Главная / Статьи / Церковь / Церковь обманута
Церковь обманута
Церковь обманута

Церковь, которая была призвана Богом противостоять злу нацистского режима, предпочла принять его.

18.11.2014
2281

В окружении знамен со свастиками, расставленных вокруг алтаря Магдебургского собора, его настоятель доктор Мартин заявил в 1933 году:

«Каждый, кто оскорбляет этот символ, оскорбляет нашу Германию... Знамена со свастикой вокруг алтаря излучают надежду — надежду на то, что, наконец, приблизился рассвет этого дня».

С церковных кафедр Германии изливалось почтение перед Гитлером. Пастор Зигфрид Леффлер провозгласил:

«Во мраке истории церкви Гитлер стал для нашего времени окном, через которое падает свет на историю христианства. Через него мы смогли увидеть Спасителя в истории немцев».

30 августа 1933 года пастор Юлиус Лотерсер фонтанировал перлами: «Христос пришел к нам через Гитлера... Благодаря его честности, его вере и его идеализму, Искупитель нашел нас... Сегодня мы знаем, что пришел Спаситель... Перед нами стоит только одна задача — быть немцами, а не христианами».

Очевидно, что даже в самом начале этой борьбы свастика для пасторов была дороже Креста.

Случилось так, что страна, давшая нам Лютера и Баха, теперь дала миру Гитлера и Вагнера. Церковь, которая была призвана Богом противостоять злу нацистского режима, предпочла принять его. Церкви были украшены свастиками, в центр которых иногда был искусно вплетен крест Христов. Ломаный крест политического спасителя был объединен с крестом духовного Спасителя, чтобы вывести Германию из пропасти, в которой она находилась, к славным высотам чувства собственного достоинства и единства германоязычных областей Европы. Отечество воскресло, немцы опять могли улыбаться.

Сегодня картины этого «святого единства» поражают нас, однако во времена Гитлера быть хорошим христианином подразумевало быть хорошим немецким националистом. Бог и отечество стали фактически одним и тем же.

Когда священнослужители проснулись от своего духовного и политического сна, то слишком поздно обнаружили обман. Только немногие сразу поняли, что Гитлер заслуживает отвержения, а не почитания, но их голоса утонули в ликующих победных возгласах.

Мы, обладающие преимуществом исторической перспективы, скоры на суд, но если бы мы жили в те времена, то также могли обмануться национализмом. Если бы мы устали постоянно видеть картины лежащей в руинах экономики и родины, терзаемой политическими раздорами, то также могли бы согласиться поверить всякому, у кого был бы план выхода из культурного болота. Как мы уже знаем, политически парализованная Веймарская республика была не в состоянии сделать то, что требовалось. Гитлер имел план, и этого было достаточно.

Германия, как мы видели, была едина в своем гневе по отношению к врагам — как реальным, так и воображаемым. Унизительный Версальский договор, коммунисты и либеральная элита, верившая в демократию, — все они рассматривались как угроза восстановлению Германии. Даже для тех, кто называл себя христианами, сильная Германия значила намного больше, чем сильное свидетельство Евангелия, если только Евангелие (как это часто случалось) не понималось по-новому, как призыв к верности немецкому делу.

Церкви были настолько одурманены успехами Гитлера, что не остановились и не задались вопросом: во имя кого им были даны все эти преимущества? Они говорили о политическом восстановлении как о пробуждении, о времени обновления и духовного укрепления. Церкви обретали силу в результате укрепления экономики и головокружительного оптимизма нации по поводу светлого будущего для Германии. Многие из более благоразумных членов церкви не обманулись, однако большинство не задавало вопросов. Отныне все, что было благом для Германии, было благом и для церкви.

Примерно треть населения Германии составляли католики и две трети — протестанты. К чести католической церкви, она противостояла Гитлеру с большей сплоченностью, чем протестанты.

Гитлер знал, что католическая церковь имеет организационную сеть во многих странах, поэтому предпочитал поддерживать хорошие отношения с Ватиканом настолько, насколько это было возможно. Фактически с Ватиканом было подписано соглашение, гарантирующее свободу вероисповедания в обмен на политическую поддержку.

К сожалению, когда Гитлер начал нарушать свои обещания, лидеры церкви были поставлены в тупик. Они уже заявили о своей верности ему, и теперь их вынуждали быть неверными. В итоге их постигла, по существу, та же участь, что и протестантов.

