Главная / Статьи / Взгляд / КТО ИЗЛЕЧИТ ДУШИ?
КТО ИЗЛЕЧИТ ДУШИ?
КТО ИЗЛЕЧИТ ДУШИ?
24.09.2011
1733
    Тема, затронутая в газете "Мирт" № 6, 99, "Христианская психология: "за" и "против" очень актуальна: нуждающихся в библейско-психологической помощи в церквях сейчас как никогда много — последнее время очень охладела любовь, почти все искалечены безлюбием, неумелым, в частности, авторитарным или префекционистским воспитанием, отвержением. Такое неизвестное раньше явление, как раны в душе (в памяти, отношениях, чувствах), реально существуют. Раны вызывают тяжелейшие депрессии даже у духовных христиан. Сколько людей в церкви страдают от элементарной хандры, унывают, апатичны и вяло существуют во Христе. Вместо того чтобы вести активную победоносную жизнь, чтобы "жили не они, а Христос в них", — проблемы, проблемы, проблемы...

    Знакомая картина многих церквей. Но Господь знает все! И Он предусмотрел для нашего сложного времени особых людей и особые служения, призванные, как говорят на Западе, восстановить человека, приготовляя его к пришествию Господа.

    Участники дискуссии выразили желание пообщаться с человеком, "скрытно, потихоньку работающим" с верующими в сфере психологии. Я как раз и являюсь одним из таких душепопечителей образца, приближающегося к западному. Служение это несем мы с мужем. Мой муж один из пасторов церкви "Живое слово" г. Екатеринбурга, кандидат технических наук, доцент двух вузов, бакалавр теологии, магистр Баптистского университета "Корал Ридж", Флорида. Я инженер, 12 лет занималась научно-исследовательской работой, затем работала в научно-информационном поиске. С 1991 года не работаю по слабости здоровья и, как говорят на Западе, несу служение полного времени. Уверовали мы всей семьей весной 1990 года и сразу стали активно служить Господу. Мой муж, проповедник и учитель Библии, является моей "духовной крышей", ограждая меня своим авторитетом, властью мужа и пастора, а также помогает молитвой. Основную нагрузку молитв и бесед со страждущими Бог возложил на меня. Сутью служения является душепопечение о "здоровых" христианах и исцеление духа, души и тела духовно больных христиан, которое иногда носит реанимационный характер.

    Возможно, вы считаете, что женщина, сестра, не может выполнять такую работу, но вот неоспоримый факт: мы, женщины, работаем Господу более шести лет в этом качестве и имеем реальные результаты — люди укрепляются в Боге и начинают жить, начинают ходить перед Богом.

    Исходя из теоретико-богословских основ служения и опыта хождения с Богом, на главный вопрос я бы однозначно ответила: психология христианину нужна и даже очень, но христианская. В ходе дискуссии почти все пришли к этому мнению, но говорили больше о психологическом, чем о христианском аспекте проблемы.

    Кто влагает мудрость в наше сердце, и кто дает смысл нашему разуму? (Иов 38:36). Не Бог ли дает "озарение" при исследовании окружающего? Бог раскрывает человеку законы мироздания, помогает их понять для облегчения нелегкой жизни людей в последнее время, когда грех так сильно искорежил начальные условия жизни и организм человека. Однако не будем забывать, что существует еще один фактор, который является, как Ангел света, и "подсказывает" идеи. Вот поэтому-то психология и должна быть христианской, то есть, во-первых, как и всякая серьезная наука должна разрабатываться верующими людьми, во-вторых, она должна внимательно проверяться Библией при глубокой молитвенной связи с Богом.

    Область психологии дает сатане большое поле деятельности и широкие возможности для завлечения людей в свои сети, поэтому в "пользовании" психологией нужно быть особенно близким с Богом, постоянно сверяясь с Его откровением — Библией, и иметь водительство Духом Святым, Который и дает смысл нашему разуму и не дает нам отклониться от истины. А Библия, как известно, полна откровениями Бога о закономерностях и работе души. Таким образом, необходима теоретическая разработка новой прикладной дисциплины — христианской психологии с подробным рассмотрением уже открытого и тщательным отбором и использованием того, что действительно пригодно.

    Здесь хотелось бы возразить возлюбленному брату М. Орлову в его отстаивании чистоты знания человека от безбожной психологии. Да, безбожной психологии быть не должно. Как мы уже рассмотрели, "Господь дает знание и разум" (Пр. 2:6). Позиция брата меня удивляет: отречься от всего? Разве Бог не помогал нам, когда мы были еще грешниками? Разве мы не познавали Бога, учась в школе, в институте, в университете через рассматривания видимого и невидимого в науках (Рим. 1:20), сами того не понимая, но закладывая фундамент будущего познания Бога как Всемогущего, Всеведущего, Премудрого, Вездесущего, Любящего, Изумительно Разнообразного? Разве ботаника, зоология, география, физика, химия и т. п. не говорят об этом Основополагателе? Не Бог ли дает такие откровения?

