Deprecated: Function split() is deprecated in /home/mirtru/gazeta/content/index.php on line 221
ДВЕРЬ СКОРБИ / Интернет-газета «Мирт»
Главная / Статьи / Взгляд / ДВЕРЬ СКОРБИ

Маленькая девочка, когда мама укладывала ее спать, всегда просила оставить включенным свет в коридоре, а дверь спальни – открытой. Однажды мама ее спросила: «Это чтобы свет проникал в комнату?» Девочка на секунду задумалась и ответила: «Нет, мамочка, чтобы выпустить темноту».

Скорбь представляет собой сгусток довольно сложных отрицательных эмоций. Это что-то наподобие темноты внутри. Ей нужно дать выход. Горе нужно своевременно выражать любым подходящим нашей индивидуальности и темпераменту способом. Когда нас настигает горе, что обязательно когда-нибудь случится в жизни (а может, и неоднократно), нам нужно открыть дверь и держать ее открытой достаточно длительное время, чтобы выпустить наружу скорбь (темноту). Иногда нужно, чтобы кто-то открыл за нас эту дверь и держал ее открытой, поскольку иногда, в силу разных причин, нам бывает трудно сделать это самим или же дверь закрывается сама по себе.

Существуют практические способы помочь себе пережить горестные времена здоровым, конструктивным и благочестивым образом. Другие люди также могут нам в этом помочь, и мы можем нуждаться в их помощи. Разумеется, нужно разговаривать, но при наличии определенных знаний мы можем еще кое-что сделать, чтобы помочь другим людям справиться с горем. Это, конечно же, хорошо и угодно Богу, поэтому мы должны попытаться этому научиться.

В этой короткой статье я хочу рассмотреть природу скорби, пути трудности исцеления, а также способы служения людям, переживающим горе.

Что такое скорбь

Что такое скорбь? С помощью одного слова «скорбь» мы охватываем целый спектр эмоций, которые переживаем вследствие утраты кого-либо или чего-либо, что занимало важное место в эмоциональной стороне нашей жизни. Скорбь состоит из нескольких компонентов – таких, как печаль, одиночество, страх, отчаяние, злость, смятение и вина. Эти компоненты то усиливаются, то ослабевают по ходу переживания горя. Иногда одна эмоция доминирует над остальными. Эмоции усиливаются и ослабевают, и форма переживания горя постоянно меняется. Очевидно, что горе переживается тем сильнее, чем ближе был кто-то или что-то к нашей жизни и чем сильнее была наша привязанность.

Иногда сами основы нашей жизни кажутся подорванными. Тогда нас переполняет глубокая и всеобъемлющая скорбь. Ей сопутствует смятение, почти граничащее с отчаянием и безнадежностью. Наверное, именно так можно описать то, что я пережил в июле 1991 года. После двухлетней борьбы моя жена Бетти умерла от рака, но эта трагедия усугублилась еще и тем, что за 8 дней до смерти Бетти две моих дочери (Дженни, 25 лет, и Нарелль, 32 года) погибли в автокатастрофе.

Причины скорби не ограничиваются травматическими событиями или даже обязательно смертью любимого человека. Мы познаем скорбь в детстве; например, утрата любимого питомца является распространенным горем у детей. Мы скорбим во взрослом возрасте от разлуки со знакомыми людьми и местами, когда меняем место жительства или работу. Мы скорбим при утрате какого-то предмета, имеющего для нас эмоциональную или сентиментальную ценность. Мы скорбим от потерянных надежд, например, когда нас сокращают с работы, если мы не сдаем экзамен, не получаем повышения, не достигаем вожделенной цели, уходим на пенсию и покидаем знакомую обстановку и друзей. Люди также испытывают скорбь от надвигающейся старости и от потери каких-то способностей.

Следует понимать, что мы часто встречаем скорбящих людей, не только когда они переживают смерть близкого. Скорбь может быть вызвана смертью, но также болезнью, разлукой, переменами, любым видом значительной утраты. Необходимо знать об этом и пытаться понять потребности людей, переживающих горе.

«Человек не остров», – писал Джон Донн, английский поэт и проповедник XVII века. Мы действительно не можем вести полноценную жизнь вне системы человеческих взаимоотношений. Но именно эта система неизбежно включает в себя горестные переживания. На самом деле, чтобы избежать скорби, нам пришлось бы жить в полной изоляции от других людей, отрезанными, как острова: «камень не чувствует боли, а остров никогда не плачет». Но большинство из нас не хотят вести такую жизнь, поэтому мы неизбежно открыты вероятности болезненных переживаний, самые сильные из которых связаны с людьми.

Существует, по крайней мере, три компонента горя. Эмоциональный компонент: сильное ощущение печали, потери, одиночества и отчаяния. Каждый человек может ощущать их с разной интенсивностью и с разными последствиями. Есть психологический компонент, когда горе оказывает воздействие на наши мыслительные процессы. Человеку может оказаться тяжело принимать решения, и он может, как мы это называем, «сломаться». И есть практический компонент: мы теряем людей и вещи, которые были неотъемлемой частью нашей жизни, но нам нужно учиться жить по-новому.

