Главная / Статьи / Бог / ЧТО СТОИТ МЕЖДУ НАМИ И БОГОМ?
ЧТО СТОИТ МЕЖДУ НАМИ И БОГОМ?
ЧТО СТОИТ МЕЖДУ НАМИ И БОГОМ?
24.09.2011
755
Идолопоклонство. Что возникает в нашем сознании при упоминании о нем? Есть немало тех, кто считает, что этот термин к ним не относится с того момента, как они уверовали и посвятили свою жизнь Христу. Идолопоклонство – это из Ветхого Завета, а Христос совершенно очистил нас от всякого греха и полностью освободил от любой зависимости. Насколько верны такие представления? Давайте поразмышляем вместе с Эндрю Феллоус, служителем Лябри.

Когда речь идет об идолах, мы всегда сталкиваемся с подделкой чего-то настоящего суррогатом. Если есть подделка, следовательно, существует и оригинал. Если есть идол, должен быть и настоящий Бог, таким образом, идол указывает на живого Бога.

Откуда берутся идолы? Мы сами создаем их, чтобы избежать встречи с настоящим Богом. Мы боимся этой встречи. Бог неудобен для нас, Им нельзя управлять, Его нельзя контролировать. Бог за пределами нашего контроля, а нам так хотелось бы, чтобы Он откликался на наш призыв всегда и сразу. Чтобы приходил нам на помощь по первому зову и исполнял то, о чем мы просим Его. Но Богом нельзя управлять – это знает каждый, кто встречался с Ним. Тогда мы обманываем сами себя, создавая подделку. Мы творим идолов, которые позволяют нам принимать те решения, которые мы хотим. Таким образом, идолопоклонство имеет своей целью контроль.

Чтобы разобраться в сущности идолопоклонства, необходимо коснуться новозаветной концепции плоти, что тождественно греховной природе человека. Как, согласно этой концепции, действует плоть? Если подразумевать под плотью всю физическую природу человека, то надо согласиться, что она порочна, но это не так. Когда апостол Павел говорит о плоти, то подразумевает не физическое тело, данное нам Богом, а нечто иное – радикальную независимость человека от Бога, когда человек старается избегать доказательств существования Бога. Бог сотворил нас так, что мы зависим от Него, но мы не желаем этого признавать, подавляем в себе это знание и выбираем свой собственный путь. Мы чувствуем себя свободными жить без Него.

Плоть неразрывно связана с нашими естественными человеческими желаниями. Вернее даже, сильными влечениями. Мы плохо представляем, как возникают желания. Это с трудом поддается определению. Однако каждый человек имеет опыт переживания того, как желания зарождаются в нас, зреют, ищут выхода, реализации. Желания дают движущую силу (момент силы) поступать так, как мы поступаем. Без желаний мы бы зависли, как компьютер. Голод ведет нас на кухню, знойный летний день – к реке, чтобы искупаться, влюбленный хочет постоянно видеть свою возлюбленную, мечтатель – обрести крылья, чтобы летать, и т. д. Людьми владеют мириады самых разнообразных желаний, о природе которых мы редко задумываемся и почти ничего не знаем. Между тем центр всех желаний лежит в желаниях Бога. Он сотворил нас для Себя, и мятутся сердца наши, пока не обретут Бога. По точному выражению Чарлза Сперджена, Бога невозможно узнать, не имея сильного желания. У нас же часто наблюдается недостаток желаний, апатия, потому что человек ко всему прочему научился подавлять свои желания.

Каждый человек создан мятущимся, чтобы обрести в своем сердце Бога. Это самая сильная форма человеческих желаний, сущность человеческого духа, источник всех человеческих надежд. Бесчисленные произведения искусства, созданные за историю человечества, говорят об этом. Бог призывает вернуться домой. Желание человека вновь обрести свой настоящий дом – это, по сути, призыв Творца к Своему творению вернуться к Нему обратно. Он вкладывает это желание в сердце каждого человека. Бог создал нас для того, чтобы мы искали Его.