    Как мы знаем, клеветник говорит обратное. Совсем не хочется отрекаться от дарованного Богом. Если продлить мысль об отречении, то нужно уж идти в этом до конца: все достижения цивилизации созданы безбожниками — ату их! И уж если сбрасывать, так надо быть последовательными и сбрасывать весь "рюкзак", потому что водопровод изобрели закоренелые идолопоклонники римляне, а электричество, судя по результатам раскопок, было известно еще халдеям в Вавилоне, которые вообще были колдунами. Никаких газовых плит и люстр — это все мерзкое наследие язычества! Такие разговоры приходилось уже слышать от серьезных вроде бы людей. Но, как правило, до дела не доходит. Слава Богу! Как это ни печально, но эти разговоры идут от недопонимания путей и действий Божьих. Это же касается и комплекса знаний о душе. Если человек недопонимает значение души в плане Божьем, то и отбрасывает, отталкивает все, что с ней связано.

    Христианская составляющая психологии заключается в знании законов взаимодействия души и духа, в умении разделить душу и дух мечом Слова Божия (Евр. 4:12), помощи в подчинении души Богу через дух и в преобразовании души в образ Сына, ибо именно душою мы отражаем образ Сына и проявляем жизнь Иисуса в нас. Вот как важна душа!

    Хочется развеять пару христианских мифов о работе душепопечителя. Первый упоминается возлюбленными братом А. Омельченко: "...резко отрицательное отношение к психологии", так как "Бог лечит души". Аминь. Именно Бог и лечит. Однако из слов дорогого брата получается, что исцеление души происходит автоматически, как бы само собою, только стань христианином. Может быть, поэтому некоторые, не получая исцеления, имитируют его получение. Наблюдая некоторые харизматические церкви, могу видеть порой сильный внутренний разлад в душах (опять психология!), когда не получают просто так и имитация перестает удовлетворять. Это большая ошибка иметь убеждение, будто мы все уже имеем как само собой разумеющееся! У Бога есть твердые духовные законы, непоколебимые, и один из них — ничего человек не может получить автоматически, чтобы "Бог Сам" (Пс. 2:7-9). Все мы получаем по просьбе (молитве). Если Сам Сын Божий должен был просить у Отца народы, будучи закланным за эти самые народы от начала мира, то не тем ли более мы должны просить у Бога все, что нам необходимо, и все, что Он же и обетовал нам?

    Этот закон хорошо знали Давид и Соломон (2 Цар. 7:11-16; 2 Пар. 6:15-17), пророки (3 Цар. 18:36-37) и апостолы (Деян. 13:2-3). Это и называется "молиться молитвою" (Иак. 5:17). Закон этот хорошо изложен в Нагорной проповеди: "Просите..." Да, мы все имеем (юридически как дети Божии), но чтобы получить это все практически, мы должны просить. Вспомните хотя бы свое покаяние в момент прихода к Богу — ведь спасение наше было совершено уже 2000 лет назад, но мы его не получили автоматически, а сначала попросили, кто как смог. То же касается таких серьезных вещей, как исцеление души и освобождение.

    Проблемы здесь в том, что человек раненный, с разладом в душе, или имеющий духовные проблемы (тенета и сети, оковы, демонический контроль) в подавляющем большинстве не только не знает, что ему просить, но и просто не может просить у Бога, Которого он подсознательно боится или против Которого бунтует скрытым, например, мягким бунтом, скажем, проецируя на Него свойства своего авторитарного отца. Такие люди не в состоянии самостоятельно диагностировать свои проблемы — у них слишком сильно болит, либо оковы или контролирующие духи, запугивая, врут им и не дают понять, что им необходимо. Потому-то и нужны пастыри и душепопечители.

    Второй миф приведен возлюбленным братом М. Орловым в примере со служением сестры или молодого брата страждущему блуднику. Здесь все от начала до конца миф. Во-первых, нельзя делать по схеме "как научены" — каждый человек, каждая проблема уникальны, и Господь исключительно индивидуально работает с каждым человеком и каждым его случаем, хотя и есть общие закономерности. Здесь обязательно нужно знать волю Божию для каждого персонально. Во-вторых, "взять часть груза на себя" — это из той части психологии, которую надо отбросить (не Фрейдом единым жива психология). Это как раз безбожное.