Многие священнослужители были обмануты. Один католический приходской священник по имени отец Фалкан сказал: «Я должен признать, что рад был видеть, как нацисты приходят к власти, так как в то время думал, что Гитлер как католик был богобоязненным человеком, который сможет сразиться с коммунизмом ради Церкви».

Гитлер с презрением отзывался как о протестантах, так и о католиках, будучи уверенным, что все христиане предадут своего Бога, когда будут вынуждены сделать выбор между свастикой и Крестом:

«Вы действительно верите в то, что массы останутся христианами? Вздор! Никогда! Сказка окончена. Больше никто ее не будет слушать. Однако мы можем ускорить процесс. Священники выроют могилы сами себе. Они предадут своего Бога ради нас. Да они все предадут ради своей жалкой работы и зарплаты».

«Они предадут своего Бога ради нас». К сожалению, многие пасторы именно так и поступили. Слабость церкви в определенных вопросах привела к тому, что сопротивляться подобному искушению было трудно. В темную ночь гонений они предали своего Бога.

В итоге как католики, так и протестанты, осознали свое бессилие в том, чтобы остановить нацистский «каток». Тем не менее, хотя сопротивление церкви и было слабым, — оно было единственным организованным сопротивлением Гитлеру. Ему не бросили вызов ни университеты, ни школы, и только часть церкви имела мужество сделать это.

Эрвин Люцер, из книги «Крест Гитлера»

Скачать книгу бесплатно nard.com.ua/books/Book_Hitlers_Cross.ht

 

 

О чем эта книга и почему она актуальна сегодня

 

История не раз показывала, насколько опасным является увлечение церкви происходящими в обществе социально-политическими процессами, что неизбежно приводит к смещению ее главного фокуса - сосредоточения на Кресте Христовом, с которым связаны все ее чаяния, надежды и устремления. Одним из ярких примеров подобных явлений и их трагических последствий является история церкви Третьего Рейха, которой посвящена книга Эрвина Люцера "Крест Гитлера".

Автор рассказывает о том, как Гитлеру удалось прийти к власти в стране, где 95% населения считали себя убежденными христианами, как церковь шаг за шагом благословляла множащиеся беззакония и, в конце концов, пришла к тому, что полностью присягнула на верность фюреру, буквально заменив крест Христов нацистской свастикой на алтарях внутри храмов и на шпилях снаружи.

Книга содержит немало параллелей с днем сегодняшним и предлагает читателю усвоить многие уроки, которые верующие изрядно подзабыли за прошедшие десятилетия. Нам кажется, что эта книга может быть хорошим подспорьем в решении многих духовных проблем, которые породили последние события в нашей стране.

Проблематика книги становится сегодня мегаактуальной в  вязи с усилившимися тенденциями поляризации внутри общин верующих в Украине и России по политическим убеждениям и симпатиям прихожан; а также политизации самой Церкви как отклик на события последних месяцев и возникающим от этого напряжению и разногласиям. 

В книге «Крест Гитлера» автор исследует те уроки, которые можно извлечь из истории церкви Третьего Рейха:

• цена подмены высшей миссии церкви интересами государства;
• опасность для христиан перестать быть «солью» и «светом» в обществе;
• роль Бога в трагедиях отдельных людей и наций;
• очевидные параллели между эпохой Гитлера и грядущим приходом антихриста.

Для читателей из стран бывшего СССР эта книга интересна и ценна еще и тем, что при очевидных различиях в истории тоталитаризма нацистской Германии и Советского Союза есть много похожего. Изучая уроки церкви Третьего Рейха, можно гораздо лучше понять то, что происходило с верующими в СССР, а также то, что происходит сегодня с церквями в Украине и России.

Хотя книгу отличает тщательный анализ фактов и высокая историческая достоверность, ее автор – не ученый-историк, а пастор крупной церкви в Чикаго. Данная тема заинтересовала его именно тем, что наглядно позволяет проследить на относительно небольшом промежутке времени, что случилось, когда Церковь отошла от чистоты евангельской истины, обратив свой взор на другой крест и другого спасителя.

«История нацистской Германии — это рассказ о реальном конфликте между двумя спасителями и двумя крестами… Крест напоминает нам о том, что сражение ведется не столько между церковью и государством, сколько внутри наших собственных сердец» (Эрвин Люцер).

Эрвин Люцер с 1980 года нес служение старшего пастора церкви Муди в Чикаго, постоянный участник программ национальной Библейской вещательной сети в США и Трансмирового радио. Родился и вырос на юге Канады. Автор более двадцати книг, издающихся многотысячными тиражами во всем мире. Известен русскоязычному читателю по книге «За порогом смерти » и другим публикациям.