Deprecated: Function split() is deprecated in /home/mirtru/gazeta/content/index.php on line 221
ТОЧКА ВХОДА: УНИВЕРСИТЕТ / Интернет-газета «Мирт»
Главная / Статьи / Церковь / ТОЧКА ВХОДА: УНИВЕРСИТЕТ
ТОЧКА ВХОДА: УНИВЕРСИТЕТ
ТОЧКА ВХОДА: УНИВЕРСИТЕТ
09.06.2013
1330

Мир сегодня невозможно представить без университетов. Сегодня нет и более эффективного инструмента влияния на мир, чем система высшего образования. Университеты меняют мир. Сила, которая заложена в образовании и в самом студенческом сообществе, огромна.

Немецкий реформатор Мартин Лютер был профессором юриспруденции Виттенбергского университета. Благодаря деятельности уверовавшего во Христа выпускника Кембриджа, политика Уильяма Уилберфорса, и его университетских товарищей был принят закон об отмене рабства в британской империи. Поэтику и древнегреческий язык в харьковском коллегиуме преподавал богослов и философ Григорий Сковорода, оказавший огромной влияние на развитие русской религиозной философии.

Владимир Филимонович Марцинковский, известный христианский апологет, в начале прошлого столетия трудился секретарем Российского студенческого христианского движения, а затем сменил профессорское звание в Самарском университете на звание студенческого апостола. После революции Марцинковский умело использовал лекторий Петроградского университета для диспутов с Луначарским и обращений к студенчеству.

Влияние университетов на студентов и студенчества на общество далеко не всегда было созидательным. Российские студенты-бомбисты, нигилисты середины XIX века породили отвратительную идеологию террора и проложили ему дорогу в век ХХ. Студенческие бунты в Европе ХХ века, горящие Тунис, Париж и Лондон показали, что студенты могут влиять на мир разрушительно. Новая история высшего образования — это история новых, хорошо образованных варваров. Находящаяся вне глубоко укоренённой в Боге мировоззренческой магистрали современная система ценностей обрекает университеты плодить все новые страницы для WikiLeaks. Но ценности и идеи, которые направляют эту силу, можно изменить.

Ректор Донецкого христианского университета доктор наук, член попечительского совета движения «Содружество студентов-христиан Украины» Михаил Черенков считает, что «современные вузы, сформировавшиеся в условиях цивилизации нового времени, подобны фабрикам, производящим подготовленных для жизни, служения и работы в обществе людей». Но «производить профессионалов» и «формировать личности» — разные понятия. В связи с этим возникает вопрос: возможно ли полноценное образование без полновесных ценностей? Откуда эти ценности будут проникать в университеты? Кто их принесет и закрепит там?

Христианская идея, которая созидала первые европейские университеты, создавала будущее. «Я много размышлял над тем, какую область служения Иисусу Христу избрал бы апостол Павел, если бы жил в наше время?» — сказал профессор медицины на конференции британского Студенческого Христианского Союза в 1932 году. — «Я полагаю, что он, не мешкая, отправился бы прямо в наши университеты: Новый Завет говорит, что Павел всегда выбирал стратегически важные центры для своего служения».

По мысли ливанского политика и философа Чарльза Хабиба Малика, известного в прошлом деятеля ООН: «Университет — та точка опоры, с помощью которой можно перевернуть мир. Если церковь осознает, что величайшее из ее служений в новом завоевании университетов, некогда основанных на Христе, то она сослужит добрую службу себе и делу Евангелия. Это средство более действенно, чем все прочие. Измени университет — и ты изменишь мир».

Сегодня мы можем наблюдать явный перелом в отношении евангельских христиан к возможности получать высшее образование. На смену временам, когда верующие практически были отрезаны от учебы в вузах, пришло время свободы: учиться сегодня могут все, были бы средства и желание. Скептическое отношение лидеров евангельских общин к учёбе в университетах меняется. Сегодня молодежи даже советуют на уровне церкви идти учиться. Первого сентября, в день студента, в общинах произносятся молитвы об учащихся студентах.

Что же повлияло на позицию лидеров церквей и молодых христиан, что мотивирует христианскую молодежь идти в вузы? Основываясь на опыте работы студенческих христианских служений, на ряде опросов и интервью, проведенных нами среди верующих студентов, можно выделить два фундаментальных мотива.

Мотив первый. Христиане — молодые люди и их родители — хотят, чтобы молодежь реализовалась в профессиональном мире. Их желание основано на прагматичном понимании статусной роли высшего образования («диплома») в современном обществе.

