Deprecated: Function split() is deprecated in /home/mirtru/gazeta/content/index.php on line 221
ХВАЛА БОГУ ЗА КРИЗИС / Интернет-газета «Мирт»
Главная / Статьи / Церковь / ХВАЛА БОГУ ЗА КРИЗИС
ХВАЛА БОГУ ЗА КРИЗИС
ХВАЛА БОГУ ЗА КРИЗИС
24.09.2011
1198

Воздавать хвалу – наше естественное свойство. Каждый раз, когда что-то превосходит наши ожидания – мы тут же готовы рассказать кому-нибудь об этом. Мы воздаем хвалу вкусной еде, понравившемуся фильму, любимой музыке, хорошо сыгранному спортивному матчу. Юноши торопятся провозгласить друзьям достоинства привлекшей их внимание девушки, и, подозреваю, девушки в кругу подруг не упускают возможности воздать хвалу приглянувшемуся парню.

Причем, эстетические, вкусовые или личностные свойства восхваляемых объектов от нашей хвалы не меняются. Но без этого наше собственное восхищение, наш восторг, похоже, не будет полным.

Конечно, хвала не всегда искренна или бескорыстна. Например, я могу похвалить, скажем, борщ, исключительно из вежливости; или же, наоборот, тая надежду, что польщенная хозяйка в следующий раз приготовит его не хуже.

Но как порожденные моим восторгом акустические колебания атмосферы могут повлиять на физические характеристики дисперсии и дифракции светового потока, наблюдаемые при заходе солнца за горизонт? А ведь трудно удержаться и не воскликнуть – «Какая красота!». Сама красота заката от этого не увеличится. Но иначе не будет достаточным мое наслаждение его красотой!

Подобным образом без воздания хвалы не имеет полноты и наше благоговение перед Богом…

Впрочем, если что-либо оказывается ниже уровня наших ожиданий, нам тоже непросто смолчать. Нас распирает желание сделать все возможное, чтобы каждый знал, что именно нас разочаровало. Мы склонны жаловаться, возмущаться, ругаться, роптать, сетовать, даже понимая, что оттого, что мы не сдержим досады, вызвавший разочарование предмет вряд ли улучшится.

Единственное надежное средство от разочарования – не очаровываться. Лишь Бог в полноте Своего совершенства не может разочаровывать.

Но признайтесь честно – не случалось ли вам испытывать недовольство по отношению к Богу? Например, все делаем по Писанию, а результат – хуже некуда. Все идет не так, как хотелось бы. Помогаем нуждающемуся – пожинаем зависть. Поступаем по Писанию – подвергаемся осуждению. Теряем любимую работу; хороним дорогих нам людей; терпим предательство лучших друзей. За что Бог нам это посылает?

У одного молодого человека были все причины для недовольства Богом. В его стране царил всеобщий кризис – политический, экономический, финансовый. Тотальная коррумпированность и правовой беспредел внутри страны подпитывались международной борьбой за сферы влияния. Ситуация усугублялась равнодушием большинства людей ко всему этому и, главное, – к Богу.

Тем не менее, родители были достаточно состоятельными, чтобы дать ему хорошее образование. Сам же он был неординарным юношей. Лучший ученик в классе и молодежный лидер в общине, он умело изъяснялся как устно, так и письменно; владел несколькими иностранными языками; прекрасно для своего возраста разбирался в экономике, в политике, в праве. Главное – он любил Бога всем своим сердцем.

Все пророчили юноше прекрасное будущее. Никто не сомневался, что он поступит в самое престижное учебное заведение и получит государственную стипендию. Отцы столичных невест мечтали видеть его своим зятем. Ему светила прекрасная карьера: все, кто знал юношу, были уверены – его ждет кресло министра, он возродит былую славу страны, победит разруху и коррупцию, будет свидетельствовать о Боге сильным мира сего. Он заложит основания для духовного возрождения своего народа!

Но этим планам не суждено было сбыться. Молодой человек шел с друзьями по улице, когда на них напали вооруженные чужаки и, схватив, увезли в неизвестном направлении. Больше его не видели. Лишь со временем на родине стали появляться рукописи его мемуаров о жизни на чужбине. Книга эта вполне могла бы называться «Все не так, как хотелось бы». Но у нее нет названия, нам она известна лишь по имени автора – «Книга Даниила».

Даниилу была дана особая мудрость от Бога, и, казалось бы, в жизни он достиг многого, но – не так, как хотелось бы. Он стал дипломатом и придворным советником, но – не в той стране. Он свидетельствовал о Боге высшим властям, но – не в своем народе.

