Deprecated: Function split() is deprecated in /home/mirtru/gazeta/content/index.php on line 221
А ЧТО ДЕЛАТЬ СЛАБЫМ? / Интернет-газета «Мирт»
Главная / Статьи / Церковь / А ЧТО ДЕЛАТЬ СЛАБЫМ?
А ЧТО ДЕЛАТЬ СЛАБЫМ?
А ЧТО ДЕЛАТЬ СЛАБЫМ?
24.09.2011
1288

«Поэтому, отвергнувши ложь, говорите истину каждый ближнему своему, потому что мы члены друг другу» (Еф. 4:25).

Я благодарен Господу, что на страницах христианских газет и журналов освящаются разнообразные, актуальные для нашего времени, вопросы и проблемы христианской жизни. Особенно интересны статьи и письма читателей, в которых они высказывают свои мнения по поводу «больных тем» наших церквей – внешний вид, поведение, форма богослужений, внутрицерковные отношения. Порою мнения бывают прямо противоположными, что заставляет еще более серьезно задуматься о рассматриваемых вопросах.

Я не берусь оспаривать чье-то мнение, наоборот, я восхищен тем, с каким усердием некоторые братья и сестры стремятся к святости. Но на сегодня таких, к сожалению, меньшинство. И это реальность нашего времени. Большинство христиан просто «не дотягивают» до такого уровня жизни.

И причина этого не в том, что они «неверные», «непосвященные», «любящие мир». Подобные выводы делают, глядя на поведение таких верующих. Но такое поведение лишь указывает на то, что у человека есть серьезные, глубинные проблемы, о которых сегодня почти не говорят, и немногие стремятся разобраться и понять их. А уж помочь человеку избавиться от таких «корней», когда сам он на это не способен, на сегодня это - редкость.

Я говорю о служении душепопечительства. Общаясь с христианами из разных мест, убедился, что в некоторых церквах на сегодня нет душепопечителей и сама необходимость в этом служении не принимается всерьез.

Но в Новом Завете, практически в каждом послании к церкви, мы находим серьезные наставления по оказанию помощи слабым и немощным христианам. Мне особенно дороги слова из Послания к Евреям:

«Итак, имея Первосвященника великого, прошедшего небеса, Иисуса Сына Божия, будем твердо держаться исповедания нашего. Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но, Который, подобно нам, искушен во всем, кроме греха. Посему да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи» (4:14-16).

Иисус показан нам как Первосвященник, сострадающий нам в немощах наших!

Интересно, что слово «немощь» в Ветхом Завете означает «порок, недостаток» и употребляется при описании правил жертвоприношений. Тогда как в Новом Завете оно приобретает иной смысл: «немощь» (греч. «астенос» - отрицательная форма греч. «стенос» - сила) – это отсутствие, нехватка силы, слабость, хилость, дряхлость. Это слово в характеризует душевную, нравственную, эмоциональную слабость.

Немощь не грех, но качество человеческого естества, которое склоняет ко греху. Задумайтесь, легко ли физически слабому человеку «дотянуть» до сильного и здорового? Практически невозможно! И хотя он некоторое время может выдавать себя за здорового, - надолго его не хватит. А духовно слабому? То же самое.

Или возьмем, к примеру, такие слова: «Умоляем также вас, братия, вразумляйте бесчинных, утешайте малодушных, поддерживайте слабых, будьте долготерпеливы ко всем» (1 Фес. 5:4). Павел умоляет братьев оказать помощь бесчинствующим, малодушным и слабым верующим.

Заметьте, однако, что строгий подход предписан лишь к бесчинствующим (буквально тем, кто самовольно не хочет трудиться, впустую проводит время, не соблюдает порядка, нарушает дисциплину, ведет неустроенную жизнь). Таковых нужно вразумлять и предупреждать в строгости. Но кроме них есть еще малодушные и слабые.

Кто такие малодушные? Это постоянно сомневающиеся, боящиеся, нетвердые в вере. Можно сказать, это те, у которых всегда опускаются руки и ослабевают колена (Евр. 12:12). В комментариях Мак-Артура слабые характеризуются как лишенные духовной и нравственной силы. Слабый – это немощный в вере, бессильный, не способный освободиться от прошлого (Рим. 14:1; 15:1).

Библия призывает утешать, ободрять таковых, быть им поддержкой и опорой, принимать (не отказывать в общении) и сносить (буквально «поднимать и нести») их!