Наши печаль и разочарование связаны с тем, что происходит с нашими желаниями. Бог обращается к нашим желаниям, нашему внутреннему голоду. Желания должны быть удовлетворены. Нельзя проигнорировать голод. Что касается физического голода, то это и объяснять не стоит. Чем дольше мы будем стараться не замечать его, тем больше голод будет давать о себе знать. Именно в этот момент появляется плоть, которая, как мы уже знаем, стремится быть независимой от Бога. Она перемещает наши желания, делая не Бога их центром, а какие-то другие вещи. Горючее для динамики идолопоклонства – это перемещение, замена, в результате которой получается суррогат. Теперь объектом наших желаний становится идол. То, что разделяет нас с Богом.

Все в этом мире может функционировать как потенциальный идол: от материальной вещи до идей и взглядов. Сотни и тысячи идолов интегрированы в наше сознание и жизнь. Идолы определяют в итоге наше поведение и приводят к несвободе. Мы хотели добиться контроля во всем, что считаем жизненно важным для себя, хотели ни от чего не зависеть и прежде всего от Бога, но получилось так, что идол целиком взял контроль над нами, поглотил полностью и без остатка. Довольно скоро мы это замечаем и ужасаемся, что идолы контролируют ситуацию. Мы прибегали к идолу, чтобы были исполнены все наши желания, но видим, что он ничем не может нас удовлетворить. Более того, мы поменялись с идолом ролями. Не он нам служит, а мы ему. Он становится со временем тем, чем мы поглощены всецело. В нашей жизни возникают привязанности, которые прочно прибивают нас к идолам.

Бог дал нам свободную волю приходить к Нему. Привязанность же исключает свободу, мы превращаемся в рабов идолов, которые связывают энергию наших желаний. Мы лишаемся свободы прибегать к Богу, другие силы контролируют и используют нас, поглощая всецело. Они управляют нашей жизнью. Привязанность – это духовная сила, и она имеет тенденцию захватывать, продвигаться все дальше и дальше, приводя к пристрастию. Таким образом, существуют три уровня несвободы: идол – привязанность – пристрастия.

Можно разобрать это на небольшом примере. Боль – катализатор желания, она побуждает как-то действовать, чтобы избавиться от нее. Действовать с той энергией, которая стоит за любым желанием. Скажем, вставать по утрам, особенно холодной зимой – дискомфорт, душевная боль. Но есть представление о том, что если я выпью чашечку крепкого кофе, то это ободрит и снимет неприятные ощущения. Есть и подтверждение знания (позитивное подкрепление), что мне будет лучше, потому что я уже пил утром кофе и получал ожидаемый эффект. Так рождается идол.

Второй этап – возникновение привычки. Это происходит незаметно, как естественная часть обычной рутины. Я уже не могу обойтись утром без кофе, потому что боюсь, и уверен, что мне будет плохо. Идолы – это то, что позволяет мне чувствовать себя нормально, избавиться от боли, причем в этой сфере, как я думаю, у меня есть влияние и контроль. Поэтому я хочу иметь много идолов, которые будут делать мою жизнь нормальной.

Третий этап – борение, когда между мной и моей привычкой появляется препятствие, и я испытываю стресс. Если утром по какой-то причине нет кофе, я выбит из колеи. Моя привычка становится источником стресса. Я без нее уже не могу. Большая часть привязанностей возникает неосознанно. Мы осознаем, что есть идол, только когда он исчезает. Когда наступает стресс, я продолжаю двигаться путем независимости, чтобы продолжать жить без Бога. Таким образом, мы создаем новую форму нормальности, чтобы была возможность идти путем без Бога. Вещи, к которым мы обращаемся, чтобы снять стресс, и есть наши идолы.

Самые страшные идолы – это не истуканы, которых можно увидеть. Идолы, вызывающие трагедии нашей жизни, невидимы. Однако необходимо распознать и определить собственного идола, потому что Бог желает убрать все, что нас с Ним разделяет. Все те стены и заборы, которые мы сами заботливо построили, чтобы убежать от Бога.