Никакие слова на земле не звучат так часто, как молитва "Отче наш". Миллионы людей произносят ее ежедневно, иногда трижды за день, как и требует того нормальная христианская практика. Все мы знаем, что это единственная и уникальная молитва, завещанная самим Спасителем. Сила ее действия настолько велика, что все просьбы, обращенные к Создателю, через ее чудесное посредничество должны быть исполнены обязательно. Но каждому из нас также известно, что далеко не всегда такое можно наблюдать.
Случается, что человек, долгое время не получая отклика на свои молитвы, начинает слабеть в вере, а то и совсем ее теряет. Другие в той же ситуации впадают в глубокую депрессию, причислив себя к великим грешникам, чьи молитвы не могут быть угодны Богу. Большинство, испытав "молчание" Бога, просто решают для себя, что недостойны общения с Всевышним, у Бога Свои непонятные планы на их счет, и стараются перепоручить свои просьбы пастору или кому-то из близких, думая что этим окольным путем скорее достучатся до Отца Небесного.
Несмотря ни на что, христианский мир действительно самый счастливый и благоустроенный из всех, какие знает история. Вместе с тем наша жизнь далеко не так хороша, как бы хотелось. В ней есть место боли и страданиям. Причины этого настолько очевидны, что даже странно объяснять их, но приходская практика заставила меня написать эту статью. С сожалением приходится признавать, что очевидность этих причин открыта далеко не всем, несмотря на сложившуюся за две тысячи лет христианскую культуру.
Когда на рубеже первого тысячелетия скандинавы с неохотой и сомнениями стали принимать христианство, существовала практика "неполного крещения". Я не знаю, что это был за обряд, как и кто его проводил. С трудом можно представить себе священника, который согласился бы на такой странный шаг, но, с другой стороны, вряд ли язычники могли осуществить это сами и по собственной инициативе. Тем не менее, как утверждают "Саги", такая практика существовала, и это было необходимо, для того чтобы язычники и христиане могли осуществлять торговые и прочие контакты. Ну а норм и обычаев каждый мог держаться, каких хотел. Такое положение дел сохранялось недолго, и в скором времени для всех стала очевидной абсурдность происходящего. Потом, с ростом христианизации, старые причудливые обычаи были забыты, как было утеряно и само понятие "неполное крещение".
Понятие исчезло, но сам обычай, судя по всему, процветает и поныне, не имея никакого названия. И сегодня огромное количество людей, искренне почитающих себя христианами, производят впечатление тех эпических героев саг, которых можно считать нашими духовными предками. Родившись и выросши в христианской стране, многие полагают, что этого вполне достаточно для того, чтобы называться истинными христианами. Они будут очень удивлены, если им сказать, что трудно проникнуться глубокими знаниями основ Христова учения, посещая церковь время от времени и стряхивая пыль с семейной Библии. Точно также и бездумное повторение заученных в детстве фраз не может быть средством общения с нашим Создателем.
Но хуже всего, когда кто-то, будучи активным и практикующим христианином, берет из христианства только то, что ему удобно или нравится, полностью игнорируя остальное, "несущественное", по его мнению. Удивительно, но, по сути, это именно та практика "неполного крещения", которая, казалось бы, давно стала историческим анекдотом и которая, оказывается, благополучно пережила тысячу лет, переместившись из сознания в бессознательную часть души. И если раньше это был вполне осознанный выбор, то теперь это один из бесчисленных самообманов, которые наполняют нашу жизнь, далеко не всегда улучшая ее качество, и которые могут преподнести очень неприятные сюрпризы на Последнем суде. Именно то, что мы не хотим в простоте следовать заповедям Христовым, и лишает силы наши молитвы.
Мы не в состоянии сделать для своих ближних то, что является необходимым прежде всего для нас самих. Мы не умеем и не желаем прощать. И если имея хотя бы одного непрощенного врага, мы читаем "Отче наш" и говорим всевидящему Богу: "...как и мы прощаем должникам нашим", то на что мы надеемся? Чем становится в наших устах заповеданная Христом молитва? Богохульством или ложью перед Всезнающим? Убежден, что в глазах Господних это не то и не другое. В глазах Господних это, скорее всего, разновидность глупого времяпрепровождения человеческого и не более того. Потеря времени, которого с каждым днем становится меньше и меньше.
Между тем жизнь идет, и мы сами лишаем себя ее радостей. Зачем мы делаем это? По недомыслию, маловерию или безразличию? Но вряд ли кому-то безразличны его жизнь, счастье и спасение. Все дело в том, чтобы наконец научиться серьезно относиться к каждому слову Господню и свято чтить Его волю. "И в смертный твой час, то будет ко благу" — если кому-то так дорога языческая мудрость.
Если ты хочешь, чтобы каждая твоя молитва была услышана твоим Отцом — стань Ему сыном. И не решай за Создателя миров, что важно, а что не важно в учении Христовом. "Отче наш" дана нам как единственный образец молитвы, поэтому всякая молитва должна быть построена по ее канону. Следовательно, непременное правило, которое необходимо соблюдать при всякой молитве, — это полное прощение всех, против кого вы затаили зло и обиду. Прежде чем встать на колени, сделайте это и не забудьте о своих словах, произнесенных перед Богом, после того как с колен поднимитесь. Иначе все зря: и молитва, и вера ваша. Ну, а пока вы не научитесь этому непреложному правилу, просите у Бога только веры. Веры, которая может все, даже дать возможность прямого общения со своим Создателем. Пора наконец всем, кто гордо называет себя христианином, принять "полное крещение", оставив позади все, что до сего дня связывает нас с язычеством, в котором, по истине, нет ни правды, ни радости.