Проблема в том, что церковь не всегда верно отличает бесчинствующих от слабых, умышленно избирающих грех от бессильных перед грехом, любящих «мир» от неспособных справиться с зависимостями, бывшими у них в «мире». Как правило, у каждой церкви и отдельных верующих формируется «свое» понимание слабых и сильных (духовных и плотских) христиан, поэтому и отношение к ним бывает разное, зачастую небиблейское.

Последние два года моей жизни были очень для меня тяжелыми. Господь просто открыл мои глаза на реальность, которую я, как и многие христиане, не хотел признавать. Я увидел себя таким, какой я есть на самом деле, а не каким я выдавал себя перед другими. Я увидел себя слабым и больным.

Осознание своей несостоятельности, бессилия и духовной нищеты причинило мне много боли. В течение долгих месяцев прозрения волны отчаяния, разочарования и скорби одна за другой накатывали на меня. Но я уже не прятался от этой боли, а принял ее, принял реальность.

Со стороны казалось, что в моей духовной жизни - полный упадок и застой. На самом же деле Господь начал «интенсивную терапию» над моей душой, снимая с нее оболочку религиозности, и наружу стало выходить то, что я прятал и отрицал.

Потом я стал замечать вокруг себя таких же больных, слабых, немощных христиан, - и поначалу пережил настоящий шок! Я не мог поверить, что в наших церквах есть такое количество братьев и сестер, страдающих от проблем, о которых редко говорят в церкви. Многие из них страдают годами, терпят невыносимые душевные боли и муки, но вынуждены молчать или притворяться из-за страха быть отвергнутыми, осужденными, непонятыми.

И им не помогает обычное богослужение. Их проблемы не решаются ни проповедью Слова Божьего, ни обращением к Христу, ни исполнением Духом Святым, ни молитвой, ни причастием. Они – слабые. Некоторые из них уже потеряли веру в Божью силу. Некоторые все время притворяются. Некоторые во всех своих бедах привыкли винить дьявола. Но никто из них не способен справиться со своими проблемами в одиночку.

Сердце болит за таких. Знаю братьев, страдающих от разного рода сексуальных зависимостей (пристрастие к порнографии, онанизм, сексуальные фантазии и извращения). Знаю христианские семьи, в которых отношения между супругами ничем не отличаются от «мирских», где муж и жена живут как чужие люди, потому что не знают, как строить отношения правильно.

Многие, наверное, слышали такой анекдот: «Проповедник, выходя на кафедру, объявляет: «Братья и сестры, тема моей проповеди - «Любовь». Тут поднимается жена проповедника и говорит: «Иван, я тут». Проповедник тихонько продолжает: «Братья и сестры, меняю тему…» Для многих семей это - горькая реальность.

Знаю христиан, не способных оставить курение или отказаться от спиртного. А добавить еще сюда телевизионную зависимость, дефекты характера (неуправляемая ярость, гнев, злость, обида, зависть, непрощение). Эти люди просто не знают, что им делать. Один Бог знает, сколько было выплакано слез раскаяния за очередное «падение», сколько раз было принято решение измениться, какие нечеловеческие усилия были приложены, чтоб продержаться «нормальным» христианином как можно дольше! Сколько пережито отчаяния и разочарований, считая, что в их жизни «это» (Библия, молитва, сила Божья) не работает.

А сколько разочарованных просто ушли? Не выдержав молчания, они открылись и «нарвались» на «помощь»: «ты мало молишься», «у тебя слабая вера» (слабый и так это знает) или «покайся и впредь не греши» и т. д. И они, несчастные, делают вывод, что ни Богу, ни людям они не нужны и им никто не может помочь. И уходят.

А те, что молчат, продолжают терпеливо ходить на служения, делая вид, что у них все «слава Богу». Они молчат, боясь признать себя слабыми, рассказать о своих проблемах и грехах, так как им все время внушалось, что христиане «должны быть» чистыми в помыслах и делах, праведными, чувствовать только «положительные» эмоции.

Они даже себе не признаются в том, что у них есть проблемы, подавляют свои истинные чувства, поскольку у христиан подобных проблем «не должно быть». Находясь под этой «тиранией долга», христиане боятся признать, что они «не таковы», и в итоге становятся искусными лицемерами.

Печально, что многие из нас приходят к Христу потому, что они грешники, а потом проводят всю жизнь, пытаясь доказать, что они не грешники. Но проблемы остаются, прогрессируют, и можно только удивляться способности верующих свыкаться с такой жизнью, внушая себе, что это и есть «жизнь с избытком», «радость совершенная».

