Deprecated: Function split() is deprecated in /home/mirtru/gazeta/content/index.php on line 221
ТРЕТИЙ ЗАВЕТ БОГОРОДИЧНОГО ЦЕНТРА / Интернет-газета «Мирт»
Главная / Статьи / Взгляд / ТРЕТИЙ ЗАВЕТ БОГОРОДИЧНОГО ЦЕНТРА
ТРЕТИЙ ЗАВЕТ БОГОРОДИЧНОГО ЦЕНТРА
ТРЕТИЙ ЗАВЕТ БОГОРОДИЧНОГО ЦЕНТРА
24.09.2011
2433
"Мне понравилась статья об агрессивном христианстве (учение
У. Ли). Впервые я нашла анализ его. Очень хочется, чтобы вы продолжили заметки о психологии, гуманитарных центрах Хаббарда, Богородичном центре, валиологии и т. п. с богословской точки зрения".
Из письма в редакцию
Боровинской О. Г.,
г. Мыски, Кемеровской области

"Почву, на которой вырастет отпадение многих христиан от веры, составит их безнравственное душевное состояние, ближайшими виновниками этого отпадения явятся лжеучителя — лжепророки и лжехристы. Они-то и послужат соблазном и прельщением для верующих. Лжехристы будут выдавать себя за посланников Божиих. Печать нравственной нечистоты и лжи, свойственная лжепророкам последних дней мира, не задержит их страшной деятельности, ибо они станут действовать под влиянием силы темной, и учение их будет учением бесовским".
("Антихрист, ад и мытарства. Из откровений Божией Матери архиепископу Иоанну", стр. 6)

В конце 90-х годов в московских газетах появились объявления с призывом купить билет и посетить так называемую "Великую Литургию Открытого неба". Вскоре и в других городах России люди в синих балахонах, причислявшие себя к Катакомбной истинно-православной церкви, начали распространять газеты и брошюры с пророчествами некоего епископа Иоанна, проповедуя о якобы данных ему "самой" Божьей матерью новых откровениях о России. А еще позже стали появляться горюющие матери и жены, дети и мужья которых безвозвратно ушли в Богородичный центр. (Сегодня последователи этого движения именуют себя "Православная церковь Божией Матери Державная", но в этой статье мы будем пользоваться названием Богородичный центр (БЦ) как более кратким и привычным для большинства читателей.)

О некоторых фактах из жизни лидера Богородичного центра можно узнать из его автобиографии "Исповедь поколения". Вениамин Яковлевич Янкельман (Береславский — его псевдоним) родился в 1946 году в Чите в семье полковника, военного атташе. Главную роль в семье, по словам Береславского, играла мать, часто грубая по отношению к нему и мужу. Невыносимо жестокое и унизительное (по его же словам) отношение матери наложило отпечаток на психику ребенка и всю его последующую жизнь. Мать — сыну:

а чтоб ты сдох, мразь такая! Проклятая гадина! Я бы тебя удавила своими руками и без всякой жалости... Чудовищная ведьма непрестанно бьет по голове, бичует, усовещает... Следуют один за другим удары в солнечное сплетение: меня пугают, пробивают насмерть" ("Исповедь поколения", стр. 8, 9, 27).

Подобные отношения с матерью привели к тому, что Вениамин возненавидел всех женщин и болезненно зациклился на вопросах обнаженного тела, гениталиях и т. п.

Вот еще интересная цитата из автобиографии Береславского: 

урил с шести. Кололся с тринадцати. Пил с пятнадцати. Болели раны, надо было что-то делать. Включу рок и балдею на лестнице под курево... В четырнадцать — уже старик: резкое снижение способностей, ухудшение памяти, потеря интереса к учебе. Чтобы не вскрыть себе вены, не сойти с ума, не попасть в психушку, ухожу в себя" (там же, стр. 26, 27).

В 18 лет Береславский впервые попал в психиатрическую больницу, откуда сбежал (там же, стр. 42), а в 23 года за избиение был заключен в тюрьму на 6 лет:

огда мне было едва за двадцать, избил какого-то парня... Бил до одури, до полусмерти... Шесть лет заключения ничего не дали. Остервенение, тупость, полное презрение ко всем..." (там же, стр. 31).

В 1984 году, когда Береславскому было уже 38 лет, в Смоленске от иконы "Одигитрия" ему якобы открылась Божья матерь Мария и дала ранее никому неведомые откровения. С этого момента Береславский, объявивший себя пророком Божьей матери, получил множество судьбоносных для России в целом и для каждого верующего, в частности, откровений. Только за первые несколько лет своей пророческой деятельности он опубликовал более 20 томов откровений (сейчас их насчитывается свыше 200). Эти книги для последователей Береславского являются основной духовной литературой и вкупе составляют так называемый "Третий завет", который, как мы увидим позже, заменяет собой оба других — и Ветхий и Новый.

