Deprecated: Function split() is deprecated in /home/mirtru/gazeta/content/index.php on line 221
ПЕРВАЯ ЛЮБОВЬ / Интернет-газета «Мирт»
Главная / Статьи / Бог / ПЕРВАЯ ЛЮБОВЬ

«Но имею против тебя то, что ты оставил первую любовь твою» (Отк. 2:4)

Диагноз

Многократно выслушивая различные свидетельства об обращении к Богу, я подмечал, с каким восторгом верующие люди вспоминают о первоначальном этапе своего личного христианства. Наверняка вы также без труда вспомните чьи-либо или же ваши собственные рассказы на эту тему. Нередко можно услышать следующие выражения: «я просто летала, не чувствуя ног», «необыкновенная радость и умиротворение наполнили мое сердце», «я просто светился от счастья», «мне хотелось обнять и расцеловать каждого встречного» и другие подобные воспоминания.

Еще неоднократно мне приходилось слушать своеобразную оценку восторженности неофитов. Пусть мол, пока порхает, еще успеет стать одним из нас. А порой бывалые снисходительно спешат сделать пылкому младенцу во Христе душепопечительскую прививку от наивности: «Друг дорогой, не смотри на людей, – добавляя при этом в сторону, – а то знаем мы вашего брата...»

Даже в некоторых проповедях рефреном звучит программирование людей на неизбежность утраты первой любви к Богу и окружающим носителям Его образа. Псевдобогословское обоснование подогнать не сложно. Например, Христос предупреждал, что «по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь» (Мф.24:12).

Некоторые из тех, кто вершиной собственного богопознания добровольно провозгласили учебную Библию С. Скоуфилда, «свято» и гораздо примитивней известного комментатора верят, что живут в Лаодикийский период, а значит им на роду написано быть теплыми, а не горячими и не холодными. При этом можно напоминать, что Бог милующий и поэтому Он льна курящегося не угашает, а еще может спасти как головню из огня. В результате в церквях набирается значительный процент теплохладных «непрактикующих» христиан, сидящих под надписью «Ни рыба, ни мясо».

Равнодушие, пассивность, инертность, боязнь любых перемен под прикрытием пустого консерватизма – все это лишь верхушка айсберга. Апостол Павел предупреждал Тимофея, что в последние времена данное аномальное состояние верующих будет почитаться нормой. В начале третьей главы своего второго послания молодому епископу Эфеса апостол в самых резких выражениях рисует образ нашего героя. Заканчивает же он свою тираду важнейшей для нас характеристикой и советом: «…имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся. Таковых удаляйся». Итак, во-первых, духовное бессилие означает безблагодатность и богооставленность. Во-вторых, круг общения неизбежно влияет на наш образ жизни и мышления. Как известно, с кем поведешься…

Понятно, что без сверхъестественной силы, сошедшей на избранных Богом в день Пятидесятницы невозможно выполнять Великое поручение Иисуса Христа, приносить плоды Духа и успешно противостоять силам тьмы. Ханс Рокмакер на страницах своей книги «Современное искусство и смерть культуры» мимоходом очень здорово выразил суть происходящего: «Священник штопает носки… и никто не спасен. Потому что проще всего сказать, что «они» неправедны и ненавидят Бога».

Потерять первую любовь – это еще и разучиться доверять Богу в результате недостатка преданности Ему. Помню, как мало мне нужно было размышлений для того, чтобы именем Иисуса разрушать твердыни сатаны уже несколько месяцев спустя после рождения свыше. И хоть и был я тогда желторот и телом, и душой, и к тому же очень слабо подкован в теоретическом богословии, а действовать через меня Иисус совсем не брезговал.

Самонадеянность и самоправедность идут рука об руку, лишая человека подлинной радости, которая коренится за пределами этого мира. Вот почему нет ничего удивительного в том, что в наше время церкви переполнены христианами-ипохондриками, угнетенными и угнетающими собственной бестолковостью. А ведь некоторые из них в свое время «много переносили и имели терпение» и трудились для славы Божьей без изнеможения. Горе, если в своем упадочном состоянии они задают тон духовности нашей с вами поместной церкви! Смиряться с этим недопустимо, так как рискуют все.

Параллель

Поскольку жизнь в действительности штука сложная, придется внести в рассуждение некоторую долю неоднозначности. Откровенно говоря, думается, что исчезновение определенной доли всех этих ощущений в первоначальных отношениях с Богом — это даже необходимость. Уж коли Библия многократно сравнивает завет Господа и Его избранного народа с брачным союзом, уместно и здесь провести параллель с влюбленностью новобрачных.

Юношеская страстность просто обязана уступить место более стабильным отношениям. Хотя привычное постоянство не означает искоренение романтики. Об этом когда-то сказал Бог через пророка Иеремию (2:2,5): «Я вспоминаю о дружестве юности твоей, о любви твоей, когда ты была невестою, когда последовала за Мною в пустыню, в землю незасеянную. ... Какую неправду нашли во Мне отцы ваши, что удалились от Меня и пошли за суетою, и осуетились?».

Быт и серые будни, которые заедают некогда романтичные отношения многих семей, часто действуют на духовную жизнь не менее губительно. Множество людей спешат своим собственным существованием вновь и вновь подтвердить неувядающую актуальность Христовой притчи о сеятеле. «Упавшие среди колючек – это те, кто услышал слово; но жизнь идет, их душат заботы о деньгах и житейских удовольствиях – и колос их не вызревает» (Лк. 8:14; «Радостная Весть»).

Не странно ли – беда в том, что жизнь идет, а не обрывается сразу после обращения?! Пожалуй, для этой, столь распространенной сегодня сердечной почвы, лучшая доля – судьба разбойника, покаявшегося перед Господом прямо перед смертью на кресте и не успевшего заняться бизнесом.

