Главная / Статьи / Церковь / МОЛОДЕЖЬ УХОДИТ ИЗ ЦЕРКВЕЙ
МОЛОДЕЖЬ УХОДИТ ИЗ ЦЕРКВЕЙ
МОЛОДЕЖЬ УХОДИТ ИЗ ЦЕРКВЕЙ
24.12.2012
1151

Это явление – повсеместное, распространенное во всем мире, и никакая страна не избежала «старения» церквей. У этого явления есть общие особенности, есть и различия.

В России в последние годы молодежь мало остается в церквях и мало пополняет ряды даже таких стабильных и достаточно закрытых деноминаций, как баптисты и пятидесятники.

В советские годы, казалось, молодежь нашей страны не могли остановить ни трудности, ни лишения, следовавшие за воцерковлением в собрании живого Бога – Господа Иисуса Христа. Молодые парни и девушки неистово и отчаянно верили и жили по вере, многие из них отсидели за веру свои сроки в лагерях и часть из них донесли свою веру до конца, передали ее детям и внукам.

Но не все, уверовавшие в молодости в нашей стране, пронесли веру Христову до конца своей жизни. Было ли таковых много или мало? Никто статистику не вел. Но старые верующие, сохранившие свое чистое житие до наших дней, помнят на протяжении своей жизни случаи отречения от веры и Христа как со стороны старых, так и молодых христиан. А их предки тоже знали это явление не понаслышке.

Сегодня в России есть все благоприятные условия для веры в Господа Иисуса Христа, открытого исповедания ее. Но каждая эпоха и даже отрезок времени преподносит свои сюрпризы – новые формы испытаний наряду с отголосками старых. Да ведь и Сам Господь Иисус Христос предупреждал: «Будете гонимы, ненавидимы за имя Мое».

В явной или скрытой форме это есть и в нашей стране, несмотря на эпоху плюрализма мнений, толерантности, всеобщей демократизации и завоевания прав на общечеловеческие ценности, в числе которых и право на свободу веровать, открыто принадлежать к определенной религиозной конфессии и деноминации. Трудно жить, будучи отверженным так или иначе обществом, и особенно – если нет мотива и уверенности так жить.

Очень часто в истории многих стран мы можем исследовать и обнаружить, что зачастую так называемые благоприятные условия и являлись трясиной, поглощающей в себя верующих в Бога людей. Это явление - не ново, но обострение этой борьбы будет все более присуще эпохе конца человеческих царств и приближения Царства Божьего. Чтобы оставаться светом, становится невозможным светить в полмеры, держать светильник свой «под кроватью» - это как раз путь отхода от веры Христовой и попадания в «трясину» благоприятных условий.

Сегодня в России многие причины охлаждения к вере христиан являются той удочкой, которой вылавливают их из Реки Жизни и погружают в «болото обмирщения». Но в этом вопросе для разных возрастов есть своя специфика. Каковы же причины непопулярности христианства среди молодежи России?

Дух нашей эпохи - это свобода и желание получить все и сейчас. Свобода окрыляет и побуждает действовать наступательно и стремительно.

Так, христиане сегодня имеют возможности хорошо заработать и отдать своих детей в светские учебные заведения. А зачем? Чтобы они, закончив их, сразу или через время могли учиться в библейских учебных заведениях и получить степень магистра и/или доктора богословия, а не только бакалавра.

Но все ли молодые христиане, закончив светские учебные заведения, пожелают учиться богословию? Далеко не все, очень малый процент от их числа.

Ведь 5-6 лет, проведенные в среде свободы и вседозволенности, нарастающих возможностей в достижении целей и реализации своих желаний, посеют-таки в них свое тлетворное семя.

В дальнейшем, когда молодые христиане станут работать «в миру», то, скорее всего, это гнилое семя будет далее развиваться. Потом христианин женится, и заботы о семьи будут требовать от него приносить хороший доход, а для этого в нашей стране человеку нужно основательно проникнуться духом «с волками жить, по-волчьи выть».

