Главная / Статьи / Церковь / ЛЮБОВЬ К РОДНОМУ СЛОВУ
ЛЮБОВЬ К РОДНОМУ СЛОВУ
ЛЮБОВЬ К РОДНОМУ СЛОВУ
24.09.2011
696

Всем известны следующие строки И.Тургенева: «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей Родины, ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык. Не будь тебя, как не впасть в отчаяние при виде того, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу».

Россияне шутят: «У нас может быть неразвитая экономика, развал и упадок, но всегда с нами непреходящее богатство – классическая литература и русский язык». Именно русской классической литературой мы гордимся, изучаем ее в школе и проносим любовь к ней через всю жизнь. Но как привить эту любовь последующим поколениям, на воспитание которых в значительной степени влияет поп-культура, а также процесс глобализации, стирающий черты самобытности национальной культуры?

О любви к языку и литературе мы решили поговорить со специалистом в области языкознания Тамарой Леонидовной Козловской – кандидатом филологических наук, преподавателем Русско-американского христианского института, человеком, который любит русский язык, его литературное и культурное наследие.

 

- Тамара Леонидовна, почему Вы посвятили себя именно языкознанию?

- Я люблю язык, но если спросите почему, то не смогу объяснить. Эта любовь – некая данность от Бога, и пришла она из семьи. Мой отец был очень речистым человеком: с образованием всего в три класса, он обладал редким чувством слова, любил песню.

Мне повезло с учительницей в школе, которая с отчетливым украинским акцентом учила нас русскому языку и литературе. Я стала единственной ученицей, которая пошла по ее стопам.

Не любить язык невозможно, потому что это особое явление, отражающее человеческий опыт, заключенный в словесную форму. Знание, опыт, культура и мировосприятие, преломляясь и изменяясь, находят свое отражение в языке. Получается, что, занимаясь языком, занимаешься историей народа: его интеллектуальным и культурным созиданием.

 

- Зачем нам дан язык?

- Язык дан человеку на благо, но может быть использован и во зло. Всем известно выражение: «Слово может возвысить до небес, а может и убить».

Язык обладает магической функцией. Является научным фактом и то, что в слове заключена невероятная сила. Именно этим объясняется существование такого явления, как табу: мы боимся упоминать определенные вещи, так как верим в реальную действенность слова. Не случайно люди говорят друг другу комплименты и благодарят друг друга.

Не случайно мы замечаем, когда человек с нами не поздоровался. Примитивнейшая, казалось бы, функция языка – контактно-устанавливающая, - а мы огорчаемся, если человек не ответил на приветствие. Следовательно, нам это важно.

Если женщине говорят, что она красива, она этому верит. Чтобы почувствовать себя лучше, ей нужно лишь услышать слова: «Какая же ты красивая!».

Если кто-то говорит: «Я верю в тебя», - то этого бывает достаточно, чтобы человек проявил чудеса героизма и совершил самые прекрасные деяния.

Фраза: «Я знаю, что ты честный человек» - не позволит другому сделать подлость. Мы очень зависимы от слова.

 

- Раньше школьные учебники по литературе назвались «Родное слово». В самом названии заложена любовь к языку и литературе. Возможно ли привить человеку эту любовь?

- Любовь к родному слову приходит естественным путем. Например, когда мы читаем детям сказки, где добро побеждает зло. Я не видела ни одного ребенка, который не хотел бы слушать сказки.

Когда мы разговариваем с детьми, ласкаем их и говорим нежные слова, мы пробуждаем любовь к языку. Ребенок проникается любовью к родному слову, когда мама с папой разучивают с ним стихи, детские песенки. Чем больше в детстве вложено в человека, чем больше на прекрасном русском языке разговаривают с ним, тем сильнее у него будет развито чувство родного слова. Часто мы не осознаем любви к слову, но она живет в нас.

Чувство языка присуще каждому. Например, мы говорим друг другу: «Почему ты так сказал?» или «Ну, как ты говоришь? Что, другого слова нет?». Идет подбор нужных слов, а значит, происходит оценка того, как мы разговариваем друг с другом и что говорим. Часто можно услышать: «Мне не нравится, когда мне говорят так-то» - это пример трепетного отношения к слову.

