Deprecated: Function split() is deprecated in /home/mirtru/gazeta/content/index.php on line 221
ПОДВИЖНИК ЕВАНГЕЛИЯ / Интернет-газета «Мирт»
Главная / Статьи / Церковь / ПОДВИЖНИК ЕВАНГЕЛИЯ
ПОДВИЖНИК ЕВАНГЕЛИЯ
ПОДВИЖНИК ЕВАНГЕЛИЯ
24.09.2011
2180

В христианских кругах Востока и Запада хорошо известно имя Владимира Филимоновича Марцинковского. Проповедник, публицист, богослов, ученый-филолог, лектор-евангелист, общественный деятель — такова широкая палитра дарования этого человека.

Марцинковский родился в 1884 году в селе Дермань Волынской губернии. Годы учебы на историко-филологическом факультете Петербургского университета подарили ему встречу с Павлом Николаи. Новый друг оказался руководителем христианского студенческого движения. Частые беседы с ним зажгли веру в душе молодого человека. И Марцинковский из скептика превращается в убежденного христианина.

Владимира Филимоновича захватывает идея хождения в народ с духовно-просветительской миссией. Летом он путешествует по Волге с ящиками духовных книг. На долгих стоянках энергичный книгоноша успевал обойти несколько близлежащих сел и деревень, раздавая крестьянам душеспасительную литературу.

Шесть лет выпускник университета учительствует в Гродненской гимназии. И вдруг, к удивлению многих, покидает стены гимназии, переезжает в Москву, чтобы полностью посвятить себя христианскому студенческому движению. Часть родственников и знакомых, узнав об этом, сочли Марцинковского психически ненормальным. Оставить комфортабельную, хорошо оплачиваемую работу и перебиваться случайными лекциями, — к лицу ли это здравомыслящему человеку.

Потеря внешних удобств не смутила Марцинковского. Он ищет духовных благ и обогащает ими других. Еще в годы студенчества он посещал собрания Религиозно-философского общества имени Владимира Соловьева и слушал там лекции религиозных мыслителей Эрна, Ельчанинова, Булгакова.

Марцинковского всегда привлекали люди, искренне желавшие духовного возрождения. Он увлеченно беседовал с Оптинскими старцами, встречался с Павлом Флоренским, великим ученым-энциклопедистом и священником.

«Знакомство с такими светлыми личностями дало мне почувствовать в среде православной церкви наряду с казенной, официальной ее стороной, иную положительную стихию, — писал он. — Такое же светлое впечатления я вынес из книги Павла Флоренского «Столп и утверждение Истины». Я ездил в Посад и посетил автора. Его вдумчивый и крайне простой облик напоминал обыкновенного послушника. Войдя в комнату в простом подряснике, он «преломился» иноческим поклоном».

Приход к власти большевиков в 1917 году повлек за собой воинствующую широкую пропаганду атеизма. В больших городах и селах то и дело устраивались публичные антирелигиозные диспуты. Марцинковский активно участвует в диспутах, смело защищая великие истины христианства.

«Отнимая у народа веру в Бога, вы разоряете душу народа, режете сук, на котором сами сидите, и подрываете основы общественного идеала, который проповедуете, это способствует провалу и краху социализма в России», — говорил Марцинковский на большом общенародном собрании в Самаре.

Диспуты с Луначарским в большой аудитории Политехнического музея собирали несколько тысяч верующих и неверующих слушателей. Основными оппонентами Луначарского были священник Александр Введенский и проповедник-евангелист Владимир Марцинковский.

Весной 1920 года Владимир Филимонович читает цикл лекций в студенческой столовой на Малой Бронной улице. Тема лекций — «Наука и религия». Лектор опровергает мнение, что вера есть тормоз науки. «Вера движет науку, — утверждает Марцинковский. — Она поощряет дух исследования. Вера пробуждает любовь к жизни, к природе, к человеку, освещая их светом вечного, непреходящего смысла».

Открытое неприятие материализма, сердечная и глубоко осмысленная защита духовных идеалов не могла не беспокоить строителей атеистического государства. В ночь на 4 марта 1921 года Владимир Филимонович был арестован. Лубянка, Таганская тюрьма — так началась новая неизведанная одиссея.

