Главная / Статьи / Бог / ПОИСКИ ПРИЗВАНИЯ
ПОИСКИ ПРИЗВАНИЯ
ПОИСКИ ПРИЗВАНИЯ
24.09.2011
828

Несовершенные тесты

В 1993 году в наш христианский университет попали новинки, которых никто не видел раньше — тесты на духовные дары. Все студенты и преподаватели стали с интересом отвечать на вопросы, а потом с нетерпением ждали результатов. Еще бы, полчаса кропотливой работы и ты точно знаешь, к чему тебя призвал Бог! После этого останется только составить жизненную программу по реализации талантов, данных Богом, и жить в соответствии с ней.

Результаты теста для некоторых оказались неожиданными. Так одна женщина обнаружила у себя явно проявляющийся дар к безбрачию. Проблема состояла лишь в том, что к этому времени у нее уже был муж и трое детей. Как ей реализовать этот «дар»?

За прошедшие с тех пор 15 лет тесты стали более совершенными. Появились компьютерные варианты, а в предисловии ко многим авторы предупреждают, чтобы женатые люди не отвечали на вопросы, связанные с даром безбрачия. Однако скептицизм по отношению к таким анкетам у меня остался. И связан он не столько с упрощенным подходом к определению дара, сколько с легко смещаемыми акцентами (проблема не столько в самом тесте, сколько в том, как он используется).

Смещение акцента

Представим, что существует идеальный тест, заполнив который, можно узнать о себе все: свои дары, природные способности, особенности темперамента, слабости (в действительности, мы всю жизнь пытаемся узнать это). И вот мы стоим с «диагнозом» в руках и думаем… А, собственно, о чем начнет думать человек, когда узнает о себе все? Наверное: «Как теперь все это применить?», «Как реализовать весь тот потенциал, который Бог заложил в меня?»

И, вроде бы, все правильно. Многие люди так и живут, стремясь реализовать «Богом данные таланты». Они тратят годы для развития музыкальных навыков, заканчивают библейские институты для реализации даров учительства и знания, ищут работу и служение, где их способности будут использоваться лучшим образом. Шаг за шагом они приближаются к исполнению «Божьего предназначения». Для этого приходится отказываться от второстепенного. Не отвлекаться на маленькие служения («Ведь человек не может сделать всего!»).

Но акцент уже смещен: в центре жизни христианина оказался он сам. Это ЕМУ Бог дал такие удивительные дары, это ЕГО задача - суметь раскрыть и использовать их по максимуму («для Царства Божьего»)! Однако эта дорога началась с САМОпознания и заканчивается САМОреализацией. Это в корне отличается от того, о чем мы молимся: «Да приидет царствие ТВОЕ, да будет воля ТВОЯ…»

Но, может возразить вдумчивый читатель, не от Бога ли дары и способности? А если от Него, то знать их и использовать — не мой ли долг! А библейски образованный читатель сможет добавить еще и ссылку на притчу о талантах.

Я не против того, чтобы стремиться к использованию даров. Однако главным в этом должно быть выполнение воли Божией, а не самореализация.

Подчинение своей жизни

Многие Божьи люди Библии с радостью называли себя именем, которое сейчас почти не используется без иронии. Мария и Симеон, Петр и Иоанн, Павел и Епафрас не стеснялись называть себя рабами Божьими.

Несомненно, понятие «раб» в древнем Израиле сильно отличалось от современного и даже от того, которое существовало в то время в остальной Римской империи. Однако Павел называл рабами Христовыми и христиан в Риме, и в греческом Эфесе.

Ценность любого раба заключается не в реализации своего потенциала, а в том, насколько хорошо он выполнил волю господина. А уже для ее выполнения ему, возможно, и потребуется реализовать свои навыки и способности.

Познание Божьей воли

Большинству современных евангельских христиан знакома брошюрка «Четыре духовных закона». Хорошая брошюрка, если использовать ее правильно и вовремя.

Первый из четырех законов звучит так: «Бог любит вас; и у Него есть удивительный, прекрасный замысел относительно вашей жизни». Замечательный закон, который говорит о нашем месте в уникальном Божьем плане.