Мы неравнодушны к слову. Языковой багаж у каждого разный. К сожалению, он бывает невелик. А если запасы небольшие, то человеку и управлять нечем, нечем жить.

 

- А как быть тому, у кого малый языковой багаж, кто не был приобщен к кладезю человеческого опыта – классической литературе?

- Нужно брать в руки книгу и вдумчиво читать. Это единственный способ. И не сходить с этого пути. Следует быть открытым ко всему: ходить на концерты хора имени Пятницкого, кубанского хора – слушать народные песни. Это прикосновение к вековой словесной традиции: что было дорого людям пятьсот или двести лет назад?

Знание не бывает сразу в готовом виде. Оно нарабатывается. Мудрость и опыт собираются по крупицам. Необходимо трудиться и искать знания: идти в библиотеку и читать. Находить свободное время и уединяться в тишине с книгой. Сначала будет очень трудно, а потом придет любовь к слову.

В процессе чтения вырабатывается такое понятие, как литературное пристрастие. Например, кто-то любит А.П.Чехова, другой предпочитает произведения Л.Н. Толстого, третий – В.М. Шукшина. Происходит это оттого, что писатель раскрывает перед нами нечто дорогое и близкое: он играет на струнах нашей души и вызывает в ней отклик, пробуждая разум и чувства.

 

- В последнее время выходит множество книг, появляются все новые авторы. Люди читают очень много, часто без разбора и ради того, чтобы быть в курсе последних новинок. Но что-то ускользает...

- Я считаю, что молодым людям не следует читать книги авторов, не записанных в список очень хороших писателей литературной критикой, до тех пор, пока не прочитана классическая литература. Классическая литература вырабатывает вкус и задает планку нравственности в человеке. Она говорит о том, что действительно важно, т.к. все классические произведения прошли временную оценку.

Есть авторы, о которых говорят: «Он стал классиком еще при жизни». Это значит, что проверка на «ценность» прошла еще при жизни. Проверка на соответствие высоким человеческим нормам и пониманию выдержана. Замечу, что и среди наших современников много замечательных писателей и поэтов.

Молодым людям необходимо заставить себя прочитать то, что еще не прочитано ими в классике. Читая классическое произведение, вы получаете образец прекрасного вкуса: задается та высота, с которой спускаться будет очень сложно.

На лекциях в РАХИ я привожу студентам следующий пример: в прошлом веке служащих банка приучали распознавать фальшивые купюры на ощупь. Для этого долгое время им давали пересчитывать настоящие деньги и, когда им попадались фальшивые, они сразу же «чувствовали» это. Я думаю, что именно так нужно поступать и с литературой: сначала должен быть привит вкус к красивым, проверенным временем и человеческой моралью произведениям.

Начинать литературное самообразование никогда не поздно. Перечитайте то, что изучали в школе. Часто произведение А.П. Чехова «Палата № 6», которое читают в старших классах, никто не понимает. И не виноваты школьники в том, что не могут понять прочитанного. Жизненного опыта не хватает. Если в 22-23 года перечитать эту повесть, то невозможно не увидеть и не оценить ее величие.

 

- Как Вы думаете, почему мы читаем?

- Мы пытаемся познать окружающий мир. Человечество, природа, все творение – бесконечно интересны. Они совершенно разные и удивительные. Но у человека нет возможности увидеть все, что только возможно. Кто-то никогда не был страстно влюблен, кто-то не ездил в Африку, не был рабом или миллионером. А вот понять, что это такое, почувствовать это состояние, сопережить чувство восторга или трагизма ситуации – все это становится возможным благодаря книге.

Слово умеет создавать в нашем сознании тот мир, в котором мы еще не бывали. Именно печатное слово способно переносить нас в те ситуации, которые нам не знакомы по опыту.

Книга – это наше богатство. Это кладезь знания, опыта, чувств. Читайте! Познавайте этот удивительный мир. Только пейте воду из чистых источников.

www.racu.ru