Он желал пробуждения среди забывших Господа, – а оказался среди тех, кто не знал Бога вовсе. Он хотел прожить насыщенную жизнь и умереть в кругу родных, но так и не смог вернуться домой. Как же Бог допустил такое? За что Он подверг юношу всем этим испытаниям?

Но при всем при этом, в книге Даниила нет ни единого намека на недовольство Богом. Пророк продолжает уповать на Господа и хранит верность Всевышнему, не взирая на то, что поводов для разочарования – предостаточно. Казалось бы, жизнь веры не сулит ничего, кроме проблем, но Даниил не удаляется от Бога, а все более приближается к Нему.

Интересно, если бы я писал книжку о том, что у меня в жизни все не так, как хотелось бы, чего бы в ней было больше – хвалы или сетований? Если бы все, что произошло с Даниилом, случилось с нами, как бы мы реагировали? Славили бы мы Бога, благодарили бы Его? Этот вопрос – наш тест: что для нас важнее: собственное благоденствие, или Царство Божье?

В Евангелии от Иоанна (9:1-3) рассказывается, как Иисус, «проходя, увидел человека, слепого от рождения. Ученики Его спросили у Него: Равви! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым? Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии».

Нам известен хэппи-энд, и мы просто не берем в рассмотрение те 40 лет, что человек прожил слепым, прежде чем ему повезло – он оказался на пути Иисуса.

А как же те, кто не оказались? Да мало ли подобных примеров? Вот – замечательная христианка, и тяжело заболевает, не покидает больничных палат. Или – прекрасная семья верующих, всегда готовых помочь другим, вдруг оказывается без средств к существованию и перебивается случайными доходами.

За что Бог посылает такое? Да мы и сами: постоянно пытаемся жить по заповедям, а у нас все – не так, как хотелось бы. За что?

На этот вопрос нет правильного ответа, потому что сам вопрос задан неправильно. Спрашивать надо не «за что?», а «для чего?»

Иисус дает ответ: чтобы на нас явились дела Божьи. Потому что Бог хочет явить Свои дела через нас.

Даниил в Вавилоне – не потому, что Бог его оставил, а потому, что Бог его туда направил. Бог направляет Своих детей туда, где Сам хочет присутствовать через них. Если мы, Его народ, живем ради собственного благосостояния, нас ждут разочарования. Но если наша цель – творить волю Его, то мы понимаем: Он посылает нас туда, где Сам хочет через нас быть.

Даниил не привязан к своему представлению о беззаботной жизни. Для него главное – делать то, чего ждет от него Бог, и именно в том месте, куда Бог его поместил. Спросите у Даниила или его друзей: что заслужили они своей верностью Богу? Львиный ров? Печь, раскаленную огнем? Мы, читавшие книгу, знаем, что Бог сохранил его во рву, а друзей – в печи. Но они-то, идя туда и веря, что Он способен сделать это, не знали – сделает ли? Ведь Он – Бог, и решать – Ему!

«Отвечали Седрах, Мисах и Авденаго, и сказали царю Навуходоносору: нет нужды нам отвечать тебе на это. Бог наш, Которому мы служим, силен спасти нас от печи, раскаленной огнем, и от руки твоей, царь, избавит. Если же и не будет того, то да будет известно тебе, царь, что мы богам твоим служить не будем и золотому истукану, которого ты поставил, не поклонимся» (Дан. 3:16-18).

В конце концов, – закончились ли рвом или печью их злоключения? Вернулись ли они после этого домой как победители? Нет – так и прожили всю жизнь в плену. И Бог не уберег их от попадания ни в ров, ни в печь, ни в плен. Но Он был там с ними. Он присутствовал там через них, Своих посланников.

«Если же и не будет того…», или – «А иначе, зачем нам это надо?»: вот – грань, водораздел между поиском своей воли и воли Бога. Божьи дела в нас в наибольшей степени являются именно в Вавилоне, в львином рву, в раскаленной огнем печи.

Бессмысленно убеждать себя: «Если бы только не кризис, если бы поменьше проблем, если бы побольше денег, тогда бы я отдавал Богу больше времени, а пока мне нужно сохранить работу, рассчитаться с кредитом, найти жилье, забрать из банка депозит, оплатить коммунальные платежи, заплатить за школу…»

Разве Бог будет более достоин хвалы, когда у нас будет меньше проблем? Если Бог достоин хвалы в отсутствие проблем, и если Бог неизменен, то Он не в меньшей степени достохвален и посреди кризиса, когда проблем – хоть отбавляй. В конце концов, вся жизнь – проблема, и если у вас нет проблем, то либо вы умерли, либо – чего-то не замечаете.