Мотив второй. Лидеры церквей хотели бы увеличить влияние христиан во всех сферах общественной жизни. Прямое воздействие на общественную жизнь страны окажут, безусловно, христиане-выпускники вузов. Сегодняшние студенты, утверждают церковные стратеги, это завтрашние лидеры общества. Итак, очевидно нарастающее стремление евангельских христиан к активной социализации, карьере и, в какой-то степени, влиянию на общество. Ключом к этим явлениям и процессам им все чаще видится университет.

Бесспорно, все это выглядит значительно совершеннее маргинальной позиции по вопросу обучения в вузе верующих, в которую их поставило советское атеистическое государство. Хочется подчеркнуть, что процесс «освоения» высшего образования христианами уже идет и дает свои результаты: евангельские христиане возвращаются в те сферы общества, откуда они были вытеснены во времена СССР, повышается и в целом количество христиан с университетским образованием, что оказывает влияние и на церковную жизнь.

Однако хочется отметить, что сегодня мотивы для получения образования являются либо прагматическими (статусная роль обладателя диплома), либо стратегическими (прямая возможность для церкви влиять на студенчество и общество). Оба этих мотива выглядят достойными или, во всяком случае, связанными с реальностью. При этом не может не тревожить то обстоятельство, что среди названных мотивов нет доводов в пользу ценности разума, силы мышления, возможности прославить Бога непосредственно в умственном развитии, в образовании. Поэтому помимо прагматической и стратегической позиций христиан в отношении образования, видится нужда в позиции эпистомологической. За редкими исключениями, евангельские христиане по-прежнему опасаются «философствования» и «умствований», не видя ценности в том, чтобы использовать обучение в вузе именно для образования христианина, повышения качества его мышления, расширения кругозора и интеллектуального роста.

Этот процесс, в котором познание Бога связано с познанием созданного Им мира, признанный лидер евангельского мирового движения Джон Стотт называет «благословением разума». Невозможно отрицать, что размышление и познание традиционно присущи христианству. Разум христианина, согласно Стотту, нуждается в возрождении, развитии и использовании в прославлении Христа так же, как и любые другие стороны человеческой личности.

О роли разума в христианской проповеди верно высказывается известный немецкий теолог Вольфхарт Панненберг в книге «Основные вопросы богословия»: «Неубедительная проповедь не имеет силы, даже если проповедник полагается на силу Святого Духа… Логика и труд Святого Духа — не соперники. Полагаясь на силу Святого Духа, Павел, тем не менее, не забывал про силу разума и убеждения».

Что же такое «христианский разум», в чем сходство христианского мышления с любым другим мышлением и что выделяет именно этот способ мышления из всех остальных? Гарри Бламайер дает следующее определение христианскому разуму: это «разум обученный, способный дать адекватный ответ аргументам, выставляемым мирской философией, предлагая свои аргументы, основанные на исходных предпосылках христианской веры».

Вы считаете «мирскую мудрость» опасной для христианской жизни? Что же, дайте Богу развивать ваше собственное мышление, учитесь мыслить как христиане.

Убеждая христиан развивать собственный разум, Джон Стотт утверждает: «Я все больше склоняюсь к мысли о том, что в наши дни Бог призывает все больше людей к выполнению учительского служения; Он призывает тех, кто обладает острым умом, твердо стоит на библейском учении, кто способен к преподавательской деятельности. По Его велению эти люди отправятся в мировые столицы и университетские городки, где, подобно Павлу в ефесском училище Тиранна, будут служить, преподавая вдумчивое, систематическое учение, разъясняя древнее Писание и связывая их в современным миром».

Да, диплом и карьера важны. Да, важно и то влияние, которое будет оказывать выпускник-христианин на своем рабочем месте. Но также важны те возможности для развития мышления, систематизации научных знаний, навыков работы с источниками и в целом умение критически подходить к любой информации, которые может дать образование человеку.

В этом процессе, процессе формирования личности людей, способных менять мир, всем нам есть место. Есть место, и это главное место, преподавателям, которые способны дать студентам настоящее образование. Есть место христианским студенческим движениям, как внутрицерковным, так и межконфессиональным, которые способны предлагать студентам Евангелие, христианские ценности, здоровый образ жизни. Есть место, конечно же, самим студентам-христианам, на которых лежит и огромная ответственность, и привилегия: изменяя себя, менять мир.

 

"Традиция подготовки служителей в братстве евангельских христиан-баптистов. История и перспективы":
Сборник статей. - М.: РС ЕХБ, 2013.

Международная научно-практическая конференция 16-18 апреля 2013 года, Москва