Марцинковский пишет заявление следователю, прося указать ясно причины ареста. В адрес правительство шли многочисленные ходатайства от христианских общин. Ходоки ежедневно заполняли приемную Калинина. Все просили освободить Марцинковского.

Марцинковский вышел на свободу в октябре 1921 года. Время заключения он вспоминал без особой горечи. Там пригодилась его солидная духовная и интеллектуальная подготовка. Марцинковский заведовал тюремной библиотекой. Один раз даже прочитал лекцию о смысле красоты с библейской точки зрения.

Сразу после освобождения Владимир Филимонович возобновляет христианские беседы в церковных и светских учреждениях. Лекционное служение в Петрограде он сочетает с научными изысканиями в рукописном отделе Публичной библиотеки. Его трактат «Достоверно ли Евангелие», написанный в то время, актуален до сих пор.

В конце 1922 года Марцинковский был приглашен в Одессу. Но намеченную просветительскую программу прервал вызов в Московское ГПУ. Следователя на Лубянке интересовало отношение Владимира Филимоновича к власти. Нескончаемые изматывающие допросы следовали один за другим почти ежедневно.

Я признаю власть, я не анархист. Пока существует зло и грех необходима власть. Без нее в обществе царил бы хаос и торжество грубой силы, — объяснил Марцинковский.

В начале 1923 года Марцинковскому объявили решение властей о принудительной высылке его за пределы России.

Мы вас не считаем политическим, но линия вашей работы для нас в настоящее время вредна, — комментировал решение властей один из высоких начальников ГПУ. — К вам собирается интеллигенция. Самое главное зло вашей работы в том, что вы работаете среди студентов и стремитесь создать единый фронт из всех религий.

Широта взглядов очень испугала работников ГПУ. Но она была естественным свойством его масштабной многогранной личности. Разделяя вероучение евангельских христиан-баптистов, Марцинковский не замыкал свое служение рамками одной общины. Проповедник Евангелия и христианский публицист следовал по стопам апостола Павла. «Будучи свободен от всех, я всем поработил себя», — так видел свое предназначение апостол язычников (1 Кор. 9:19).

Изгнанный из России, Марцинковский несколько лет странствовал по Европе. В университетах и церквях жадно слушали его лекции и беседы на духовные и научно-библейские темы.

В 1930 году Владимир Филимонович переезжает на постоянное местожительство в Палестину. Он быстро нашел общий язык с еврейской аудиторией. Книги Марцинковского «Третий Исход», «Наука и религия», «Сущность христианства» были переведены на иврит.

Любимый христианский философ Марцинковского — Владимир Соловьев. Он написал о нем книгу в Палестине, прочел множество докладов, связанных с творчеством Соловьева и его отношением к еврейскому вопросу. «Те же, кто сознательно исповедует Христа, не только не разделяет антисемитизма, но питает к евреям сочувствие, — подчеркивает он, — молятся о спасении Израиля, как это делал Соловьев».

И евреи, и арабы находили добрый прием в маленьком уютном доме супругов Марцинковских. И простые, и образованные находили утешение, совет в общении с умудренным проповедником. Умер Марцинковский в 1971 году, насыщенный днями, в возрасте 87 лет.

Любовь к России, по воспоминаниям, он сумел пронести до скончания дней своих. И Россию, и другие страны Марцинковский мечтал видеть духовно возрожденными, очищенными от ложных кумиров.

«Близится время, когда оскудеет вера и любовь, — писал он в статье «Смысл жизни». — Это кризис духа, влекущий за собой кризис общественный и экономический. Кризис духа грозит упадком, унынием, отчаянием».

Это не слова пессимиста. Это воздыхание человека с живой совестью, болеющего о судьбах потомках Адама. Марцинковский верил в духовное исцеление России. Издревле славилась она подвижниками духа, жившими по завету Христа: «Кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее» (Мф. 8:35).

Эта же высокая мудрость вдохновляла и земное странствование Владимира Марцинковского.