Deprecated: Function split() is deprecated in /home/mirtru/gazeta/content/index.php on line 221
Исповедь перебежчика / Интернет-газета «Мирт»
Главная / Статьи / Церковь / Исповедь перебежчика
Исповедь перебежчика
Исповедь перебежчика
24.09.2011
1562

«Сатана просил, чтобы все вы были рассеяны, как пшеница». Лк. 22:31 [IBS]

Среди людей, называющих себя христианами, есть одна группа, которую можно назвать «профессиональными перебежчиками». Эти христиане посещали почти все церкви в округе, а иногда даже перебывали активными членами некоторых из них. Однако разочарование неизменно гнало их дальше. И, наконец, они остались вне какой бы то ни было поместной церкви или, в лучшем случае, превратились в пассивных прихожан-оппозиционеров со «своим мнением» по любому вопросу.

А бывает и так: вместо того чтобы быть светом, человек «засветился» во всех евангельских церквах. Последняя фраза, которую он бросает, перед тем как хлопнуть дверью, звучит примерно следующим образом: «Я лучше к православным пойду, у них хоть лицемерия меньше». Своих нюансов в каждой отдельной истории много, но в целом картина именно такая.

Совсем недавно мне показали потрясающее объявление в одной из местных газет. Привожу его дословно из рубрики «Познакомлюсь», раздел «Они»: «Одинокая супружеская пара, христиане-протестанты, один из нас курит. Хотим переписываться с девушками и женщинами от 25 до 46 лет на духовные и пикантные темы. При совпадении взглядов и желаний возможны встречи. Одиночество не беда, если мы вместе! Безбожники, отдыхайте!»

Как вам свидетельство о христианах-протестантах?

Слышал, что в нашем городе определенная часть таких особенных верующих пыталась объединиться для совместных общений. Некоторые «продвинутые» выбирают новомодное явление технического прогресса – кибер-церковь в сети Интернет. Здесь и пастор с воскресной проповедью, и возможность анонимной исповеди, и благовестие в чате, и все, что нужно, для жизни и благочестия. Ведь несопоставимо проще любить виртуального ближнего, избавиться от общества которого так же легко, как от надоевшего тамагочи. Может, и в самом деле, если кому-то не по душе ни одна церковь его населенного пункта, пусть он создает свою, идеальную? Боюсь, что это далеко не всегда верное решение.

Прочтя в прошлом номере «Мирта» заметку «Душа болит» Инессы Ивановой из Белоруссии, сразу ощутил побуждение обратиться к подобным перебежчикам, у которых болит душа, поскольку сам испытал некоторые духовные скитания. Благо, что и сегодня есть много верующих, благословенная жизнь и служение которых целиком и полностью проходят в одной общине. Здесь я согласен с пастором Риком Уорреном, утверждающим, что тот человек, который желает потратить свою жизнь на нечто великое, не будет распыляться, а всего себя отдаст одной общине и одному главному делу. Тем не менее должен признаться, что сам не избежал определенного непостоянства.

Мое духовное рождение произошло не в родном городе, а во время поездки в Южный Казахстан. Вот почему еще на первом году новой жизни в Господе я стал тесно знаком с двумя поместными церквами, которые при полном единстве вероучения и практики разделяли тысячи километров. Шли годы. Из подростка я превратился в юношу и однажды понял, что не вписываюсь в стандарты «отделенных» баптистов (бывшие «инициативники»).

Между «отделенными» и «зарегистрированными» баптистами (не только в нашем городе) существует давнишняя традиция по «обмену кадрами», которая в последние годы заметно пошла на спад. Но в конце 90-х годов уже прошлого столетия в обе стороны по разным причинам переходили и целыми семьями, и поодиночке. С чистым словесным молоком в свое время я получил прививку от «инославия». Именно поэтому еще какое-то время по инерции считал, что лучше уж податься в никуда, чем к «двоюродным» братьям по вере, т.е. отступникам, «ибо теплым быть хуже, чем холодным».

Слава Богу, через дружбу с живыми людьми, Он постепенно освобождал меня от различных предрассудков. К сожалению, вдогонку меня все же отлучили за «оставление собрания нашего», за компьютер, телевизор, «нехристианскую» музыку и литературу, «дерзость» да плюс к тому «некоторые догматические разногласия». С таким-то послужным списком далеко не все в новой общине встречали меня с распростертыми объятиями. Один из служителей как-то сказал буквально следующее: «Иди-ка ты обратно, поскольку практика показывает, что от перебежчиков толку никакого».

Однако то, что меня все же приняли, я счел за милость Божью и вотум братского доверия. Через пару лет новая церковь отправила меня на учебу в одно из богословских учебных заведений Украины. Там в течение пяти лет я по мере возможности трудился еще в одной общине, которая оставила в моей душе неизгладимый и по-настоящему добрый след. Кроме того, львиную долю каникулярного времени я проводил в одной миссионерской церкви в республике Калмыкия, где познакомился со своей будущей женой.

Отучившись на двух разных программах в семинарии, вернулся на Дальний Восток. Таким образом, я имел возможность за четырнадцать лет христианской жизни близко познакомиться с внутренней жизнью четырех общин из трех различных церковных объединений. Сейчас преподаю в церкви и в библейском колледже, занимаюсь тюремным служением и изданием газеты «Благовест», которая объединяет шесть евангельских церквей нашего города.

Думается, большинство искренних перебежчиков признается, что «пора странствий» не может послужить бурному духовному росту. Ни много, ни мало – около года ушло у меня на духовный кризис, связанный с переменой «церковной прописки». Конечно, чаще всего самые серьезные «прорывы» в духовной сфере связаны с преодолением кризисов. Однако если решение проблемы растягивается на долгие годы, она стремится перейти в хроническую форму. Опять же из своего личного опыта могу засвидетельствовать, что подвешенная неопределенность и жизнь без причастия затягивают. А что? – Вроде бы и не в мире, и в случае чего – никому ничем не обязан, кроме любви, и то взаимной.

