Главная / Статьи / Церковь / ЖДИ МЕНЯ И Я ВЕРНУСЬ
ЖДИ МЕНЯ И Я ВЕРНУСЬ
ЖДИ МЕНЯ И Я ВЕРНУСЬ
24.09.2011
3798


Спросите любого пастора: «Вам в церкви нужны служители?» и получите положительный ответ. Но немного измените свой вопрос: «Вам нужны образованные служители?», и вряд ли ответ будет столь однозначным. И хотя причины неприятия библейского образования некоторыми служителями церкви зачастую имеют субъективную подоплеку, чаще всего главной причиной этого неприятия является то, что частенько выпускники духовных учебных заведений не возвращаются в свои церкви. Они готовы ехать куда угодно, только не домой, заниматься чем угодно, вплоть до работы на стройке подсобником, но не служением в своей родной церкви.

Я несу пасторское служение и крайне заинтересован в образованных, эрудированных лидерах церкви, способных нести Слово Божье не только в тюрьмы и ночлежки для бездомных (что тоже ценно), но и людям, имеющим высшее образование, знакомым с различными мировоззрениями и философскими учениями. Однако каждый раз, просматривая список членов церкви, для того чтобы выбрать потенциальных студентов, я помечаю в нем очень мало фамилий. Критерии отбора довольно просты: христианин должен быть служителем, знающим дары, которыми его наделил Бог, и понимающим свое место в церкви. И, конечно же, я рассматриваю вопрос, готов ли он вернуться после учебы в церковь для несения более эффективного служения, поскольку много моих однокашников по библейскому колледжу не вернулись в церкви, из которых они приехали. Можно задать вопрос: «А в чем здесь проблема? Ведь они посвятили себя служению Господу?» Для меня нет проблемы, если человек является активным членом церкви, ее служителем и Бог открывает ему новое видение. В этом случае наша церковь (миссионерская по своему определению) с радостью благословит его на дело миссии, на труд для Господа в новом месте. Но довольно часто бывает совсем иначе. Член церкви, еще не устоявшийся в богословии, в служении стремится к «новым горизонтам». Он готов вернуться домой после учебы, но, проучившись год, а тем более два, просит отпустить его с миром для служения в другой церкви.

Каковы же причины этого явления и есть ли возможности для его решения?

Хочу подчеркнуть, что я говорю о людях, которые не возвращаются в свои церкви. Прежде всего, стоит рассмотреть пути попадания таких христиан в библейские вузы.

Практика показывает, что часто они приезжают по принципу «вопреки». Причем, как они уверены, не вопреки Божьей воле, а, наоборот, соответственно ей. Но вопреки консерватизму, непониманию, а иногда и «гонениям».

Один вырвался из «душной атмосферы консервативной церкви» и приехал для получения образования и поиска дальнейшего служения в «продвинутой» церкви. Такой человек изначально настроен на отрыв от своей родной церкви, поскольку возможностей для себя в ней он не видит и считает ее лишь первой ступенькой на пути к полному возрасту Христову. Обычно представители этой категории студентов к концу второго курса уже начинают беспокоиться о своей дальнейшей судьбе и готовы рассматривать любые предложения.

Другой приехал с благословением пастора и поддержкой церкви, но эта поддержка чаще сводится к молитве о своем студенте и далее не идет. Он сам должен искать средства для своего обеспечения, в том числе и для

оплаты обучения, очень недорогого по американским меркам, но довольно ощутимого по российским. Он тоже, скорее всего, не вернется домой, так как попадет в долговые обязательства перед тем, кто спонсирует его обучение и жизнь в учебном заведении. Конечно, эти обязательства являются временными и, рано или поздно, истекут, но, пустив корни, очень сложно их вновь обрывать. Даже иудеи, обжившись в плену, не хотели возвращаться домой в Палестину.

Третий молодой христианин, еще остро нуждающийся в пасторском попечении, попадает в суровую атмосферу «духовного выживания», когда сатана постоянно демонстрирует недостатки окружающих его христиан и негативные стороны жизни в условиях общежития. Его начинают одолевать сомнения, жизненная позиция становится негативистской и пессимистической. Во всем он видит лишь техническую сторону жизнеобеспечения, совершенно не замечая сторону духовную, изменения, производимые Богом как в окружающих людях, так и в нем самом. Студенты из этой категории часто стараются приспособиться к обстановке, устраиваясь в различные парацерковные структуры, становясь, по существу, «профессиональными» христианами. Для них существует серьезная опасность превратиться в торговцев «опиумом для народа», современных фарисеев, учащих правильной христианской жизни, но не живущих ей.

К четвертой категории можно отнести тех студентов, которые, посвящая себя на учебу, полностью отрываются от церковной жизни, видя в ней лишь необходимую для зачета учебную практику. В них постепенно появляется и мало-помалу крепнет страх перед «живыми людьми». Им все больше нравится академическая деятельность, теоретическое богословие. Они забывают, что оно может приносить пользу лишь в контексте Тела Христова. Происходит подмена понятий и, вместо того чтобы использовать знания, полученные в университете, для служения в поместной церкви, христианин замыкается в стенах учебного заведения и мечтает о преподавании как о вершине использования своих дарований.