Как эти слабые и немощные, так и многие сильные христиане, дающие им «советы», действительно не знают, что делать, так как нет понимания причин этих проблем, нет достаточно знаний из области психологии.

Я ни в коей мере не считаю, что психология есть единственный выход и решение наших проблем. Но, к сожалению, «мирские» психологи ушли далеко впедер нас в понимании поведения человека. «По-христиански» мы привыкли отвечать, что причина наших проблем – грех. Да, это так. Но задумываемся ли мы над тем, что человек является как источником греха (грех, совершаемый самим человеком), так и жертвой (грех, совершаемый против этого человека).

Взять, к примеру, насилие над человеком – эмоциональное, физическое или сексуальное. Если один, или, как зачастую и происходит, одновременно несколько видов насилия человек испытал на себе в детстве? И это был не единственный случай, а совершалось длительное время и от близких людей? Какую боль испытал этот человек и душевные травмы получил? Как это повлияло на его мировоззрение, формирование стереотипов и дальнейшее поведение? Как он справлялся с этой болью в дальнейшем, чем он себя обезболивал (наркотиками, алкоголем, сексом)?

Это не философия, я сам вырос в неблагополучной семье. Моя мать – жертва хронического алкоголизма. Я впитал атмосферу нашей семьи, где попиралось все человеческое, чистое и доброе. Мне всегда было стыдно за мою мать, я завидовал моим друзьям, у которых были нормальные семьи.

Я вырос закомплексованным, с низкой самооценкой и с ненавистью ко всему миру. Не умея строить здоровых отношений с людьми, не найдя понимания, любви, принятия, я искал что-то, чем можно заполнить внутреннюю пустоту и успокоить душевные страдания. И нашел это в оккультизме, алкоголе и наркотиках. С 15 лет стал пить, курить марихуану и к 22 годам превратился в конченого человека. Потом стал христианином. Но последствия прошлого не оставляли меня: полный разлад характера, больные эмоции, нездоровый стереотип поведения, инфантильность, неспособность уживаться с людьми.

Особенно явным оказалась неспособность проявлять и принимать любовь, отчего страдала моя семья. Я не умел принимать решения, был безответственным во всех сферах своей жизни. Был очень слабым. Но в церкви я слышал, что христианин должен быть другим, «древнее прошло, теперь всё новое». Когда внутренний конфликт между тем, кто я есть на самом деле, и тем, кем «должен быть», обострялся, я не выдерживал и пытался поговорить об этом с духовными руководителями. Но в очередной раз натыкался на слишком упрощенный подход к решению проблем: «читай Библию», «молись», «верь». Подобные слова по отношению к слабым - жестоки, они приводят к еще большему отчаянию.

В итоге я все больше отстранялся, закрывался, боясь вновь пережить боль от непонимания и отверженности. Я стал лицемерить, боясь, что кто-то узнает о моих проблемах, которых у христианина «не должно быть». Это измучило и меня, и мою семью, пока, наконец, Господь не послал мне человека, который помог мне понять всё это, так как сам прошел подобное.

Братья и сестры! Служители!

Учитываем ли мы прошлое в жизни верующего, когда видим его проблемы в настоящем? Учитываем ли, что он или она выросли, возможно, в еще более ужасных условиях, чем я? Знаем ли мы, сколько сегодня, к примеру, молодых сестер сидят и молчат о том, что пережили сексуальное насилие в прошлом (в детстве), и их душевные эмоциональные травмы просто не дают им быть духовно здоровыми и сильными?

Возможно, у кого-то уже готов на это ответ: «Так ведь Господь нас исцеляет!» Да и аминь! Но каким образом? Господь делает это, в равной мере используя Дух Святой и Тело Христово – церковь.

Дело Духа Святого никогда не прекращается, а вот братья и сестры в церкви по отношению друг ко другу не всегда являются помощью в духовном выздоровлении.

В нашей церкви была сестра, сирота с детства. Она всю сознательную жизнь была алкоголичкой, живя с мужем-алкоголиком. После покаяния и крещения через несколько месяцев она «сорвалась», потом еще неоднократно… Мы как-то пытались ей помочь, но сегодня я понимаю, что те уговоры и обличения – совершенно неверное средство (это как пытаться больного раком уговорить перестать болеть). В итоге ее отлучили, а через год она умерла от последствий алкоголизма. Я не виню церковь в ее смерти, но лишь хочу показать, что церковь на сегодня не всегда способна оказать помощь зависимым людям.