Бывают вполне объективные причины для того, чтобы выйти из отдельно взятой конгрегации. Случается, например, что в церкви возобладало лжеучение или властный пастор за свободу во Христе отлучает «до четвертого пришествия». В такой ситуации плыть по течению опасно и безответственно. Иногда братский совет смотрит на людей исключительно как на ресурсы, которые после «отработки» остается только «утилизовывать».

Если вы столкнулись с аналогичной ситуацией, вам, вероятно, стоит раздобыть вышедшую недавно на русском языке книгу Роналда Энрота «Авторитаризм в церкви», где автор старается провести ту грань, за которой остается только переход в другую общину. Но сейчас мы говорим о «профессиональных перебежчиках», которым не по душе ни одна из церквей.

Необходимо учитывать, что у каждого свой неповторимый духовный путь, несмотря на то что «один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех». Единство веры не делает меня заложником жизненного опыта моего духовного наставника, как сценария для моего собственного возрастания. Важнее всего руководствоваться волей Божьей, которая часто приводит соискателя к небывалым духовным открытиям. Но перебежчики – люди слишком уставшие от «душедопекательного» рецепта на все случаи жизни: «Молись, читай Библию, ходи в церковь – и будет тебе счастье». Согласимся с тем, что эта усталость вполне оправдана и объяснима.

В данной статье хотелось бы из собственного опыта и наблюдений отметить наиболее вопиющие особенности «хронических перебежчиков», первая из которых – потребительский подход. Наверняка вам приходилось слышать следующую фразу: «Эта церковь не удовлетворяет мои духовные потребности». Пусть не всегда, но очень часто подобные реплики являются индикаторами эгоизма, т.е. неспособности отдавать и служить другим. Человек подсознательно ассоциирует посещение дома молитвы с походом в магазин за колбасой. «Я трачу время и деньги, и мне за это должны».

Попробуйте задать вопрос сами себе: «Что еще я недополучил от Бога?» Апостол Павел говорил: «Вы имеете полноту в Нем» (Кол. 2:10). Безусловно, задача служителей состоит в окормлении своей духовной паствы. Тем не менее идеей всеобщего священства пронизан весь Новый Завет.

Сознание потребителя не позволяет человеку возрастать. Поэтому, даже нахватавшись самых передовых идей, перебежчику слишком сложно оперировать ими на практике. Эти неприкаянные люди «всегда учатся и никак не могут постичь истину» (2 Тим. 3:7 [IBS]). Инфантильная вера грезит несбыточными фантазиями о рае на земле.

Полезно различать Церковь вселенскую, невидимую и прославленную, от церкви поместной, видимой и странствующей. Видимая церковь является строящимся домом Божьим, и на этой стройке вполне естественен мусор и временный беспорядок. Она похожа на больницу, где получают исцеление от запущенных и, казалось, безнадежных духовных заболеваний. 

b замечательной книге Клайва Льюиса «Письма Баламута» старый опытный бес дает любопытные наставления своему молодому собрату: «Твой подопечный видит лишь недостроенное здание в псевдоготическом стиле на неприбранном строительном участке. <…> Когда он сядет на свое место и оглядится, он увидит как раз тех соседей, которых избегал. Тебе следует в полной мере их использовать. Пусть его мысли перескакивают со слов "Тело Мое" к лицам и обратно».

Эгоизм и наивность в духовной сфере приводят человека к огульному осуждению. Перебежчик бережно несет в очередную на своем пути общину комья грязных сплетен из всех предыдущих общин. Подсознательная жажда самооправдаться видит проблему только в окружающих. Якобы никто не способен угнаться за столь резвыми темпами духовного роста. «Вокруг фарисейство, жажда наживы, дилетантство и плотская теплохладность последнего времени». И, наконец, лукавый заводит перебежчика в тупик безысходности, делая его «повидавшим виды» скептиком.

Ни в коей мере не считаю нужным добавить в канон Священного Писания известные слова Киприана, епископа Карфагена (III век): «Кому церковь не мать, тому Бог не Отец». Но любой совопросник, столкнувшись с проблемами устройства реальной поместной церкви, неизбежно придет к необходимости статуса члена общины в полном смысле этого понятия. Даже в православии говорят о необходимости «воцерковления» прихожан. Уверен, что достойную отдушину в богоугодном служении можно найти почти в любой конгрегации.

Дельное напутствие дает каждому христианину все тот же К. С. Льюис: «Поиски подходящей церкви склоняют человека к критике там, где Бог хочет видеть его Своим учеником. Богу желательно, чтобы мирянин в церкви был действительно критичен, т. е. не принимал ложного и бесполезного, и при этом совершенно некритичен – не судил, не рядил, а доверялся немудрствующему, смиренному приятию того животворящего начала, которое несет ему церковь». То есть формула мудрого отношения к церковной общине упрощенно будет состоять из баланса между духовной рассудительностью и покорностью (1 Ин. 2:27; ср.: Евр. 13:17). Крайности, как всегда, приводят к злоупотреблениям, а также к духовно-психологическим травмам.

Верю и исповедую, что Господь, как добрый пастырь, никогда не заводит в тупик. Всякий, следующий на своем духовном пути за Иисусом и не сбрасывающий свой крест, «спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет». Истинное блаженство наполняет сердце, когда во всех обстоятельствах отчетливо видишь руку Божью. Ведь те пажити, которые уже канули в лету, действительно прошли по прекрасным местам со всеми удачами и неудачами. И теперь, как и всегда, важно не погрязать в прошлом, а простираться вперед.