Можно еще перечислять различные категории студентов, не возвращающихся в церкви, из которых они приехали, но это не столь важно. Более необходимо осознать пути, которыми учебные заведения будут работать на поместные церкви, а не на самих себя, продуцируя «академических сухарей» вместо миссионеров, пасторов, евангелистов, учителей воскресных школ и других служителей церкви.

Думаю, что многих христиан мы могли бы уберечь от искушений «надмевающим знанием», если бы придерживались определенных принципов отбора абитуриентов для библейских вузов.

Первый и, на мой взгляд, главный принцип заключается в том, что учебное заведение должно вооружить знаниями служителя, а не заниматься духовным формированием новообращенного христианина. Бог говорит людям: «Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов – и получите дар Святого Духа» (Деян. 2:38). Дар Духа подразумевает служение для созидания поместной церкви (1 Пет. 4:10). Нигде Библия не призывает нас прежде изучить все доступные научные источники, приобрести максимум знаний, а лишь затем выходить на служение. Наоборот, человек, получая усыновление от Бога, входит в семью Его детей. И Отец ожидает от него участия в жизни семьи, использования полученных от Него способностей для блага Церкви, а не для собственного блага (Гал. 5:13). Если ребенок не любит свою семью такой, какая она есть, со всеми ее достоинствами и недостатками, его желанием будет поиск лучшей семьи. Но идеальных семей нет, идеал достижим лишь на небесах. Поэтому, скорее всего, удел этих людей – разочарование и, как следствие, духовный упадок.

Вторым принципом можно назвать постоянную поддержку студента пастором его церкви. Университету стоит иметь более тесную связь с пастырями поместных церквей, заинтересовывать их в сотрудничестве, демонстрировать им важность христианского образования для служителей, побуждая этим к большей заботе о своих студентах. Пастор Майкопской церкви ЕХМС «Надежда» Корнев А. С. считает, что «студент, в которого не вкладывается пастор, не чувствует заботы о себе. Следовательно, когда нет связи, не будет и возвращения». Стоит исключить прием в библейские учебные заведения людей, приезжающих самовольно, без благословения пастора поместной церкви. Иначе нарушается принцип христианского повиновения наставникам (Евр. 13:17), а это недопустимо ни в коем случае.

Христианин, имеющий проблемы с повиновением, часто использует учебу как средство выхода из церкви. Более того, иногда сами служители используют университет как средство избавиться от сложных людей, отправив их хотя бы на три-четыре года на учебу, а там, может, он и совсем не вернется. Опасность такой позиции очевидна – через нее появляются «христианские» руководители, оставляющие после себя руины, но рвущиеся к новым «свершениям». Для них рутинная работа служителя поместной церкви не интересна и не продуктивна, они видят себя лишь в глобальных, вселенских масштабах. Может ли быть верным во многом тот, кто не смог быть верным в малом? Как можно стать генералом, не похлебав из солдатского котелка?

Большое значение имеет и время, проведенное в стенах университета. Необходимо не просто давать студентам возможность практики в поместной церкви, но сделать служение образом жизни студента, применяя его дары на практике, открывая и развивая новые. Возможностей для этого предостаточно как в самом учебном заведении, так и на прилегающей к нему территории. Возможно, стоит рассмотреть вопрос снижения академической нагрузки в пользу нагрузки практической, что, впрочем, не должно вести к снижению успеваемости студентов. Большинство служителей поместных церквей вынуждены помимо служения в церкви зарабатывать средства для жизни. Это не мешает им быть успешными работниками на ниве Божьей. Почему же студент, имеющий нагрузку в среднем 20 кредитов, т.е. около 50 часов рабочего времени в неделю, не может заниматься полноценным служением в церкви? Нужно ли руководству выдумывать духовное времяпровождение для студентов, когда труда хватит на всех?

Наконец, на мой взгляд, необходимо как можно больше внедрять в жизнь студентов принцип личного наставничества. Если каждый из них будет иметь наставника и, в свою очередь, наставляемого, это даст сильнейший скрепляющий эффект семьи, взаимозаинтересованности. Многие научатся элементарному повиновению, без которого невозможно служить Господу, ибо «послушание лучше жертвы и повиновение лучше тука овнов. Ибо непокорность есть такой же грех, что волшебство, и противление то же, что идолопоклонство» (1 Цар.15:22,23). В конечном итоге, я думаю, что именно неготовность повиноваться становится причиной того, что студент не возвращается домой в свою церковь.

Да благословит Бог каждого желающего служить Ему со смирением и повиновением, поиском Его воли. Да благословит Он Своих служителей мудростью и пониманием необходимости знаний для эффективного служения в Теле Господнем. И пусть не наша воля, а Его свершается в жизни наших церквей и нас самих.

Я, конечно же, не могу и не хочу дать рецепт для решения поднятой проблемы. Возможно, эта статья подняла больше вопросов, чем дала на них ответы. Давайте вместе решать эту проблему, каждый на своем месте, под водительством Божьим, прося у Него мудрости в каждом конкретном случае.