Еще раньше в нашей церкви отлучили двух родных братьев. Они выросли в семье алкоголиков, еще со школы сами стали употреблять спиртное и наркотики. Став христианами, они на некоторое время обрели свободу, но не смогли справиться с внутренними проблемами, возникшими из-за неумения и неспособности строить новую, трезвую жизнь. Не имея верной духовной поддержки от верующих, они стали искать выход из отчаяния привычным в прошлом способом…

После отлучения один попал в тюрьму, а второй, в одиночку, падая и вставая, продолжал «ползти» к Господу. Недавно мы встретились - у него уже семья, скоро станет отцом. Я просто плакал, когда он рассказывал мне свой жизненный путь падений, отчаяния и борьбы. И все же он не оставил Бога, он рвется к Нему из последних сил. Он слабый, но Бог с ним, Он сострадает его немощам.

А люди? Почему ему пришлось в одиночку ползти? Потому что мы, как церковь, не понимаем и не знаем, как помочь таким, как он. И таких отлученных я знаю очень много, это горькая реальность многих церквей.

Недавно, пересматривая старые журналы, наткнулся на журнал «Вера и жизнь» №6 за 2002 год, где напечатано письмо «христианина–алкоголика». Перечитывал его со слезами, понимая этого человека, понимая, что он такой, к сожалению, не один. Только сейчас понял его слова: «Мы другие».

Алкоголизм (как и наркомания) поражает тело, мозг, эмоции и душу человека, ведет к расстройству психики, разрушает его социальные связи. Алкоголизм – это еще и духовное заболевание. Алкоголику необходимо восстановление физического и эмоционального состояния, восстановление в социальной среде и, как конечная цель, – восстановление духовного состояния.

И это не совершается методом «помолись и больше не греши», это долгий и особый процесс духовного выздоровления. То же относится и к зависимым от наркотиков, секса, азартных игр.

Какова сегодня атмосфера в наших церквах? О чем мы сегодня говорим и проповедуем? Могут ли люди сегодня в открытую заговорить о своих проблемах те, не боясь, что их отвергнут и осудят?

Сегодня необходимо пробить стену отрицания – систему защиты, которая не позволяет человеку видеть реальность. Разрушить ложное представление о том, что все хорошо.

Эдгар Н. Джексон в книге «Психология для проповедников» сообщает об анкете, на которую ответили 4000 людей. Цель этой анкеты – выяснить, о чем люди хотят слышать в проповедях своих пасторов.

Половину ответивших волновали серьезные проблемы личности: пустота в жизни, одиночество, сложности в браке, неуправляемость сексуальных влечений, воздействие алкоголя, ложные представления о религии и морали, проблемы болезни и страдания, чувства неполноценности, вины и разочарования.

Еще в четверти ответов выражена озабоченность, прежде всего, отношениями с родственниками, проблемами воспитания детей и конфликтами в общении с людьми.

И только последняя четверть всех ответивших говорила о более традиционных религиозных вопросах.

В этих ответах – крик о помощи, который нужно услышать, и на который должны отозваться наши проповедники. И об этом нужно говорить. Не бояться признать себя слабыми друг перед другом (Иак. 5:14), научиться оказывать помощь и поддержку в духовном выздоровлении (1 Фес. 5:14).

Обратите внимание, сколько раз в Новом Завете употребляется выражение «друг друга», «друг другу». Это та помощь, которую оказывает Господь для нашего исцеления и освобождения через человеческие отношения. И чем более зрелый христианин, тем он более человечен, потому что именно в отношении к людям и проявляется наше посвящение Богу.

Мне бы хотелось, чтобы сегодня стало больше здоровых и сильных христиан, которые, в свою очередь, оказали бы помощь слабым и немощным. И тогда споры о внешнем виде, поведении, отношении друг к другу разрешились бы естественным путем.

Я убежден, что пришло время более серьезно отнестись к проблемам христиан XXI в. В мире умножается зло и это оказывает влияние на жизнь церкви. Христиане сегодня страдают от эмоциональных расстройств, различного рода зависимостей, и вопрос оказания им помощи является чрезвычайно актуальным.

Очень хотелось бы, чтобы в наших учебных центрах уделили вопросам душепопечительства особое внимание. Чтобы проводились специальные курсы по проблемам химической и другого рода зависимости, и каждая церковь направляла братьев и сестер на такие занятия. Чтобы в церквах создавались специальные группы эмоциональной и духовной поддержки.

А иначе, что делать слабым?

«Свет Евангелия», №5 (56)-2006 (США, г. Спокен)
www.russianincharlotte.com