Deprecated: Function split() is deprecated in /home/mirtru/gazeta/content/index.php on line 221
О ДУШЕПОПЕЧЕНИИ В РОССИЙСКИХ ЕВАНГЕЛЬСКИХ ЦЕРКВЯХ / Интернет-газета «Мирт»
Главная / Статьи / Церковь / О ДУШЕПОПЕЧЕНИИ В РОССИЙСКИХ ЕВАНГЕЛЬСКИХ ЦЕРКВЯХ
О ДУШЕПОПЕЧЕНИИ В РОССИЙСКИХ ЕВАНГЕЛЬСКИХ ЦЕРКВЯХ
О ДУШЕПОПЕЧЕНИИ В РОССИЙСКИХ ЕВАНГЕЛЬСКИХ ЦЕРКВЯХ
24.09.2011
1245

В постсоветский период динамика развития евангельских церквей России носила, прежде всего, экстенсивный характер, то есть росла более вширь, нежели вглубь. Открывались новые церкви, образовывались новые деноминации, ассоциации, союзы. Вследствие этого, пасторское служение было ориентировано более всего на проповедь и работу с новообращенными, которые, естественно, хотели узнать побольше и о Библии, и об особенностях вероучения евангельской церкви.

Таким образом, как правило, на душепопечение (особенно с теми, кто уже имел хоть какой-то опыт христианской жизни) у пастора зачастую просто не оставалось ни времени, ни сил. В результате именно эта сфера сейчас, возможно, является наиболее слабым звеном пасторского служения.

Осознав нужду в душепопечителях, многие церкви и деноминации попытались «экстренно» подготовить таких работников. Для этой цели проводились и проводятся семинары, различные краткосрочные курсы, издается довольно много специальной литературы. Эта работа позволила хоть как-то помочь восполнить отмеченный пробел. В то же время возникли и определенные сложности. О некоторых из них хотелось бы сказать особо.

 

Кадры решают все?

В связи с резким ростом количества церквей за последние полтора десятка лет обозначилась явная нехватка подготовленных служителей. В ряде случаев на пасторское служение избирались (или назначались, в зависимости от формы церковного управления) те, кто просто менее активно, чем другие отказывался взять на себя это бремя. При таком дефиците служителей качества и способности кандидата (в том числе на душепопечительскую работу) уходили на второй или даже третий план.

Служитель, осознавая, что он не имеет ни достаточных способностей, ни достаточных знаний для индивидуальной работы с прихожанами, сосредотачивался более на организационно-административной части служения. На индивидуальные встречи, беседы, консультации с людьми при этом уже не оставалось времени. Стали очень активно развиваться другие формы церковного служения, которые могли как-то компенсировать этот дефицит. Множились так называемые «малые группы», где верующие собирались не только для совместного изучения Библии и молитвы, но и для взаимной поддержки друг друга, взаимных консультаций в сложных житейских вопросах.

Подобное, несомненно, можно только приветствовать, но все-таки такая форма душепопечительской работы в церкви должна быть в дополнение к пасторскому душепопечению, а не вместо него.

 

«Душепопечение-лайт»

Очевидный недостаток опытных душепопечителей ставил перед евангельскими церквями задачу, которую необходимо было решать. И решать по возможности быстро. Как нельзя лучше эту проблему в определенной мере помогали преодолеть различные краткосрочные курсы по душепопечительству и книги по соответствующей тематике.

В связи с тем, что времени на серьезное изучение вопросов, связанных с душепопечением, не было, предпочтение отдавалось книгам и курсам, где предлагался максимально упрощенный и стандартизированный подход к решению проблем личности.

Книги давали общие практические рекомендации, как и что следует советовать человеку, попавшему в ту или иную сложную ситуацию. Проводились и различные семинары по душепопечению, где в несколько занятий надо было вместить так много, что все, как правило, заканчивалось общими стандартными советами.

Такой алгоритмизированный подход к решению сложных вопросов в какой-то мере позволял хоть как-то восполнить нехватку душепопечителей в церквях. Однако это часто приводило к тому, что душепопечитель, или консультант, не столько пытался лучше понять человека, обратившегося к нему, увидеть его индивидуальность, сколько определить, образно говоря, в какую из пяти групп, о которых он прочитал в книге, следует отнести «клиента» и какую из трех форм беседы, предложенных на семинаре, следует избрать.

 

Культурные различия

Другой оборотной стороной некоторых курсов и книг стало то, что многие (если не все из них) были переводные. Тут дело, впрочем, не столько в языке, сколько в иной культурной среде. Не всегда предлагаемые в книгах примеры или, скажем, способы решения конфликтов, которые были совершенно органичными для одной страны, могли быть адекватно восприняты в иной культурной среде. Причем это касалось и базовых принципов душепопечительской работы.

«Кальковый» подход в подобных вопросах всегда ощущается. Думаю, что многие не согласятся с тем, что я сейчас скажу, но, тем не менее, приведу один пример.

Отношение к вопросам, связанным с полом, в разных культурах разное. Так в североамериканской культуре традиционно настороженно относятся ко всему, что так или иначе может связываться с отношениями между полами. То, что совершенно спокойно воспринимается где-нибудь в Германии или Финляндии, выглядит неуместным для американской культуры (например, семейное посещение сауны).

Непременные стеклянные двери кабинетов при встречах мужчины и женщины, отказ мужчины-пастора побеседовать наедине с женщиной, пришедшей к нему за консультацией, - вполне понятны в американской культурной среде, причем не только в христианской. Конечно, при желании можно легко найти какие-нибудь обоснования подобной практики. Тем не менее, такой подход выглядит не очень органичным в рамках российских (и не только) культурных традиций.

В результате сегодня многие служители из числа тех, кто азы душепопечения изучал на подобных семинарах, когда к ним за советом обращается, например, женщина или семейная пара, настаивают, что не могут беседовать наедине, подразумевая, что непременно должна присутствовать еще и супруга служителя. По понятным причинам подобная практика многим прихожанкам и семейным парам не кажется приемлемой и перспектива того, что наболевшие вопросы надо будет обсуждать не только с пастором, но и с его женой, отпугивают их.

В заключение замечу, что, на мой взгляд, наивно полагать, что душепопечителем может стать каждый, прослушав краткий курс по консультированию или прочитав несколько пусть и очень хороших книжек по популярной психологии, написанной христианами. Способность к душепопечению - это дар, который дается не каждому. С другой стороны, как любой другой дар, он нуждается в развитии. Для этого необходимо изучать и психологию, и богословие, и педагогику, и культурологию и, конечно, опыт, наработанный годами в этой сфере. И не только протестантский.

www.kBogu.ru