Главная / Статьи / Бог / Платить или не платить?
Платить или не платить?
Платить или не платить?
27.04.2014
1061

— Жизнь стала такой дорогой, — сетовала приятельница. — В семье постоянный кризис. Нас невозможно испугать новостями о всемирном финансовом кризисе, - грустно улыбнулась она.

Разговор происходил в одном из многочисленных кафешек, где можно скоротать время с недорогим чаем и доступной сетью. Оставалось немного времени до церковного собрания. Мы судачили обо всем понемногу.

— Мне завтра платить за квартиру: злющая хозяйка не дает ни дня отсрочки, - продолжала расстроенная Светлана. — И за садик долг уже два месяца. А у моего мужа на работе кризис начался еще раньше. Зарплату не дают вовремя. Ну, как жить дальше?! Куда ни кинь — всюду клин! На десятину денег уже не остается. Не положу на этот раз. А что мне делать — сына в сад не водить!?

В ее голосе звучала и горечь и некий вызов. Дескать, не положу десятину, и кто мне указ?

— Только не десятину, — твердо сказала Ольга. — С людьми можно договориться, а закон нужно просто исполнять. Вы и так едва сводите концы с концами, тут уж невозможно не платить десятину!

У Светы в глазах блеснули слезы. Она надеялась получить пусть не помощь, но хотя бы сочувствие и понимание. А получила суровое назидание. Ситуация напомнила собой грозовую тучу, которая набиралась и набиралась влагой и могла вот-вот пролиться обильным слезным дождем.

Мне подумалось: если у нас, у людей верующих, все еще бывают подобные сомнения, что же делать бедным людям, не знающих библейской истины? Не знающих закона: кому, куда нести своим трудом заработанные кровные?

Здесь я не хочу углубляться в теологические тонкости пожертвований Господу. Или рассматривать десятину как атрибут религиозной жизни верующего человека. Я лишь хочу показать, как закон «работает» в нашей жизни. И помочь молодым христианам принять и, может быть, немного понять его.

«И положил Иаков обет, сказав: если Бог будет со мною и сохранит меня в пути сем, в который я иду, и даст мне хлеб есть и одежду одеться, и я в мире возвращусь в дом отца моего, и будет Господь моим Богом — то этот камень, который я поставил памятником, будет домом Божиим; и из всего, что Ты, Боже, даруешь мне, я дам Тебе десятую часть» (Быт. 28:20-22).

Напомню, Иаков покинул дом отца своего не по доброй воле, а из-за множества обманов, которые устроил в семье в свою пользу. Он пошел жениться, но в изгнание. И не было у него ничего. Кроме расположения Господа, о котором он точно знал.

И это его решение — отдавать десятую часть своего прибытка.

Домой он вернулся через двадцать лет весьма состоятельным, вернее сказать богатым человеком, имея свои стада, жен, детей, наложниц.

Вообще, в Библии в обоих ее заветах говорится о десятине более десяти раз. О жертве и жертвоприношениях говорит буквально каждый пророк или библейский персонаж. Видимо, тема эта, при всей своей кажущейся простоте, имеет серьезные последствия в наших жизнях, если нас с такой удивительной настойчивостью к ней возвращают вновь и вновь.

Казалось бы, чего проще — плати десятину и плати, раз так велит Писание. Но нет такого человека, который хотя бы иногда не задумывался: зачем? Кому это нужно? Разве Господь пользуется деньгами или пожертвованиями?

Конечно, нет. Больше того, Сам Господь говорит о том, что не ест тельцов, приносимых в жертву. Ему нужно лишь подтверждение нашей веры. За свою бесконечную любовь и всепрощение Он хочет в нас видеть веру. Господу не жертва нужна вовсе, а сердце человека, дающего это подаяние.

Изначально, от первых людей, от Авеля и Каина человек приносит жертву Господу, жертву за свой грех, жертву как признание своей веры и верности, жертву как признак любви и памяти. По большому счету, никакая наша жертва не может искупить ни наших грехов, ни самой нашей жизни, дарованной Господом. Иисус сделал это за нас.

