Мы очень часто бываем недовольны нашей жизнью, нашей судьбой, людьми, которые нас окружают. Почему мы бываем недовольны? В чём источник нашего недовольства?
Основа нашего недовольства жизнью, я твёрдо в этом убеждён, находится в нас самих, именно в нас самих, а не вне нас: не в людях, которые нас окружают, не в мире, в котором мы живём. «Всё в табе», то есть «всё в тебе», как совершенно справедливо говорил хороший знакомый и друг Льва Толстого крестьянин Сютаев.
«Всё в тебе»: если ты принимаешь этот мир как Божий мир, как Божье творение, то тебе хорошо в нём, ты доволен своей жизнью, своей судьбой, ибо разве может тебе быть плохо, если ты в единстве с Богом, если ты — в Боге? Это совершенно не значит, что ты никогда не будешь горевать, печалиться, страдать. Нет, будут, несомненно, и печали, и страдания, и горести. Но они — печали, страдания и горести, по абсолютно верному слову нашего национального гения Александра Пушкина, — будут светлы… Они — наши печали, страдания и скорби — будут просветлены нашей любовью к Богу, а также — и особенно! — Его любовью к нам.
Божья любовь к нам постоянна и неизменна. Наша же любовь к Нему очень часто непостоянна и переменчива. Если ты станешь постоянной величиной в своей любви к Богу, то ты будешь счастлив, неизменно счастлив. Если же ты будешь переменчив в отношении Бога, то и счастье твоей жизни в Боге будет переменчиво. И в данном случае, как и во многих других, «что сеем, то и пожинаем».
Замечательный пример постоянства жизни в Боге явил своей жизнью один еврейский мудрец. Его звали Зусей. Это был простой, очень простой и чистый сердцем человек. Жил он в восемнадцатом веке в Люблине. Говорят, что он не мог учиться, поскольку первое же упоминание Бога в самом начале Библии приводило его в такое восторженное состояние, что он мешал другим мальчикам изучать Священное Писание. Учитель был вынужден выгонять его из класса. А на улице его продолжали гнать от себя другие люди, поскольку он и им мешал своими восторгами. Тогда он забирался в хлев и там, никому не мешая, продолжал вопить вне себя от радости: «И сказал Бог!»
Однажды его бывший учитель, у которого он так и «не научился» библейской мудрости — а надо сказать, что его учитель был также мудрым и глубоко религиозным человеком, но в отличие от Зуси, был способен и к книжной мудрости — так вот, этот учитель (его звали Бер Дов) сказал своим ученикам: «Если бы вы поняли хоть одно слово Писания так, как Зуся, — не было бы нужды учить вас».
Был еще один случай: к Бер Дову пришли с вопросом: «Как надо понимать слова Писания, что надо принимать кислое как сладкое?» Бер Дов же на это сказал: «Идите, спросите об этом у Зуси». Те пошли и нашли Зусю сидящим на ступеньках синагоги.
Задали свой вопрос. Зуся подумал и сказал им в ответ: «Вы совершенно напрасно ко мне обратились. Я в жизни не встречал ничего худого». Вот так: он жил в Боге, а в Боге ничего плохого, ничего худого нет!
Я привёл этот пример, чтобы показать, что мудрецы других, не-христианских, религий — насколько они действительно мудры — могут являть собой, своей праведной жизнью, своими мыслями и делами примеры подлинно христианской мудрости. Почему такое возможно?
Потому — и я в этом глубоко убеждён — что всё подлинно мудрое, всё подлинно красивое, всё подлинно доброе в мире исходит от единого Бога, возможная для человека полнота постижения Которого, конечно же, с нашей, христианской, точки зрения, возможна лишь в христианстве — во Христе Иисусе. Бог един. Он – и только Он! – источник подлинной мудрости. Поэтому все проявления подлинной мудрости являются проявлениями именно — и только! — христианской мудрости.
Все народы Земли имеют единое происхождение. И у всех них в той или иной степени сохранилась прапамять — родовая память о том времени, когда они — в Адаме — пребывали в раю. Насколько те или иные мудрецы этих народов вспоминают что-то из той полноты истины, которой они обладали во Адаме до его грехопадения, настолько они подлинно мудры.
Поэтому нет ничего удивительного в том, что в своей глубинной мудрости духовные учителя разных стран, разных времён и разных религий очень часто сходятся. Отсюда, конечно же, не следует, что правы лжеучителя-оккультисты, которые говорят, что «не имеет значения, какому богу молиться, раз в глубине различных религий мы обнаруживаем одну и ту же вечную истину».
Нет, имеет значение – имеет огромное значение – молимся ли мы единому Богу, Который явился людям во Святой Троице, Который в Своей полноте явился перед людьми во Христе Иисусе, или же мы поклоняемся более или менее слабым отголоскам, большим или меньшим фрагментам этой единой и единственной Полноты.
Здесь, как мне кажется, уместно такое сравнение. Представьте себе, что вам для утоления голода предлагаются различные варианты пищи. Эти варианты пищи распределены — от всецело ядовитой пищи — через более или менее полезную – или: отчасти полезную, а отчасти вредную — пищу до всецело полезной пищи. Причём по сервировке, по видимой красоте оформления, вредная пища может превосходить полезную пищу. Вопрос: если вы в состоянии отличить полезную пищу от вредной, не обращая внимания на поверхностную красоту сервировки, то есть, если вы в состоянии отличить суть от внешности, то какую пищу вы выберете? Ответ очевиден.
Так вот: христианство – это единственно полноценный вариант духовной пищи, это единственная полностью, всецело доброкачественная духовная пища, ибо полнота истины, полнота спасения – только во Христе Иисусе!