Конечно, этот христианин еще может удерживать себя от прямых и явных грехов, но тайные грехи, такие, как ненависть, зависть, лукавство (изворотливость), соперничество по плоти, высокомерие перед «халдеями», начнут в сердце христианина свою невидимую подтачивающую работу.

Представим себе, что христианин все-таки сохранит на себе внешнее подобие и установки христианских правил жизни. Но то, что он охладеет к Богу, не будет духовно расти - это окажется непреложным фактом, который и выявился в последние 7-10 лет лаодикийским состоянием в российских церквях. А дети такого христианина точно не станут христианами, либо будут формальными прихожанами из страха перед родителями или перед неведомым для них Богом, о Котором они знают лишь понаслышке.

Ложная идея материально преуспевающего христианина, как некий итог любви к нему Бога, все более захватывает сердца христиан нашей страны и особенно молодежи, не сведущей в самой сути христианства. Молодые христиане и могут знать о терпении, о страданиях за веру, об испытаниях, но они к ним не готовы ввиду своего духовного младенчества. Поэтому под влиянием духа эпохи - свобода и быстро все и сразу – молодежь не приемлет сути христианской жизни - самоотречения, несения своего креста, следования за Христом.

По большому счету, молодежи и не с кого брать пример: ведь самоотверженных и посвященных Богу людей среди нас становится все меньше. Молодые прихожане церкви наивно полагают, что быть таким христианином – удел лишь священства (пасторов, проповедников, лидеров домашних групп, дьяконов, певцов и музыкантов).

В церкви России (и других стран) утеряно понятие о «царях Царства Божьего». Ведь, если все верующие – это послы и представители Царства Божьего, а не только священники церкви, то это одно. А если носители Царства Божьего - только священнодействующие в церкви, то это другое.

Именно эта вторая установка мешает осознанию прихожанами, не вовлеченными в процесс священнодействия в церкви, ощущать себя царями (послами) Бога и Его Царства на земле. Прихожане позиционируются как люди второго сорта, удел которых слушать, учиться, смиряться и вести себя подобающе христианам.

А как вы представляете себе проповедование Слова Божьего половиной прихожан? А как 80-90% прихожан ощущать себя значимой частью общества, если в церкви этого они не чувствуют?

И когда такого понимания нет, тогда прихожане, особенно молодые, тянутся в мир страстей и похотей, неугомонных желаний и прихотей. Ведь в церквях России очень мало разъясняется цена ученичества и следования за Христом. Все, обучающие христианской жизни, объяты более желанием покаять, а не научить всему тому, что оставил Христос и Его апостолы.

И хотя стареющие лидеры церквей отчаянно хотят вырастить Тимофеев, Акил с Прискилами, Филимонов, но являются ли они сами людьми в духе апостола Павла или Петра? Возможно, кто-то из них и является таким человеком. Но одновременно с этим, в церкви отчетливо проявляются люди в духе Авессалома или Диотрефа.

А это явление не разъясняется, замалчивается, и христиане в духе апостола Павла лишь тайно страдают и переносят нападки со стороны тех быстрых, стремительных людей, действующих в церкви в духе эпохи - сейчас и сразу все – церковных карьеристов.

Таким образом, церковь в лице своих пастырей, все более отходит от жизни по Священному Писанию и занимается лицемерием и религией, наподобие священников других религий, которых все ругают, но действуют уже, как и они.

Настало время или быть холодным – равнодушным, или горячим - пламенеющим к Богу и Его делам на земле через тебя. В этом весь cмысл жизни и особенно для молодых, которые не боятся трудностей. Но они должны быть им понятны, не как теория, а как повседневная практика старых христиан, не отклоняющихся от узкого пути заповедей Господа Иисуса Христа. Именно в таких собраниях и есть возможность истинного воцерковления молодежи, благодаря чему она не оставит собрания своего.