Но когда человек начинает находить Бога, когда Господь касается его сердца так нежно и требовательно — счастливый молодой христианин во время крещения радостно кричит: «Аминь», принимая в свою жизнь закон Божий, обязуясь следовать ему до конца дней своих.

Проходит время и становится понятно, что закон — это не только десять библейских заповедей. Он имеет множество других граней. И пожертвования, и десятина — одна из составляющих Закона.

Помните, что никто из нас не говорил «аминь», например, второй и седьмой заповеди, или только призыву апостола Павла к женам. Нет-нет, мы вошли в весь закон. А отцы веры христианской заповедали нам в этом законе платить десятину.

И если мы по тем или иным причинам не делаем этого — мы нарушаем его. В результате закон, поддерживающий гармоничные отношения между нами и Господом, нами и миром, дает сбой. И все начинается рушиться. Однозначно и безоговорочно.

Даже если мы сразу этого не замечаем, если на первый взгляд ничего не меняется. Тем сильнее и непредсказумее будут последствия.

Когда ты пробуешь объяснить свои материальные затруднения и потому не дать десятину, — ты кому это объясняешь? Закону, который добровольно принял на себя, а теперь хочешь нарушить? Господу, Которого хочешь использовать, как помощника в собственных проблемах?

Да, Бог есть любовь. Он всегда, в конце концов, прощает и помогает. Но не искушай Бога. Соблюдай основы закона, чтобы не пришлось снова и снова взывать к Его помощи и прощению: «брать по закону десятину с народа» (Евр. 7:5).

Это очень важно — всегда, каждый раз, получая что-либо из жизненных благ, помнить, Кто нам дал эту возможность. Вы думаете, что ваша сообразительность, ловкость, сила, мудрость или красота?

Заблуждение древнее, как само мироздание. «... И чтобы ты не сказал в сердце твоем: «моя сила и крепость руки моей, приобрела мне богатство сие», но чтобы помнил Господа Бога твоего, ибо Он дает тебе силу приобретать богатство» (Втор. 8:17-18).

Это 1451 год до нашей эры. Вдумайтесь, сколько прошло времени! А человека раздирают все те же сомнения и лукавые помыслы о собственной самости! Закон благодарения есть во всех религиях в мире. Но у христиан он прописан подробно, тщательно и буквально по крупицам вложен в наше сознание и сердце. Как и любой закон, его можно не понимать, но нужно исполнять.

Однажды, в начале моего пути по стезям христианства, передо мной и мужем возникла проблема. Серьезная, как казалось нам на тот момент. Сломалась машина. В центре мегаполиса.

Семья наша жила в спальном районе — в пригороде. Приехали на воскресное собрание. Какая-то деталь вышла из строя. Муж смог с помощниками откатить авто в мастерскую, расположенную поблизости.

Требовался срочный ремонт. Его обещали произвести быстро. Буквально к окончанию собрания.

Проблема заключалась в том, что у нас не было с собой денег. Только сумма, отложенная на десятину. (По обыкновению дома лежит кошель, в который все домочадцы от каждого прибытка откладывают десятую часть.) Ее-то и хватало на этот необходимый ремонт.

На сердце скребли кошки. Но разум подсказал нам: «Нет ничего страшного в том, что вы возьмете эти деньги как бы взаймы и положите на место на следующем собрании...»

Мы поступили так. Неверно. Неправильно и неправедно. Конечно, на ближайшем собрании мы положили эту сумму.

Но сердце... Оно не обманет. Сердце страдало: и в момент нарушения Закона; и испытывало угрызения, а не радость, в то время, когда приносила десятину в храме...

Долгое время после этого мы пожинали горькие плоды неправедного, незаконного поступка. Ничто: ни гарантированная выгода, ни стопроцентные обязательства — ничто не могло вывести нас из семейного финансового краха.

Время. Только время — в молитвах, в искренних жертвах изменило эту ситуацию. Мы не Господу доказывали свою верность, мы своим раскаянием, поступками и побуждениями вновь входили в действие закона.

