Deprecated: Function split() is deprecated in /home/mirtru/gazeta/content/index.php on line 221
МИР, В КОТОРОМ МЫ ЖИВЕМ / Интернет-газета «Мирт»
Главная / Статьи / Взгляд / МИР, В КОТОРОМ МЫ ЖИВЕМ
МИР, В КОТОРОМ МЫ ЖИВЕМ
МИР, В КОТОРОМ МЫ ЖИВЕМ
24.09.2011
1211
"Тогда откроются глаза слепых и уши глухих отверзутся" (Ис. 35:5)

Многие христиане довольно часто слышат от неверующих людей призыв "объективно" воспринимать мир. "Спуститесь с небес на землю! Посмотрите на жизнь реально! Как вы можете во все это верить, когда наступил уже XXI век!" — слышим мы со всех сторон обвинения в свой адрес. Суть же этих обвинений заключается в том, что верующие люди якобы уходят от реальности в несуществующий мир и не способны правильно воспринимать окружающую их действительность. 

Споры на эту тему ничем, как правило, не заканчиваются, так как разговор происходит на разных языках. Неверующие приводят аргументы, основанные на данных науки, и строят свои доказательства, опираясь на логику и личный опыт. Верующие же обращаются к авторитету Библии, научным данным, а также к примерам из своей духовной практики. Основанием их аргументов при этом всегда является не только логика, но и вера в живого Бога. 

Вместе с тем существует вполне убедительное доказательство того, что, с точки зрения науки, логики и личного опыта любого, отдельно взятого человека, атеистическая картина мира столь же мифологична, как и религиозная. Поэтому она не может претендовать на абсолютную объективность и полное соответствие существующей реальности. 

Как известно, человек познает окружающую его реальность через органы чувств. Большинство людей могут назвать пять чувственных анализаторов: зрение, слух, вкус, обоняние и осязание. Иногда говорят о "шестом чувстве", не имея в виду ничего конкретного, но подразумевая какую-то загадочную сверхчувствительность, близкую к интуиции. Физиология условно прибавляет к пяти названным чувственным анализаторам еще три: вестибулярный (помогающий нам сохранять равновесие и ориентировать свое тело в пространстве), двигательный (дающий ощущения о работе опорно-двигательного аппарата) и висцеральный (анализатор внутренних органов). Возникает вопрос: достаточно ли человеку имеющихся у него органов чувств для полного и объективного восприятия мира? Конечно, нет! Значительная (а некоторые ученые считают, что большая) часть окружающей нас реальности недоступна человеческому восприятию. 

Человеческие глаза расположены так, что мы обладаем только прямым зрением. Большинство же птиц и некоторые животные (кролики, например) одновременно видят все, что происходит перед ними, с боков и даже позади них (круговое зрение). Львы и крокодилы слышат на расстоянии до 1,5 километра. А слуховой аппарат китов позволяет им распознавать в воде звуковые сигналы за многие сотни километров. Многие рыбы, например, способны воспринимать напряженность магнитного поля. Летучие мыши, киты, собаки и многие другие животные улавливают ультразвуковые волны. Большинство представителей животного мира имеют анализаторы более чувствительные, чем у человека. 

Доказательством нашей недостаточной информированности об окружающем мире может служить само развитие мировой науки, наиболее выдающиеся открытия которой были сделаны через отрицание, казалось бы, очевидных и всеми признанных истин. На протяжении всей истории своего существования человечество пытается проникнуть в невоспринимаемое. Но насколько оно в этом преуспело? И не похожи ли мы на пчел, даже не подозревающих о существовании людей, несмотря на то, что те занимаются пчеловодством уже не одну тысячу лет, ведь пчелы видят очень расплывчато и лишь на расстоянии нескольких сантиметров.

А что происходит с той информацией, которая доступна нашему восприятию? Оказывается, большая ее часть отсеивается нашим сознанием, как сигналы, лишенные для него смысла: дыхание, ощущение одежды и т. д. К ним относятся также слабые ритмичные и прочие раздражители, не имеющие для нас в данный момент значения: тиканье часов, шум улицы за окном и т. д. Таким образом, информация, которую мы способны воспринять, большей частью нами просто не осознается, а та информация, которую мы осознали, удерживается в нашей памяти до 30 секунд, после чего большую ее часть мы просто забываем. 

Та информация, которая попала к нам в долговременную память, также полностью не сохраняется. Причина этого очень проста: мы надолго запоминаем лишь то, что доступно нашему пониманию, и забываем то, что незнакомо, непонятно, другими словами, не вписывается в имеющуюся у нас картину мира. К сожалению, человеческое сознание мало приспособлено для работы с неоднозначным материалом. Хорошо иллюстрирует это американская пьеса "Дозволено каждому". Замысел ее в том, что герои отказываются сотрудничать с детективом и давать показания по поводу совершенного преступления. Тогда детектив обращается к зрителям и просит их дать показания. Ответы создают впечатление, что все видели совершенно разное, особенно когда дело доходит до деталей.

Подведем некоторый итог. Из-за ограниченности органов чувств окружающая реальность воспринимается нами лишь частично. Большую часть этой информации мы сразу забываем. Оставшаяся информация поступает в нашу долговременную память, сильно искажаясь под влиянием интеллектуальных, эмоциональных и многих других факторов. Но тогда возникнет вопрос: если мы отражаем и осознаем лишь незначительные разрозненные фрагменты окружающего мира, то почему тогда мы воспринимаем его не отдельными частями, а как нечто единое. Опираясь на отрывочное восприятие окружающего мира, наше сознание самостоятельно заполняет многочисленные "белые пятна". 

К какому же выводу мы пришли? Мы не способны к объективному восприятию мира. Но не всего мира, а лишь его части. Вопрос заключается в том, насколько велика эта часть. В разных областях нашей реальности она различна. В практической жизни, на уровне каких-то бытовых вопросов, мы познаем реальность достаточно успешно и объективно, иначе мы не смогли бы осуществить даже самых элементарных действий. В сфере межличностных отношений мы это делаем менее успешно, так как она очень тесно связана с эмоциями, сильно влияющими на объективность нашего восприятия. Именно поэтому данный уровень познания мира включает в себя целый ряд наук (психология, социология, педагогика и др.). И, наконец, мы весьма ограничены в восприятии бытия как такового, включающего в себя все вопросы мироздания, макро- и микрокосмоса. 

Братья и сестры, когда в разговоре с неверующими вас обвинят, что вы живете в выдуманном мире, то поинтересуйтесь, а в каком мире живет ваш оппонент. По его логике, в таком же выдуманном. Не об этом ли притча, рассказанная нашим Господом: "Может ли слепой водить слепого? Не оба ли упадут в яму?" (Лк. 6:39). К сожалению, падают очень многие. Потому что выстраивают свою жизнь, опираясь на выдуманную ими же "объективную картину мира". Строят свой дом "на песке". А Истина, заключенная в Божьем Слове и дающая то самое "каменное" основание, на котором и нужно строить "дом" нашей жизни, чтобы никакие невзгоды не смогли сокрушить его, находится рядом. "И пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот; и он не упал, потому что основан был на камне" (Мф. 7:25).