Получив первые откровения от Божьей матери, Береславский пожелал канонически узаконить свою пророческую деятельность. В 1985 году он сделал попытку примкнуть к так называемой Катакомбной истинной православной церкви. (ИПЦ — небольшая ветвь Русской православной церкви, ушедшая в раскол в 30-е годы и в настоящее время почти прекратившая свое существование.) В том же году он сам и его друг Петр Большаков (в прошлом ученый математик) были рукоположены в иеромонахи митрополитами так называемой геннадиевской (по имени покойного митрополита Геннадия Секача) ветви ИПЦ Феодосием и Григорием. Прошло совсем немного времени, и отцов-богородичников запретили в служении, а 3 июня 1992 года митрополиты Феодосий и Епифаний в своем Окружном послании осудили учение БЦ и отлучили от ИПЦ иеромонахов Иоанна Береславского и Петра Большакова "за отход от своих епископов в самочинное сборище и распространение лжеучения о "Третьем Завете". 

Нигде в литературе Богородичного центра этот факт не упоминается. По правилам православной церкви (к которой Береславский себя причисляет) запрещенные в служении и отлученные от церкви священники ничем не отличаются от обычных прихожан. Они не имеют права служить и тем более рукополагать. В истории же с Береславским мы видим совершенно другой исход — Береславский вдруг возводит себя в чин архиепископа и даже патриарха и рукополагает множество священников Богородичного центра, называя новообразованное движение "Истинная православная церковь".

Как Иоанн Береславский стал епископом, никому не известно. Впрочем, в литературе БЦ можно найти пару строк об этом событии: "В феврале 1991 г. по благословению митрополита Иоанна (Бондарчука) [состоялась] хиротония (рукоположение. — С. Г.) в катакомбном храме в Москве о. Иоанна, архимандрита Катакомбной истинно православной церкви" ("Катакомбная церковь — мученица", стр. 314). На сомнительность состоявшегося рукоположения указывают два обстоятельства: 

1. В 1991 году Береславский не мог быть епископом, потому что годом позже епископы ИПЦ отлучили не епископа Иоанна, а иеромонаха (священника) Иоанна (Окружное послание иерархии Тихоновской катакомбной ИПЦ от 3.06.1992); 

2. Епископство Серафима (Поздеева), который самовольно организовал ветвь ИПЦ "поздеевцев" или "геннадиевцев" (по имени рукоположенного им Геннадия Секача), назвав ее "катакомбной ИПЦ", церковные историки также считают сомнительным. Именно к этой иерархии принадлежат тайные рукоположения иеромонахов Иоанна (Береславского) и Петра (Большакова) — печально известных отцов-основателей Богородичного центра. 

Береславский и сам почему-то умалчивает о своем рукоположении в епископы, однако с течением времени на его пророчествах появляются все более высокие титулы: епископ Иоанн (до 1991 г.), пророк архиепископ Иоанн (с 1992 г.) и наконец пророк Божьей матери патриарх Иоанн (с конца 90-х годов).

Факт лжесвященства и самосвятства Береславского важен потому, что именно через пастырскую преемственность он причисляет свою общину к Катакомбной истинно православной церкви, называя себя преемником соловецких старцев-мучеников и патриарха Тихона.

На протяжении краткой истории Богородичного центра последователи Береславского неоднократно меняли название своей организации. Известно, что первоначальным названием этого религиозного объединения было "Автокефальная православная церковь". В июне 1991 года на богородичном соборе в Москве было принято и официально зарегистрировано наименование "Церковь Божией Матери Преображающейся". В том же 1991 году в Москве была зарегистрирована просветительская организация "Богородичный центр". Нынешнее официальное называние организации — "Православная Церковь Божией Матери Державная" (с февраля 1997 г.)

История Богородичного центра распадается на два основных периода. Первый — с начала получения Береславским откровений от Божьей матери в 1984 году до середины 1993 года, второй — с середины 1993 г. до настоящего времени. В откровениях начального периода у архиепископа Иоанна (Береславского) преобладали пророчества о близости конца мира, эпохи церковного запустения и всемирных катаклизмов. России и всему миру были обещаны всевозможные бедствия, если народ не покается и не признает его учение. Часто на страницах книг Береславского утверждалось, что свои души спасут лишь немногие праведники, которые должны преодолеть все мирские соблазны, в том числе отречься от семьи, родных, отказаться от собственности, передав ее центру и т. д. В литературе отцов Богородичного центра насаждалась ненависть к собственным родителям, особенно к матери как к источнику зла — матерей называли "дьяволицами" или "священницами князя тьмы" (архимандрит 