«И всякая десятина на земле из семян земли и из плодов дерева принадлежит Господу: это святыня Господня, Если же кто захочет выкупить десятину свою, то пусть приложит к цене ее пятую долю» (Лев. 27:30-31).

Итак, десятина — это закон, и, думаю, это очевидно. Но вот еще есть и жертва, к которой нас порой призывают в храме. Не будем рассматривать предмет, на который собирается пожертвование. Причин и нужд неисчислимое множество. Не в них дело. Да-да, дело по-прежнему в сердцах наших и мыслях.

Подумайте: что для вас значат деньги? Не говорите, что сор. В этом случае вы стали бы схимником.

Нет, это, скорей всего, плод вашего труда. Ваше бесценное время, которое можно было бы посвятить общению с Господом, с детьми, спасать людей от греха, делать любимое дело... Для многих — это свобода передвижения и возможность исполнить мечты детства о путешествиях, увидеть разные страны.

Или для вас это вкусная еда, состоящая из дорогих деликатесов? А может быть, деньги — это возможность осчастливить детей в детском доме или поддержать нуждающегося?

Так или иначе, но они, эти самые деньги, отражают почти все сферы нашей мирской жизни. Они — эквивалент наших усилий и побуждений. Деньги — мерило многих наших поступков и действий.

Насколько удобней приносить их в жертву, чем некогда ягненка или овна (в которых тоже вкладывалось время, усилия, надежды). Когда мы жертвуем деньги, можно смело сказать, что мы жертвуем часть своей плоти, своего человеческого «я». Теперь от нас не нужна кровавая жертва, но жертва финансовая порой становится столь же кровавой — она полита кровью и потом заработавшего ее.

В момент приношения жертвы мы определяем, сколько себя мы готовы отдать Богу. Не церкви, не храму, а именно Господу. Потому что значения имеет не то, на что пойдут финансы, а лишь ваше сердце и отношение к Творцу.

Смотрите, какой замечательный случай нам предоставляется! Мы можем сами, первыми сказать Господу о своей любви! Добровольная жертва дает нам инициативу в проявлении своей верности и любви. Мы посвящаем Творцу время и душевные усилия, постимся, ищем общения, мечтаем сказать Иисусу о нашей любви и верности. Вот он, один из самых несложных для понимания способов — пожертвование. Как вы оцениваете свою любовь? Во время принесения добровольной жертвы вы как бы говорите: «Отец, я люблю Тебя так! Так сильно! Я готов отдать тебе вот сколько себя! Вот она часть моего бытия, которую я посвящаю Тебе!»

Если ваш маленький сын подойдет к вам и скажет: «Папа, вот моя самая-самая любимая игрушка! Я с ней сплю, играю, гуляю, смотрю мультики. Но я хочу ее тебе подарить! Я так люблю тебя!», что вы почувствуете при виде этой замусоленной, никчемной игрушки?

Ваше сердце забьется сильнее от прилива любви и нежности. Разве вам не захочется прижать к себе сына и одарить чем-то исключительным?

Сердце нашего Небесного Отца намного шире, намного больше и непостижимо глубже нашего представления о Нем! Но все же мы созданы по образу и подобию Его, и значит, реакцию Его на нашу искреннюю любовь мы можем предположить по подобию своего сердца.

Жертвуйте от себя все, что у вас есть, и у вас прибудет! Но не торгуйтесь! Ни при каких обстоятельствах не держите мыслишку о том, что «я даю и жду в ответ благословения»!

Речь идет не о суммах и монетах, а об эмоциях сердечных. Вспоминайте вдову и две ее лепты, которые оказались самыми дорогими в глазах Господа. Представьте, насколько важны ваши сердца Отцу, если Он Сам наблюдает за вашими жертвоприношениями!

Вот основной критерий отношения к пожертвованию! Давайте будем уподобляться Иисусу во всем. В этом процессе нет мелочей. Тем более когда денег становится совсем мало, а думать о них начинаешь слишком много.

Так не допускайте этого в своей жизни. Оставайтесь под защитой закона.