Однако часто христиане «застревают» на нем, и посвящают всю свою жизнь поиску этого плана. Когда христианин размышляет о своем призвании, этот закон, на мой взгляд, должен быть укорочен до: «У Него есть удивительный, прекрасный замысел». Все! После слова «замысел» стоит точка! Невозможно познавать Божью волю для себя, если я не знаю Его воли и замысла для всего мира, для моего города, для моей церкви, для моей семьи. И в молитве «Отче наш» нет слов: «Да будет воля Твоя для меня…».

Если христианин привыкает ставить себя в центр, то вскоре его жизнь наполняется разочарованием: «В этой проповеди для меня не было ничего нового!», «Такой стиль поклонения меня не вдохновляет!», «Программа нашей церкви совсем не подходит для моего расписания!»

Слыша подобные жалобы, хочется спросить: «А почему ты думаешь, что все это было сделано для тебя?» Подобные жалобы похожи на игру маленького ребенка, который закрывает глаза и считает, что теперь его никто не видит. Мир малыша построен вокруг него самого. Мама существует для того, чтобы кормить его и играть с ним. Если ему темно, значит темно всем, если ему не нравится суп, значит суп невкусный. Подобный эгоцентризм — естественная психологическая стадия развития малыша, но для взрослого христианина он является неприемлемым.

Если христианин убирает себя из центра, то уходят и жалобы, а на их месте возникают вопросы: «Каков Божий план для нашего мира?», «Что Он хочет сделать в нашем городе?», «Где место церкви в этом плане?», «Как я могу помочь реализации Божьего плана?» Вот только здесь и наступает время задуматься о своих дарах и способностях.

Обретение призвания

Как же тогда понять свое место в Божьем плане? Существуют разные пути, которыми Бог открывал Свою волю для конкретного человека. Кто-то слышал явный Божий голос (призвание Моисея), кому-то помогли пророки (избрание Давида). Но, на мой взгляд, чаще всего Бог призывал своих рабов по-другому.

Когда Иисусу пришло время поручить ученикам задание: идти и проповедовать (Мф.9:37-10:1), Он поделился с учениками Своим ви?дением: «Жатвы много, а делателей мало». Далее Он призвал их к молитве: «Молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою». И уже после этого призвал их к служению.

Подобное произошло и при призвании Неемии (Неем. 1). Сначала Бог дает Неемии переживание о полуразрушенном Иерусалиме, затем Неемия начинает молиться, затем Бог поручает ему (через языческого царя) восстановить стены города.

Призывая Моисея (Исх. 3-4) Бог раскрывает Свой план: «Я увидел страдание народа Моего… и иду избавить его…», а затем уже указывает на место Моисея в этом плане: «Я пошлю тебя к фараону».

На мой взгляд, такой подход к обретению своего призвания остается основным и сейчас. Во-первых, раб Божий должен посвящать себя тому, чтобы познавать волю своего Господина. Начать стоит с элементарного — чтения Библии.

Далее стоит задуматься о том, как Бог реализует этот план (что Он делает через мою церковь, через миссии, которые находятся рядом, через других христиан). После этого уже можно искать свое место в этом плане: «Какую часть Своего плана Бог делает для меня особенно явной?», «О чем болит мое сердце?».

И начать делать. Что делать? Вот здесь уже можно провести ревизию в своем «шкафу с инструментами»: пройти тест на духовные дары, особенности темперамента. Но результаты этих тестов — лишь помощь, но не критерии в определении того, чем христианин должен заняться.

Если какой-то «инструмент» полежал некоторое время на полке, но при этом раб выполнил задание господина, то раб заслужил похвалу! Если для выполнения задания ему не хватает инструментов, он может обратиться к господину с просьбой выдать ему необходимое оборудование («ревнуйте о дарах больших»), или присоединиться к тому, у кого эти инструменты есть (так Павел отправлялся в путешествия вместе с Варнавой, чей характер отличался от его собственного).

Два пути

Надеюсь, что я не создал впечатления, что являюсь противником тестов. Я пастор церкви, в которой такие тесты являются обязательной частью процесса определения служения для членов церкви. Однако я вижу, как легко сместить акценты и вместо служения Богу начать реализовывать себя. Я вижу по себе, как легко мое «Я» перемещается в центр жизни. Любое самое хорошее служение может превратиться в самовосхваление и потерять свою ценность.

Мы постоянно делаем выбор. Познание Божьего плана, поиски своего места в его осуществлении, определение даров для осуществления Божьего плана – это путь, при котором Бог остается Господом в каждой области жизни, а мы не лицемерим, когда называем себя «рабами Христовыми».