П. Краснов, "Советская мать — содомская священница"; Справочник Миссионерского отдела Московской патриархии, Белгород, стр. 323). Первые публикации центра также изобиловали совершенно бессвязными и грубыми словосочетаниями вперемешку с нецензурными словами. Вот что Береславский пишет, например, о матерях:

ри ее божка — чрево, блуд и сон. Три мерзкие богини — грудь, гениталии и задница... Целое поколение жучков-аферистов, авантюристов, болтунов и трусов, комнатных мафиози было взращено подобными матерями. И над всем этим — огромный идол "мамы", задавивший своим задом две трети человечества" ("Исповедь поколения", стр. 23, 34).

Нечестивая мать (т. е. любая мать. — С. Г.) обирает своего сына, делает его идеальным любовником, во всем послушным ей. Непрерывно обнимающий, тайно сходящийся, бессознательно освоивший уже с трех лет индусскую тактику тантры — тонкого сублимированного энергетического блуда без включения грубых его форм, телесных, генитальных. Это и есть содомский блуд... Критическое отношение к родителям, заколдованным и загипнотизированным, исключительно полезно...("Парение над бездной", стр. 13, 14, 18).

Имидж центра и его учение резко изменились в период 1993-1994 годов, когда "Церковь Пресвятой Богородицы Преображающейся" начала сотрудничать с Вселенской марианской церковью (не признаваемая Ватиканом католическая организация, имеющая последователей в США, Латинской Америке, Польше и других странах). В связи с этим объединением началось постепенное изъятие культовой литературы Богородичного центра раннего периода. Береславский и другие отцы центра начали менять тон и содержание своих проповедей. Все стало более благообразно и приправлено "любовью". Нынешним новообращенным последователям Богородичного центра порой трудно поверить в то, какие серьезные перемены претерпел центр за последние несколько лет. В их глазах эти факты выглядят по меньшей мере клеветой, но Господь сказал, что "нет ничего тайного, что не сделалось бы явным" (Лк. 8:17).

По данным Богородичного центра, под его юрисдикцией находятся до 100 общин в России и СНГ, однако официальную регистрацию в России имеют 4 общины. В организации "Церковь Божьей Матери Державной" 7 епископов, около 100 священников и несколько тысяч прихожан (на самом деле значительно меньше: например, в воскресенье в единственном петербургском приходе в ДК им. Шелгунова на литургии присутствует не более 100 человек, основной костяк которых составляют "братья" в синих балахонах ("синие рыцари") и монахини). Причащаться на литургии могут все желающие без разбора. Последователи культа регулярно устраивают соборы, на которых могут присутствовать не только священники БЦ, но и мирские люди, совсем не принадлежащие к Богородичному центру. На этих соборах (последний XXII прошел в Москве в 2000 году) присутствующие узнают о новых "откровениях" Береславского. У Богородичного центра есть свои печатные органы "Рыцарь веры" и "Оазис мира", собственное издательство "Новая святая Русь" и официальная страница в Интернет. За семь лет работы издательством было выпущено более 250 наименований авторских книг, переводов и статей.

По словам бывших последователей Береславского, новичков сразу же окружают любвеобильной заботой, навешивая на них всевозможные послушания (церковно-полезные поручения), почти не оставляя времени на мирские дела. Наивысшей целью для каждого новопосвященного ставится принятие монашества в Богородичной обители-монастыре (которых в России уже несколько). Береславский и другие наставники Богородичного центра в своих трудах превозносят отказ от образования и работы, от семьи и воспитания детей. Последователей призывают к нищете, беспрекословному подчинению отцам, ночным бдениям с чтением Псалтири, Богородичного правила по четкам и посту, который, кстати, полностью исключает употребление мяса и молока. В связи с новой политикой БЦ посвящение новичка во все глубины богородичной аскезы происходит постепенно, чтобы не отпугнуть его чрезмерными "подвигами" поста и молитвы. Женщины, в которых, по учению БЦ, сконцентрировано мировое зло, по-прежнему находятся в общине в уничиженном положении, хотя это широко не афишируется. Каждую неделю по субботам и воскресеньям последователи собираются (чаще всего в ДК или концертном зале) на так называемую "литургию Иоанна Златоустого" — не только внешне мало похожую на литургию православной церкви IV века, но и по содержанию искаженную отцами-богородичниками почти до неузнаваемости.

Многие люди в России, большей частью духовно малообразованные или неверующие, соблазняясь внешней стилизацией Богородичного центра под православие (название служб, символы, молитвы, таинства и т. п.), с легкостью принимают его за историческую православную церковь, на деле становясь последователями антихристианского культа.