Вавилонский кризис продлился 70 лет. Это – почти столько же, сколько просуществовал Советский Союз! Это – вдвое дольше крымско-татарской депортации! Это вшестеро дольше гитлеровского «тысячелетнего» рейха!

Когда персидский царь Кир издал указ о возвращении евреев, никого, кто был депортирован в сознательном возрасте, скорее всего, уже не было в живых. Получившие предписание о возвращении «домой», никогда не жили вне Вавилона.

Если бы депортированные изначально дожидались окончания кризиса, репатриировать было бы некого. И потому «так говорит Господь Саваоф, Бог Израилев, всем пленникам, которых Я переселил из Иерусалима в Вавилон: стройте домы и живите в них, и разводите сады и ешьте плоды их; берите жен и рождайте сыновей и дочерей; и сыновьям своим берите жен и дочерей своих отдавайте в замужество, чтобы они рождали сыновей и дочерей, и размножайтесь там, а не умаляйтесь; и заботьтесь о благосостоянии города, в который Я переселил вас, и молитесь за него Господу; ибо при благосостоянии его и вам будет мир» (Иер. 29:4-7).

Не ждите окончания кризиса. Не обольщайтесь и не позволяйте вводить себя в заблуждение. «Ибо только Я знаю намерения, какие имею о вас» (Иер. 29:11). Евреям надлежало строить дома, трудиться, растить детей, распространяться и быть народом Божьим там, куда Он их послал.

Возлюбленные, не ждите окончания кризиса! Не откладывайте жизнь на потом! Живите прямо сейчас! Только Бог знает намерения, какие имеет о нас. Он хочет, чтобы мы жили во славу Его везде, куда Он нас направляет. Мы – Его посланники, Его миссия, Его Тело здесь, на земле.

Смотрю я на себя и думаю, что Богу, похоже, не повезло, если Ему кроме нас, таких вот, какие мы есть, и послать-то некого… Похоже, у Него не все так, как хочется. Ему нужен бы кто-нибудь другой. Пожалуй, Моисей был не так далек от сути проблемы, считая, что Бог ошибается, посылая его (Исх. 3:11).

Мы привыкли считать, что у Бога нет проблем, и что Его бытие беззаботно. А у Бога есть одна, но очень серьезная проблема, и проблема эта – мы, люди. А если мы сами – проблема, то и семьи наши – проблема, и экономика, и политика, и страна. Все, с чем мы имеем дело – проблема. Весь мир – проблема. Проблема – «праздник, который всегда с тобой».

Мы можем продолжать валить все на кризис, на американцев, на коммунистов, на демократов, на масонов, на евреев. Но нужно понимать: кризис – это не болезнь, кризис – это симптом. Настоящая же болезнь – грех. И весь мир тяжело болен. И существует лишь одно лекарство от этой болезни – Христос.

Христос – Божий ответ мировому кризису. Крест – Его антикризисная программа. Библия – Его пакет антикризисных документов. И если мы отворачиваемся от Христа, мы – часть мирового кризиса. Когда же мы принимаем Христа, мы становимся Его антикризисной командой. В Божьем плане урегулирования мирового кризиса уготовано место для нас.

Честно признаться, мне не очень хочется, чтобы чей-то план зависел от меня. Мне хочется, чтобы все было так, как мне хочется.

У каждого из нас есть своя модель счастья, и чаще всего с Божьей моделью она не совпадает. Наивно предполагать, что если у нас все так, как нам хочется, то, значит, Бог с нами. Писание говорит, что это не так.

Если все идет, как мне хочется, значит, скорее всего, идет неправильно, «ибо плоть желает противного духу, а дух - противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы» (Гал. 5:17). Моя природа противится природе Божьей. Так что проблема не в том, что в жизни не все так, как хотелось бы. Проблема в том, что хочется, чтобы все было именно так, как нам хочется.

Ведь и в жизни Иисуса не все было так, как Ему хотелось бы. «Если возможно, да минует Меня чаша сия», – взывал Он к Отцу. Но при этом добавлял: «впрочем, не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26:39).

Возлюбленные, мы – антикризисная команда триединого Бога. Будучи Телом Христовым, мы существуем в этом мире для того, чтобы, подобно Сыну, творить волю Отца силой Святого Духа. Не кризис послан нам от Бога – мы от Бога посланы кризису. Так что не удивляйтесь, если в жизни не все так, как хочется.

«Огненного искушения, для испытания вам посылаемого, не чуждайтесь, как приключения для вас странного, но как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь, да и в явление славы Его возрадуетесь и восторжествуете» (1 Пет. 4:12-13).

Хвала Господу!

Сергей ГОЛОВИН,
Симферополь
www.bez-sten.com