вопросы. Все это плод ума.

Однако часто наши мысли путаются, мы теряемся, как человек, вынужденный оставить сообщение на автоответчик. Дневник, как и любая письменная практика, дисциплинирует мысль. Он помогает сконцентрироваться на существенном. И, в итоге, мы обретаем большую глубину молитвенной жизни.

Позволим себе еще одну цитату из Гордона Макдональда. Он пишет: «Я обнаружил, что мои молитвы часто были несвязными и что я был неспособен сосредоточиться (или даже сохранять ясное понимание) во время молитвы. Я стал спрашивать себя, могу ли я развить сильную молитвенную жизнь? И снова дневник помог мне, у меня появилась возможность писать молитвы, когда моим устным молитвам недоставало связности. Теперь содержание молитвы стало более глубоким, и я начал радоваться, отмечая свое движение вперед в вере и следовании за Христом»10.

До нас дошли молитвы ветхозаветных верующих, первой церкви, апостолов, потому что кто-то потрудился их записать. Да ведь и большинство псалмов это искусные, облеченные в поэтическую форму молитвы. Соединятся ли наши сокровенные прошения в личную Псалтирь? Это была бы самая глубокая и личная часть нашего дневника, его «Святое святых».

Есть ещё два раздела дневника, которые могут существенно помочь нам в самоорганизации.

 

Интеллектуальная и социальная сферы

Для умного человека книги становятся друзьями, для мудрого - друзья становятся книгами. Ведь каждый человек - это ходячий эпос, роман, фантастическая история. Небесполезно, поэтому, завести в дневнике разделы посвящённые чтению (или шире интеллектуальной жизни) и общению.

Раздел «интеллектуальная жизнь» - это ловушка для важных мыслей и идей, которые внезапно вспыхивают у вас в сознании. Каждый день посылает нам богатый урожай озарений и открытий, но мало кто этот урожай собирает. Задайте себе вопросы: Что нового я узнал? Какие темы требуют проверки? Какие дальнейшего изучения? Что может оказаться полезным? В чем я сомневаюсь? Какие факты бросают вызов моему мировоззрению?

В дневнике также могут вестись списки книг, намеченных к прочтению, краткие рецензии или аннотации. Дисциплина в интеллектуальном развитии чрезвычайно важна, и дневник позволяет взять эту важную область под контроль.

Наконец, последний раздел дневника может быть посвящён социальному измерению вашей личности. Много ли вы знаете об окружающих? Хорошо ли помните важные факты из жизни ваших друзей?

Дневник может стать подспорьем не только в самопознании, но и в выстраивании более глубоких дружеских отношений с ближними. Каждая беседа может дать вам подсказки, для лучшего понимания, чем человек живет, через что проходит. Подводя итоги дня, можно задать себе вопросы: Что нового я узнал о ближних? Каковы их мечты, ценности? С какими проблемами они сталкиваются? Есть ли у них молитвенные нужды? Все это ведёт к главному вопросу христианского служения: Как я могу поучаствовать в жизни человека молитвой, словом, делом, как проявить к нему внимание?

Конечно, большинство из нас и так помнит важные факты из жизни наших друзей. Однако полагаться лишь на одну память все же самонадеянно. Иначе вы можете ненароком пригласить человека в ресторан индийской кухни, забыв, что он не выносит запаха карри.

Итак, мы последовательно рассмотрели разные разделы аналитического дневника. Теперь встало время поговорить о практической стороне дела.

 

Практические вопросы

Не окажется ли подобное самоуглубление слишком обременительным занятием? Ведь может статься, человек будет парализован постоянной саморефлексией. Кроме того, вести подобные записи в полном объёме каждый день затруднительно.

Эти опасения отчасти справедливы. Сперва на работу с дневником может уходить довольно много времени. Однако в дальнейшем появится навык, как выхватывать из потока жизни важное и не обращать внимание на второстепенное. Кроме того, следует стремиться излагать свои мысли предельно кратко. В идеале на заполнение любого раздела дневника должно уходить не больше 5-6 минут.

Важно адаптировать метод под свои нужды. Бывают ситуации, когда каждый следующий шаг требует рефлексии, а в других случаях мы в подобном не нуждаемся. Поэтому, периодичность заполнения, количество вопросов и их характер следует подбирать под насущные потребности. Многие записи в дневнике могут появляться в режиме путевых заметок, как только появится свободная минута. Конечно, для этого вам нужна записная книжка или удобное приложение на планшете или смартфоне. И, наконец, совершенно не стоит беспокоиться о красоте слога. Дневник – это рабочий инструмент, а не игрушка. Стремление писать непременно красиво может помешать свободному изложению мыслей.

 

Перечитывание

Возможно, самое главное правило при ведении дневника заключается в том, что дневниковые записи необходимо регулярно перечитывать. Иначе они превратятся в захоронение идей и впечатлений. Конечно, иногда негативные переживания хочется именно захоронить. Излагая свои переживания, страхи и тревоги на бумаги, мы в какой-то мере избавляемся от них. Уже это простое действие помогает человеку обрести равновесие и внутренний мир. Однако потенциал дневника как духовной практики гораздо больше.

Перечитывание необходимо для того, чтобы напоминать себе о принятых решениях, учиться на ошибках, отслеживать прогресс в какой-либо сфере. Перечитывание помогает увидеть области, где наши усилия пробуксовывают; обрести более общую перспективу своего жизненного пути.

Занятие это не всегда приятное. Зачастую обнаруживаешь, что не становишься умнее год от года и совершаешь те же самые глупости. Однако без подобных «моментов истины» изменения невозможны.

Как часто следует перечитывать записи?

Правил здесь нет, но разумно обновлять в памяти события прошедшего месяца. А в конце года стоит еще раз оглянуться назад и повторить вслед за Самуилом «Авен-Езер», до сего места помог нам Господь (1 Цар. 7:12).

 

------------------------------------------

1. Дьюи Д. Психология и педагогика мышления / Пер. с англ. Н.М. Никольской. - М.: Совершенство, 1997. – С. 7
2. Роберт Енис, один из ведущих специалистов в области исследования критического мышления, дает следующую дефиницию: «Критическое мышление - это обоснованное рефлексивное мышление, сфокусированное на решении, во что верить и что делать».

3. Макдональд Г. Как упорядочить свой внутренний мир. – СПб. : Мирт, 1995. – С. 164
4. Бенджамин Франклин. Автобиография
5. С некоторыми материалами можно познакомиться на сайте Айры Прогоффа
6. Макдональд Г. Как упорядочить свой внутренний мир. – СПб. : Мирт, 1995. – С. 165
7. Полный список решений можно посмотреть в издании: Эдвардс Дж. Советы новообращенным. – Мн. : МЦФП, 2007. – 32 с.
8. В случае серьёзных эмоциональных травм и депрессии лучше не проводить погружения в свои чувства без помощи психолога. Переживания могут быть чересчур интенсивными и травматичными.
9. Макдональд Г. Как упорядочить свой внутренний мир. – СПб. : Мирт, 1995. – С. 170
10. Там же. – С. 164-65

Читать по теме