Deprecated: Function split() is deprecated in /home/mirtru/gazeta/content/index.php on line 221
ЗАСТОЛЬНЫЙ ЭТИКЕТ / Интернет-газета «Мирт»
Главная / Статьи / Церковь / ЗАСТОЛЬНЫЙ ЭТИКЕТ

«Если за столом сидят двое, четверо или даже шесть человек, и за считанные минуты блюдо не остынет, а суфле не успеет осесть, принято начинать есть, когда кушанье подано всем. В этом случае хозяйка, показывая другим пример, первой берется за вилку и нож». Эмили Гост. «Этикет» 

Правило этикета, ставшее здесь эпиграфом, удивительно напоминает одно из наставлений апостола Павла. Он писал: «Посему, братия мои, собираясь на вечерю, друг друга ждите» (1 Кор. 11:33). 

Нужно отметить, что первые христиане встречались на особые вечерние богослужения. Форма этих богослужений показалась бы нам весьма необычной. Выглядело это как большое застолье, совместный ужин. Застольные беседы, застольные песни (разумеется, псалмы), наставления и молитвы и, конечно, сама трапеза, элементом которой была евхаристия. Вообще, на востоке еда – это больше, чем еда. Преломить вместе хлеб, пить из одной чаши – значит обрести единство, новый уровень близости. 

Христиане называли свои застольные богослужения агапами - «вечерями любви» (Иуд. 1:12). На столах стояли хлеб и вино, разнообразная снедь. Это мало напоминало современную евхаристию. Там хлеб и вино были символом плоти и крови Христовой. Сегодня дары евхаристии - напоминание о хлебе и вине, в напоминание о плоти и крови. Символ трапезы вместо трапезы. 

Образы, которые таит в себе вечеря, чрезвычайно глубоки. Это не только воспоминание о жертве Христа и причастие этой жертвы. Можно усмотреть в агапах также профетическую связь с брачным пиром Агнца (см., например, Отк. 9:19; Мф. 22:2). 

В еврейской традиции было очень значимо представление о мессианском пире, который Бог устроит для спасенных в конце времен. Существовало поверье, что на этом пире в меню будет даже левиафан, знаменитое морское чудовище, которое упоминается в книге Иова. 

Агапа, пожалуй, один из самых ярких образов церкви, сообщества избранных, сотрапезников Бога. 

Верующие преломляют хлеб, возвещая смерь Господню (1 Кор. 11:26); 

Верующие трапезничают, уже сейчас являя Царство Божье, которое посреди них;

Верующие вкушают пищу, пророчески возвещая брачный пир Мессии и ожидая Его пришествия. 

И вот этикет поведения за столом: «Посему, братия мои, собираясь на вечерю, друг друга ждите». 

Вообще необходимость ждать не из самых приятных. Очевидно, раз нужно было ждать, значит, не все приходили одновременно. Интересно, были ли те, кто опаздывал? 

Представьте себе условия I века от Р.Х. Точных приборов для измерения времени не существовало. Ни часовой башни в центре города, ни уж тем более наручных часов. Время определялось «на глаз». В таких условиях ждать - по современным меркам - можно очень долго. 

Барашек стынет и становится теплым. Прохладное вино согревается и тоже становится теплым. А кого-нибудь все нет и нет. 

Вообще, если задуматься, ожидание друг друга – это один из основных принципов Церкви. Даже больше, - это существенная часть Божьего домостроительства. 

Апостол Павел пишет: «Ибо не хочу оставить вас, братия, в неведении о тайне сей, - чтобы вы не мечтали о себе, - что ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдет полное число язычников» (Рим. 11:25). 

Когда начнется Мессианский пир? Когда войдет полное число язычников… 

Другой новозаветный отрывок еще более ярко свидетельствует о роли ожидания в Божьем плане спасения. В Послании к Евреям говориться о ветхозаветных праведниках: «И все сии, свидетельствованные в вере, не получили обещанного, потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства» (11:39,40). 

Им приходится ждать, пока мы не подоспеем к столу. 

Необходимость ожидания отсылает нас к идее ответственности друг за друга и взаимозависимости. В отношении церкви – это значит очень много. 

Так же как мы ожидаем друг друга на вечерю, мы должны терпеливо ждать духовного возрастания ближних. Не все двигаются одинаково быстро. Ожидание - это надежда на изменения, даже если пока на них нет и намека. 

В нашем индивидуалистическом обществе трудно смириться с необходимостью ждать. Почему я должен страдать из-за опаздывающих!? У нас совсем другая этика: «Семеро одного не ждут», «Кто успел, тот и съел» и т. п. 

Разумеется, ожиданию можно научиться только у Того, Кто ждет всех нас. Перед Его святостью мы все опаздываем, мы все не дружим со временем. Но если нас ждет Бог - значит и мы должны ждать ближних. 

Кроме того, если мы чего-то и достигли, есть надежда, что другие тоже достигнут в свое время. Павел пишет об этом ожидании: «Немощного в вере принимайте без споров о мнениях» (Рим. 14:1). Почему? Потому что один достиг понимания свободы во Христе, а другой - нет. Но мы принимаем немощного в надежде, в ожидании, что он перерастет «мнения», окрепнет в вере. 

Эта надежда слышна в словах Павла, адресованных к церкви в Филиппах: «Итак, кто из нас совершен, так должен мыслить; если же вы о чем иначе мыслите, то и это Бог вам откроет» (Флп. 3:15). 

Когда откроет? Как откроет? – Все это Его прерогатива. Нам же остается ждать, покуда есть время, и не прозвучал зов: «…вот, жених идет, выходите навстречу ему» (Мф. 25:6).