Главная / Статьи / Взгляд / Прокрустово ложе
Прокрустово ложе
Прокрустово ложе
07.08.2017
350

Во Втором послании Коринфянам апостол Павел изобразил грозный облик воина христова:

«Оружия воинствования нашего не плотские, но сильные Богом на разрушение твердынь: ими ниспровергаем замыслы и всякое превозношение, восстающее против познания Божия, и пленяем всякое помышление в послушание Христу» (10:4,5).

Но на самом деле военная метафора в данном случае отражает будничную работу любого душепопечителя. Взять штурмом бастионы предубежденности, преодолеть колючую проволоку стереотипов, миновать траншеи ментальных ловушек, и все для того, чтобы принести освобождение человеку.

Не всякий может ввязаться в такой духовный бой за других людей. Однако, все мы вынуждены вести эту борьбу в своем собственном сознании. Все ли наши помышления пленены в послушание Христу? Нет ли партизанской войны на задворках разума? Увы, далеко не всегда мы можем похвастаться завоеванным в трудной борьбе здравомыслием. Почему же нам так сложно отказаться от некоторых заблуждений или даже просто осознать их?

Основная причина заключается в том, что мы систематически переоцениваем свои силы и способности. Ведь каждый мнит себя вполне разумным человеком, серьезным и вдумчивым. Знаменитый американский физик Ричард Фейнман писал: «Первый принцип, как не поддаться самообману, — понимать, что вы простейший объект для одурачивания».

Но именно в области, связанной с интеллектом, нам зачастую не хватает простого смирения. Тут, наверное, стоит уточнить, что под смирением следует понимать не болезненное самоуничижение, а просто реалистичный взгляд на себя самого. Ведь, если вдуматься, то мы увидим, что гордый человек живет в самообмане, не замечая собственных заблуждений, не допуская даже мысли, что он может быть ошибаться. Всегда легче подправить истину, чем исправлять себя.

В греческой мифологии есть история про злодея Прокруста, который заманивал уставших путников к себе в жилище. Он предлагал им отдохнуть на его ложе и дальше учинял над ними расправу. Тех, кто был короче его ложа, растягивал, а тем, кто был длиннее, отсекал все, выступавшее за края.

«Прокрустово ложе» стало метафорой разбойничьего обращения с истиной. Что мы делаем, когда сталкиваемся с фактами, которые не вмещаются в нашу теорию, противоречат нашему мировоззрению? Не возникает ли у нас желания втиснуть их в уже имеющуюся систему?

Большинство из нас, так или иначе, грешит предвзятостью, склонностью игнорировать неудобные вопросы, не замечать неприятную информацию. В итоге, мы пропускаем предупреждения на пути, которые могли бы уберечь нас от досадных ошибок. «Благоразумный видит беду, и укрывается; а неопытные идут вперед, и наказываются» говорится в книге притчей (Прит. 22:3).

Одной из причин нашей интеллектуальной беспечности является убежденность в незыблемости доктрин и идей, которые мы однажды усвоили. В случае с верующими ситуация усугубляется тем, что мы зачастую путаем наши взгляды на Библию с самой Библией, наши церковные традиции с Божественными установлениями.

Как только кто-то покушается на наши ценности и обычаи, мы сразу занимаем защитную позу. Любой испытующий вопрос, любая критика и любое сомнение мигом отправляются на «прокрустово ложе».

Пожалуй, здесь «Ахиллесова пята» апологетики. Ведь у нас возникает соблазн защитить собственные верования во что бы то ни стало! Небольшое лукавство ради большой Истины. При любом выпаде в сторону христианства, нашей конфессии или деноминации срабатывает условный рефлекс – «защищать!». Вместо того чтобы признать очевидные ошибки и прегрешения, «апологет» начинает кривить душой.

Поэтому нам стоит напоминать себе о том, что сказал праведный Иов своим горе друзьям: «Надлежало ли вам ради Бога говорить неправду и для Него говорить ложь? Надлежало ли вам быть лицеприятными к Нему и за Бога так препираться? Хорошо ли будет, когда Он испытает вас? Обманете ли Его, как обманывают человека? Строго накажет Он вас, хотя вы и скрытно лицемерите. Неужели величие Его не устрашает вас, и страх Его не нападает на вас? Напоминания ваши подобны пеплу; оплоты ваши – оплоты глиняные» (Иов. 13:7-12).

Здесь, наверное, можно говорить о своеобразной «профессиональной деформации личности» апологета. Это, прежде всего, утрата объективности при обсуждении достоинств и недостатков религиозных идей и систем, конкурентных НАШЕЙ ЦЕРКВИ. Сами того не осознавая, многие начинают действовать по принципу: себя убелять, других очернять.

Негативный факт в истории нашей церкви – это досадная случайность. Негативный факт в истории наших оппонентов – системная ошибка, указывающая на глубокую и неисправимую порочность. В психологии данный эффект получил название «фундаментальная ошибка атрибуции». Она делает наш стереотипный взгляд на мир весьма устойчивым, так как позволяет истолковывать факты в нужном ключе.

Конечно, данная модель мышления действует не только в межрелигиозной полемике, межконфессиональных спорах, но и на личностном уровне. У себя мы не замечаем недостатков, а у других достоинств. Это проявляется в игнорировании и замалчивании «неудобных» фактов, избирательном подходе к истории.

Однако вопрос Иова остается актуальным: «Надлежало ли вам ради Бога говорить неправду и для Него говорить ложь?» (Иов. 13:7). Ведь не Бога мы стремимся защитить на самом деле. Да и нуждается ли Всемогущий в нашей защите? Мы стремимся защитить себя, свои идеи и взгляды, которые так тесно сплелись в нашем сознании с самой идеей Бога.

Есть ли выход? Полагаю, он в стремлении к абсолютной интеллектуальной честности.

На пути обретения этой добродетели нам необходимо напоминать себе, что она рождается из смирения. Ведь только обретя смиренномудрие, мы сможем признать, что, хотя Святое Писание является непогрешимой истиной, мы не являемся непогрешимыми носителями непогрешимой истины. Наше понимание Библии может быть ущербным и недостаточным.

Только так мы научимся признавать собственные ошибки и каяться в грехах. Только так мы обретем способность признавать заслуги наших оппонентов и воздавать должное их достоинствам.

Только так мы сможем осознать, что далеко не на все вопросы, связанные с верой, у нас есть исчерпывающие ответы. Бог остается тайной. Некоторые вещи нам не объяснить, и нужно в этом честно признаваться.

Мы ведь действительно "... отчасти знаем, и отчасти пророчествуем", как пишет апостол Павел (1 Кор. 13:9). И богословие наше отчасти, и дела отчасти, и жизнь отчасти. Очень хорошо, если мы осознаем, ощущаем эту частичность и неполноту и томимся будущим.

 

www.twrradio.ru
 

 

Тэги:   мысли   жизнь церкви   Писание   
Читать по теме