Иногда мне кажется, что на сегодняшний день гораздо более востребованы книги и учебные курсы на тему счастливого брака, нежели советы о том, как сохранить романтику первой любви в отношениях с Богом. Христианские консультанты по семейным вопросам в один голос предлагают массу неплохих средств для внесения разнообразия и совершенствования супружеских отношений. Практически у любого из них можно узнать об уходе юношеской влюбленности как об аксиоме, не требующей доказательства. Это обстоятельство вовсе не должно означать гибель семьи, а наоборот возвысить глубокий союз, поддерживаемый волей, укрепляемый привычкой. Именно такое «неромантичное» определение давал любви Клайв Льюис, рассуждая о браке.

Выходит в чем-то отношения должны меняться, а отчасти оставаться неизменными. Суть одного из универсальных принципов духовного возрастания состоит в том, чтобы хранить преумножая. «Братия! не будьте дети умом: на злое будьте младенцы, а по уму будьте совершеннолетни» (1 Кор. 14:20). Вот вам пример евангельской диалектики – взрослеть, оставаясь ребенком.

Твердо знайте, самое важное в том, что как семейный кризис, так и кризис в отношениях с Богом, – это шанс выйти на качественно новый уровень этих самых отношений и возрасти в них. Проблемы очень схожи: эгоизм, недостаток общения, снижение доверия, в результате – угасание первой любви. От отчаяния следует немедленно перейти к радикальным и созидательным преобразованиям внутри себя. Основных причин две: это нужно нам самим, а еще — Бог всегда верен нам.

Надежда есть

Священное Писание отнюдь не настраивает нас на безутешную ностальгию по уходящему духовному детству. Совсем наоборот! Вот снова апостол Павел: «Мы всегда должны благодарить Бога за вас, братья. И это справедливо, потому что ваша вера безмерно возрастает и все больше увеличивается любовь, которой каждый из вас любит всех остальных и друг друга» (2 Фес. 1:3; «Радостная Весть»). «И я молюсь о том, чтобы ваша любовь возрастала, обогащалась знанием и углублялась в проницательности» (Флп. 1:9; IBS). А вот, что говорит Иоанн – апостол первой любви: «Любовь до того совершенства достигает в нас, что мы имеем дерзновение в день суда, потому что поступаем в мире сем, как Он» (1 Ин. 4:17).

Как же быть, если пылкость к Богу и служению для Него давно исчезли? Что делать, если попыток что-то исправить было уже слишком много и все они приводили лишь к новым более тяжелым разочарованиям? Не так уж давно Игорь Тальков задавался в одной из своих песен похожими вопросами.

Мы зубами вгрызались в цепи,
Мы ногтями впивались в лед,
Прорывали стальные сети
И взлетали, нас били влет.
Троп проторенных не искали,
Не ходили на компромисс,
Мало ели и плохо спали,
За фортуною не гнались.

А теперь мы с тобой притихли,
Истощили нервный запас,
К неудачам давно привыкли,
А удачи пугают нас.

Понятно, что Тальков сожалеет не об утрате прежней ревности в служении Господу Богу. Тем не менее, интересно, что поэтический дар в финале песни интуитивно направляет размышления автора к идее покаяния:

Что ж нам делать с метаморфозой,
Приключившейся с нами вдруг.
Превратилась в скупую прозу
Наша бурная жизнь, мой друг.
И ответил мне друг: «Да брось ты,
Успокойся, не унывай.
Ну ты же помнишь тот перекресток,
Где мы сели не в свой трамвай».

Надо возвращаться назад в поисках утраченного сокровища, как если бы мы вспоминали, а затем спешили в то место, где обронили бумажник с приличной денежной суммой. Не стоит ждать, когда Бог реализует Свое предупреждение и сдвинет твой светильник. У Него для этого достаточно средств и мы не будем перебирать здесь возможные для этого варианты. Слава Ему за то, что Он никогда не спешит с крайними мерами! Наоборот, Он предоставил в наше распоряжение вполне достаточно доступных средств для исправления запутанных жизненных ситуаций.

Назначьте Богу свидание и возьмите за правило иметь специальное и регулярное время для общения с Ним. Говорите с Ним просто и без обиняков (см. Пс. 31:3-6). Главное не молчите и не избегайте Его! Старайтесь и надейтесь на Него! Вспоминайте, где закопаны ваши духовные дары и будьте готовы служить! Ищите единомышленников в стремлении к Богу! В России XVIII века Тихон Задонский наставлял одного приходского священника: «Помни, что в Царство Небесное идут не от победы к победе, а чаще от поражения к поражению, но доходят те, которые после каждого поражения не садятся на обочине и не плачутся над собой, а идут дальше и плачут по дороге».

И в заключение без лишнего пафоса давайте присоединимся к искренней в своей простоте молитве английского писателя Адриана Пласса.

«Отец, оглядываясь назад на те первые годы, я чувствую себя немножко глупым. Но тогда во мне жила какая-то детская пылкость, которая то и дело переливалась через край. Я, конечно, не хотел бы снова совершать идиотские и нелепые поступки, но мне хотелось бы просить Тебя о несколько ином безумстве. Я хочу открыто и горячо говорить о Тебе в нужное время и быть достаточно тактичным, чтобы знать, когда момент еще не настал. Просто нелепо, что после всех этих лет я вдруг боюсь произносить Твое имя вслух. Может быть, мне нужно заново в Тебя влюбиться. Даруй мне свежее видение Твоей любви, Господь, новую радость, которую невозможно было бы удерживать внутри. Спасибо Тебе. Аминь».

Правильно подмечено: настоящая любовь может быть только первой.