    Мы ничего не можем без Бога взять на себя, иначе это душевное, самостное и принесет только разрушение (Деян. 5:38-39). Нельзя говорить со страждущим "мы согрешили". Если внимательно читать Библию, то можно видеть, что апостолы с пророками не так поступали. Они приносили корпоративные покаяния, но это были покаяния за весь народ, за нацию, за своих собственных предков. Нигде в Библии нет места, где было бы написано о молитве такого рода за отдельного человека. За отдельного человека ходатайствуют, просят Бога о милости конкретно для этого человека. Я не могу говорить с Богом "я блудила", ведь я не блудила, тем более вместе с этим человеком — это будет ложь и лицемерие. Душепопечителю нужна высокая личная праведность и святость, и врать перед Богом он не может. Бог долгое время тщательно очищает свои сосуды для служения и освящает их. У Орлова страждущий уходит радостным. Да, так бывает, ведь как минимум он выговорился, его выслушали. Исповедание — уже начало исцеления. Иногда нужно просто слушать человека, пока он не выговорится. И если вы будете смиренно, с терпением, любовью и при обязательной мысленной молитвенной связи с Богом слушать его, то Бог Сам (!) остановит человека, когда тот уже все скажет, и не даст любителю поговорить заболтать вас в конец.

    ух блуда поражает... Так становятся одержимыми" — если человек выполняет не свое служение, если Бог его не поставил на это служение, то он несет его самовольно, то есть душевно (Иер. 23:21; 29:31-32). На любое служение, а тем более на служение душепопечителя, ставит Бог! Никакое служение нельзя брать на себя самовольно (Ин. 3:27; 1 Кор. 12:4-11; Ефес. 4:11-12)! Это грех бунта, а родоначальник его — сатана. Если самовольно, по схеме, по инструкции заниматься душепопечением (из совершенно благих намерений), то тогда и становятся одержимыми или страдают другим образом (Деян. 19:15-16). Я видела страшные примеры.

    Но если Бог ставит на служение, то Он и экипирует: учит, наставляет, подготавливает, защищает, делегирует духовную власть, посылает Свою силу. И дело не в "сильном" или "слабом" христианине — Богу все равно, кто это — сестра, молодой брат. Если Бог ставит, то Он и укрепляет, в немощи свершается сила Его (2 Кор. 12:9-10). Бог не смотрит на лица, в том числе на пол и на возраст, Он смотрит на сердце. Он Творец, Он создает людей для Себя. Человек, работающий душепопечителем (пастором, учителем, странноприимником, раздавателем и т.д.), создан Богом для этого, поэтому душепопечителю, например, не тяжело слушать самые жуткие или душераздирающие истории — Бог рядом. Это Он несет основную ношу, так как наш Бог — Бог Сильный и Крепкий. Будет ли Он убивать того, кого Сам же и поставил, или вредить ему? Повторяю, это касается всех видов служения (Иер. 1:5; Гал. 1:15).

    Что касается механического переноса с Запада "их" достижений в сфере душепопечительства, то и здесь нужно действовать духовно. У "них" бывает хорошая богословская основа, но применение методов порой неэффективно. Почему? Сравнительно часто общаясь с западными христианами, я иногда смотрю на них глазами русского душепопечителя и изучаю проявления их души. Вывод из этих наблюдений не нов, он классический — русская душа сложнее, чем западная (европейская или американская), не в обиду будет им сказано. Западные страждущие, привыкшие к высокой комфортности жизни, с трудом переносят душевные и физические тяготы, которые русскому по колено. К тому же им не нравится страдать ни от чего. Русские же, напротив, зачастую просто ищут себе страдание, несут его с наслаждением от "величия" своего "подвига". Это тоже нужно лечить.

    Наша же задача — учить Христу, смирению, кротости, как этого достичь (и через страдание в том числе). Евангелие Христа — это Евангелие Креста. Если не умереть со Христом на Кресте плотским своим, то и не воскреснуть с Ним духовным для новой жизни и не жить победной жизнью, не торжествовать во Христе. Так делали все великие и малые, русские и западные, восточные, африканские святые. Но умирать всегда страшно. Отсюда нежелание коренных изменений жизни. Такие овцы не желают оставить себя Христу для исцеления. Они с удовольствием получили бы все готовенькое автоматически, не изменяясь, не вкладывая труда своей души, духа и тела. Исцеление же иногда является духовной "хирургической операцией". Господь Иисус Христос касается самого больного места. Но так нежно и умело! Хотя бывает и больно, но Он же и утешает. Он знает наши души — Он же их и создал для Себя и определил законы их развития. Он — Психолог наивысшего класса! Ему да будет слава! Аминь.