Главная / Статьи / Церковь / ДЕГРАДАЦИЯ РОССИЙСКИХ ПРОТЕСТАНТОВ?
ДЕГРАДАЦИЯ РОССИЙСКИХ ПРОТЕСТАНТОВ?
ДЕГРАДАЦИЯ РОССИЙСКИХ ПРОТЕСТАНТОВ?
24.09.2011
692

Немалое количество протестантских семинарий ныне действует в России. Ежегодно поставляют они церквам богословские кадры. И не "молодых специалистов", но магистров и бакалавров. Куда ни кинь, везде пасторы и проповедники с дипломами российскими (и даже - из зарубежных колледжей и университетов выпустившиеся); многие учились умным предметам не один год и на приличном уровне многократно цитируют Библию. Однако при этом профессиональное их образование не всегда сочетается с общекультурным. Низкий уровень культуры служителей протестантских церквей порой невозможно скрыть. Да и скрывать его они пытаются далеко не всегда.

С другой стороны отметим, что при обилии теологически подготовленных служителей с кафедр нередко учат вчерашние новообращенные. Проповеди многих из них не выдерживают никакой критики. При таком положении дел общинников учат разнообразным принципам и установлениям - от «понятий» до Основного закона государства, в зависимости от жизненного опыта проповедующего. Вот только Закон Божий по церквам востребован все менее и менее.

В постоянном стремлении стяжать новых членов (взамен покидающих общину) полновесные библейские проповеди подменяются легковесными выступлениями самодеятельных, доморощенных артистов со стихами и песнями под гитару и аккордеон. Но церкви продолжают редеть. Познакомившись с начатками учения, христиане покидают протестантские общины и часто уходят «в лоно» Русской православной церкви.

При этом иностранным спонсорам протестантские пасторы продолжают отправлять отчеты об увеличении роста членов церкви, либо просто умалчивается настоящее положение церковных дел. Борьба с «текучкой» (а точнее - перетеканием, блужданием из одной церкви в другую и обратно) вынуждает церковные советы реагировать на происходящее любимым методом - отлучением. Другому не научены. Об умении же самим обучать и воспитывать других - речь вести не приходится.

При таком частом применении крайней формы наказания оное потеряло должное воздействие на отдельных представителей многострадального русского народа, стремящихся найти религиозную истину в протестантской среде. Потеряв страх перед Богом и потусовавшись в «святой среде», они пускаются во все тяжкие. Отлучат в одной церкви? Покаемся - и примут в другую. Или не покаемся ... Все равно примут. Стало все дозволено.

В такой ситуации расцветает невежество, неуважение к церкви, к ее руководству, к братьям и сестрам. А самое печальное - что Бог для таковых уже не есть Бог ревнитель и огонь поядающий.

Упомянем о церковном этикете. То есть, скорее, - о его отсутствии. Пасторы именуются исключительно по имени - Вова, Сережа, Петя. Куда делась прекрасная русская традиция обращаться по имени-отчеству? Никаких обличений за нарушение даже общечеловеческих норм поведения и общения члены протестантских церквей и слушать не хотят. На каждое обличение находится оправдание: цитата из Библии. И ведь ничего на это не ответишь! Что можно сказать против Слова Божьего? Вот и процветает хамство, бескультурье, богохульство.

Несколько слов присовокупим о критикуемой протестантами Русской православной церкви.

РПЦ уделяет немалое внимание образованию, культуре своих прихожан, истории церкви. Но для успокоения общинников протестантские пасторы предвещают скорейший закат и полный крах Русской православной церкви. Когда-то об этом мечтали воинствующие атеисты. Иногда кажется, что протестантские руководители и сами верят в исчезновение Православной церкви.

Но вряд ли у кого вызывает сомнение, что РПЦ, простояв 1000 лет, никуда не исчезнет из российского религиозного пространства через день-другой. Да и через год-два, без сомнения, мы будем встречать ее прихожан то тут, то там еще в немалом количестве.

К началу очередного тысячелетия российский протестантизм не смог исполнить сколько-нибудь значимую роль, отведенную ему в истории России. По-прежнему протестантам противостоит крупный религиозный этнос Русской православной церкви. И протестантским деятелям, ублажающим самих себя и окружающих речами о том, что недолго осталось РПЦ здравствовать в России, хочется задать вопрос: если у них там в РПЦ все так плохо, а у нас так хорошо, то почему при выпавших нам в последние десятилетия весьма благоприятных условиях для становления и развития, мы, протестанты, до сих пор не сумели воспользоваться этим благоприятным положением и приступить к исполнению в России миссии по религиозному возрождению народа?

Необходимо подобное положение в отечественном протестантизме исправлять. И прежде всего - изнутри. Начав с себя. Но можно ли называть такое исправление «реформацией»? Отчасти, может быть, и да. Хотя по большому счету это не «реформация». Любое религиозное сообщество людей, да и светское в том числе, не позволит разрастаться в своей среде очевидным проблемам и безобразиям.

И совсем не обязательно при этом сопровождать наведение должного порядка внутри общин высокопарными словами в сочетании с непрестанными лозунгами и призывами к преобразованию всей ойкумены от Карелии до Сахалина. Да и стыдно перед отцами Реформации за то, что в самом протестантизме, страстно выступавшем в свое время против пороков Католической церкви, в XXI веке их тоже прилично набирается.