Скорбь и христиане

Христиане тоже испытывают скорбь. Важно помнить, что у христиан в центре жизни стоит Христос, Спаситель и Господь, но это не исключает важности других вещей и других людей в нашей жизни. На самом деле, наши отношения с Господом Иисусом Христом должны делать нас более чуткими к окружающим, более человечными, а не наоборот.

Я подчеркиваю это, потому что есть «торжествующее христианство», которое провозглашает, что если мы настоящие христиане, то наши жизни будут выше влияния изменяющихся обстоятельств, и что испытания и проблемы, печали и утраты будут скатываться с нас, как с гуся вода. Я думаю, что это прямо противоречит христианскому учению и очевидно идет вразрез с примером нашего Господа Иисуса Христа. Он был одним из нас и даже гораздо более человеком, чем мы сами. Наша человечность запятнана и уменьшена грехом. Мы, сокрушенные люди, – часть этого сокрушенного мира.

Если Господь Иисус Христос – пример для нас, если Он тот Человек, Который возвращает нас к жизни, одаривая нас Своим Духом, тогда мы можем надеяться, что станем людьми более отзывчивыми на события жизни, а не наоборот.

Как излечивается скорбь

Как нам справляться с горем здоровым, конструктивным и благочестивым образом? Некоторые говорят, что горе – это такая болезнь, которая излечивается сама по себе. Мне не очень нравится здесь слово «болезнь». Предпочитаю слово «рана». Горе – это рана, которая излечивается сама по себе. Человек при переживании горя может пройти десять ступеней:

  • шок;
  • болезненные эмоции;
  • депрессия и одиночество;
  • физические симптомы;
  • беспокойство или паника;
  • чувство вины;
  • враждебность и отчужденность;
  • неспособность вернуться к обычной жизни;
  • надежда;
  • адаптация к новой реальности.

    Важно помнить, что не все люди проходят через все эти этапы, а сами этапы не обязательно следуют в таком порядке. В действительности нет стандартного переживания горя. Существует несколько общих факторов и относительно общие этапы, через которые проходят люди в горе. Обычно этот процесс протекает медленно, но в конце, из пепла скорбных переживаний, должна вырасти размеренная, наполненная смыслом жизнь. Жизнь снова может быть прекрасной.

    Я бесконечно благодарен человеку, который мне это постоянно повторял на протяжении 6 месяцев. При наступлении подходящего момента нам необходимо постоянно давать людям надежду: надежда должна появиться вновь. Жизнь по другую сторону скорби никогда уже не будет прежней, но, подобно дереву, которому обрезали ветви, она приобретет новую форму и снова будет цвести.

    Скорбь обычно «излечивается сама по себе», но здесь есть две опасности. Первая состоит в том, что мы подавляем в себе скорбь, вместо того чтобы пережить ее. Это очень часто приводит к расстройству: физическому, психологическому, эмоциональному или умственному. Когда происходит горе, когда глубинные переживания боли и скорби кипят внутри, можно легко сосредоточиться на потребности делать это или то, исходя из чистого рационализма. Очень просто отодвинуть свои переживания в сторону, заниматься другими делами.

    Когда в 1977 году умерла моя мама, я преподавал в библейском колледже. Я немедленно погрузился в учебный процесс. И настолько неистово этим занялся, что у меня произошло обострение артрита. Тогда я задал себе вопрос: «Что я делаю не так?» и просмотрел свои записи о скорби. Представьте себе, я даже преподавал этот материал в библейском колледже. Удивительно, насколько иногда мы оказываемся чистыми теоретиками! Я решил, что это произошло из-за того, что я подавлял в себе горе. Поэтому спустя год мне пришлось пойти на кладбище, посетить могилу своей матери и дать волю горю, хотя мне нужно было сделать это еще год назад.

    Вторая опасность заключается в том, что мы сдаемся горю. Подчинение горю противоположно его подавлению. Это происходит, когда мы погружаемся в жалость к самому себе и намеренно удаляемся от жизни из-за нашей боли. Мы можем отдалиться от людей, различных видов деятельности, выполнения обязанностей и закрыть дверь для жизни.

    Утешение в Боге

    Горе дает о себе знать на протяжении длительного периода времени. Я до сих пор иногда чувствую скорбь. Когда я вижу на дороге красную «тойоту», я вспоминаю, что в такой машине были Дженни, Тодд и Нарелль, когда произошла авария. У меня невольно захватывает дыхание и я ощущаю боль. Такое же чувство меня посещает, когда я прохожу или проезжаю мимо больницы, где Бетти проходила большую часть курса лечения и умерла недалеко от этого места.

    Я верю, что Богу угодно, чтобы мы прошли через наши страдания. Утрата ведет к страданию, и мы начинаем взывать к Богу и получаем помощь, в результате этого мы растем и начинаем служить. Думаю, что это модель, по которой Бог с нами общается на нашем жизненном пути:

    Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, Отец милосердия и Бог всякого утешения. Утешающий нас во всякой скорби нашей, чтоб и мы могли утешать находящихся во всякой скорби тем утешением, которым Бог утешает нас самих! (2 Кор. 1:3,4).


    Living Brief, Issue # 286