Deprecated: Function split() is deprecated in /home/mirtru/gazeta/content/index.php on line 221
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ИЛИ НОВАЯ СТРАНИЦА? / Интернет-газета «Мирт»
Главная / Статьи / Церковь / ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ИЛИ НОВАЯ СТРАНИЦА?
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ИЛИ НОВАЯ СТРАНИЦА?
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ИЛИ НОВАЯ СТРАНИЦА?
12.10.2012
3823

17-25 октября в Кейптауне проходил Третий всемирный конгресс участников Лозаннского движения за всемирную евангелизацию. Первая встреча состоялась в 1974 году и вселила большой энтузиазм в сердца участников. Второй конгресс проходил в Маниле в 1989 году на фоне начавшегося распада социалистической системы, его планы на будущее также были оптимистичными. Казалось, что история закончилась – победила не только демократия, но и христианство как ее союзник. Тогда мало думали об антихристианском потенциале секуляризированной демократической культуры и реальной опасности панисламизма.

Третья встреча уже задолго до ее начала была названа исторической, поскольку подводила определенный итог широкой и активной миссионерской деятельности второй половины XX века и приоткрывала новую, сложную для понимания страницу миссии.

В Кейптауне заговорили о христианстве как меньшинстве, о вызовах нового атеизма и секуляризма, о наступлении агрессивного ислама, о глубочайшем кризисе западного христианства. Героями конгресса стали представители Азии, Африки, Латинской Америки.

Программа отразила глубинные смещения в структуре, географии, культуре, богословии мирового христианства. Его центр сместился с Севера на Юг (от богатых к бедным) и с Запада на Восток (от уравнивающего вестернизированного глобализма к глобализму многообразия - этнокультурной сложности, контекста и аутентичности, конфликтной разности, плодотворных неосинтезов).

Примечательно, что в программе нашлось место лишь для одного участника из Евразии – миссионерки Ширинай Досовой. Была представлена личность, но не был представлен суммарный опыт, концепции миссионерской работы в бывшем СССР. Евразия становится белым пятном на миссионерской карте мира. Причиной этого могут быть неутешительные результаты и отсутствие ярких лидеров, интересных для аудитории мирового масштаба.

Внимание евангельского сообщества сегодня приковано к Китаю, где церковь жестоко преследуется, но при этом удивительно успешна в своей проповеди. Сотни делегатов из Китая не смогли приехать на конгресс, так как их лишили паспортов.

Конгресс собрал более четырех тысяч делегатов, из которых 1600 участников представляли образовательную и научную среду. Такой интеллектуальный потенциал был собран впервые для активных дискуссий о будущем евангельского движения и его миссии в мире.

Новым трендом в миссии, по словам многих спикеров конгресса, становится христианство как образ жизни – не в отрыве от жизни мирской, но в ее гуще. Быть миссионером не значит ехать куда-то, но быть там, где христианин уже живет и работает. Такая интеграция христианства в естественный порядок жизни открывает новые перспективы миссии, но еще нуждается в богословском осмыслении, детальной интеллектуальной проработке, так как пока с трудом вмещается в привычную матрицу мышления большинства евангельских христиан, особенно из бывшего СССР.

Вот лишь некоторые уроки Кейптауна, которые могут быть полезными для церквей Евразии.

1. Христианство многообразно

Это пугает нас, привыкших к усредненному, черно-белому образу жизни и служения. Но это большое богатство и наша сила. Бог раздал Свои дары так, что ни одна церковь не владеет всем. А потому нуждается в помощи других и радуется их успехам, но не ходит со своим уставом в чужой монастырь, не строит всех по своим внутренним стандартам.

2. Христианство живо и привлекательно творчеством

Мы были свидетелями творческого подхода к организации программы. Но за этим стоит творческий подход и к благовестию, и к церковной жизни. Некоторые участники прятали глаза, наблюдая за танцами африканцев. Жаль, что у нас омертвела способность к радости, к эмоциональности, к искренности, в конце концов - к принятию тех видов христианской культуры, которые отличаются от нашей.

Говорят, что африканцам простительно танцевать, а нам нельзя. Но у русских, украинцев, белорусов была своя, ныне утраченная музыкальная и танцевальная культура, просто мы ее напрочь забыли. Я сам не умею танцевать и никогда не танцевал, но теперь даже жалею, что не смог поддержать наших братьев в их радостном прославлении Бога всеми своими чувствами.

3. Мессианские комплексы

Пока наши евангельские церкви продолжали борьбу за свои советские традиции, обсуждали служение женщин и длину юбок, ругали молодежь и современные переводы Библии, Евразия как-то незаметно быстро стала диким полем на фоне явных благословений в Африке, Азии, Латинской Америке. Что-то с нами не так. Раньше даже евангельские христиане говорили, что Россия чуть ли не хранительница мировой духовности, последний оплот живой веры. Теперь в это верят только православные, и то фанатично и без результатов.

Мы разочарованы в себе, но по-прежнему смотрим исподлобья на других. В Кейптауне была прекрасная возможность искренне порадоваться за наших братьев, благовествующих по всему миру, а также был дан шанс вместе с этим преодолеть мессианские комплексы (только мы! впереди планеты всей! нас мало, но мы верны!), жить одной христианской мировой семьей, служить Богу вместе.

4. Есть своим проблемы и внутри Лозаннского движения

Одна из них - тот же конфликт поколений. Молодое поколение служителей было слабо представлено в программе. Emerging generation вышло за рамки и куда-то ушло дальше или в сторону. Лозаннское движение стареет вместе с участниками.

С нами уже нет престарелых Билли Грэма и Джона Стотта. Основатели уходят. Их ученики остаются без учеников, без продолжателей. Возможно, я преувеличиваю, но поколение 20-30 летних живет своей Лозанной, у них своя agenda. Хотелось бы знать, какая? Ведь это вопрос ни много, ни мало, о будущем движения за всемирную евангелизацию.