Главная / Статьи / Церковь / Препоясать разум Истиной
Препоясать разум Истиной
Препоясать разум Истиной
17.06.2015
1237

Что кардинальным образом отличает человека от низших творений?

По замыслу Бога-Творца, человек – существо мыслящее, способное анализировать свои поступки, свое отношение к Богу, ближним, заниматься творчеством в той или иной сфере. «Мозг человека настолько уникален и совершенен, что он никак не может быть продуктом эволюции», - пришла к выводу Наталья Бехтерева, знаменитый профессор Института мозга. Имея такой совершеннейший инструмент, человек призван к интеллектуальной жизни, к тому, чтобы обогащать свой ум полезными знаниями, расширять кругозор, осмысливать историю, задумываться о текущих событиях.

За любой дар человек несет ответственность перед Тем, Кто его дал. Способность к размышлению может быть утрачена как по вине самого человека, так и по воле неких разрушительных сил.

Громкая ритмичная музыка, действуя, подчас, как наркотик, убивает интеллект. Назойливая, бьющая в глаза и уши реклама, оказывает гипнотизирующее влияние на человека. Бульварная литература, криминальное чтиво, так называемые «мыльные оперы» или телесериалы для обывателей, погружают разум в сладкий сон. Какая-либо узконаправленная, партийная идеология, навязываемая разными методами, лишает человека способности к вдумчивому анализу.

Очень влиятельный идеолог своего времени, противник всякого инакомыслия и инаковерия, Константин Победоносцев на предложения о необходимости широкого духовного просвещения народа, ответствовал: «А зачем народ просвещать? Для народа вполне достаточно иметь одно лишь религиозное чувство».

Но преобладание эмоций над разумом, культ одного лишь стадного чувства, не превратит ли народ в обыкновенную толпу? Готовую без раздумий подхватить любой лозунг? Даже самый человеконенавистнический?

Многие беседы Христа с разными людьми, изложенные в Новом Завете, направлены на пробуждение и просвещение разума, на активизацию аналитического мышления.

Наиболее часто к Христу приступали фарисеи, люди, привыкшие мыслить шаблонно. Общаясь с фарисеями, Иисус нередко использует метод диалога.

- Что вы думаете о Христе? Чей Он сын? - вопросил Иисус однажды группу фарисеев, побуждая их к самостоятельному размышлению.

- Давидов, - сразу же ответили фарисеи (Мф. 22:42).

Христос обращается к их разуму и сознанию, а фарисеи высказывают общепринятую шаблонную точку зрения большинства иудеев. Их личное сознание дремлет, оно в плену у общественного мнения.

Иудеи давно ожидают Мессию. По привычке они думают, что это будет представитель рода царя Давида, приход которого обеспечит процветание еврейскому народу и победу над всеми врагами Израиля.

Намереваясь вывести ум фарисеев из-под власти устоявшихся стереотипов, Иисус задает наводящий вопрос:

- Как же Давид называет Его Господом, когда говорит: сказал Господь Господу моему: сиди одесную Меня… Итак, если Давид называет Его Господом, как же Он сын Ему (Мф. 22:43-45).

Явно недостаточно именовать Мессию просто «Сыном Давида», дает понять Иисус фарисеям. Ведь подлинный Мессия есть Господь Давида. Мессия приходит не как земной властный правитель, но как глава Царства неземного с целью спасать грешников ценой жертвенной любви.

Задавая один вопрос за другим, Иисус хотел, чтобы фарисеи уразумели план Божий относительно Мессии путем личного открытия и личного соприкосновения с Живой Истиной. Ведь Истина, лично пережитая и усвоенная, запечатлевается в сознании и жизни намного крепче, нежели принятая чисто механически, без раздумий, исканий и внутренней борьбы.

Первые последователи Иисуса Христа неслучайно назывались учениками. Они учились в уникальной школе, уроки в которой исходили из уст Небесного Учителя. Иисус учил их как имеющий власть свыше, а не как книжники и фарисеи (Мф. 7:29).

Духовно просвещая и воспитывая учеников, Иисус часто делает это в форме диалог или непринужденной беседы. В этом отношении довольно примечательна Его беседа с учениками в странах Кесарии Филипповой.

- За Кого почитают Меня, Сына Человеческого? - спрашивает Иисус (Мф. 16:13).

Тут явный намек на то, что ученики должны иметь представление о том, что происходит вне их сообщества, что помышляет окружающий мир о личности Христа. От них требуется основательный трезвый анализ общественного мнения по важнейшим вопросам бытия.

Почему именно в Кесарии Иисус призывает учеников учитывать общественное мнение и давать ему правильную оценку? Эта местность представляла собой огромный пантеон всевозможных религиозных культов. Тут во множестве присутствовали культовые сооружения в честь сирийского бога Ваала. Возвышадся холм с пещерой, где якобы родился бог природы Пан. А на самом видном месте красовался храм из белого мрамора, воздвигнутый Иродом Великим римскому цезарю, который почитался также божеством.

Христос выступает здесь как бы на фоне мировых религий. Взору учеников открывается наглядная иллюстрация по предмету «Сравнительный курс мировых религий». В чем же превосходство Христа? В чем уникальность Его личности? Что помышляют люди о Нем?

Помыслы людей были известны ученикам. В умах людей царила разноголосица. Кто-то почитал Иисуса за Иоанна Крестителя, кто-то за Илию, другие за Иеремию, остальные просто за одного из пророков. Доходит очередь и до учеников. Пусть они выскажут свое, личное мнение. Очень легко заразиться настроением и мыслями, которые господствуют в сердцах и умах большинства.

«Ты – Христос, Сын Бога Живого», - заявляет с дерзновением Петр (Мф. 16:16). От обзора людских мнений Петр делает шаг к Откровению. Его собственное мнение идет вразрез с представлениями большинства, так как его осенила мудрость свыше.

Знание того, что происходит в обществе и живая вера производят плод вдохновенной мудрости. И человек в итоге приходит к правильным выводам и умозаключениям.

Не только в светской, но, к сожалению, и в христианской среде мы сталкиваемся с грехом скоропалительных и необдуманных суждений, с грехом злословия. О серьезности и последствиях данного греха предупреждает Христос в Нагорной проповеди:

«Вы слышали, что сказано древним; не убивай, кто же убьет, подлежит суду. А Я говорю вам, что всякий гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: «Рака», подлежит синедриону; а кто скажет: «безумный», подлежит геенне огненной» (Мф. 5:21-22).

Безудержно гневливых людей ожидает суд местных старейшин. Тот, кто источает слово «рака», означающее презрение к людям, должен предстать перед синедрионом, верховным судом иудеев. А тот, кто рассыпает направо и налево слово «безумный», подразумевающее в данном тексте возведение грубейшей напраслины на человека, злостную сплетню или клевету, достоин адской геенны.

Грех злословия, грех скоропалительных оценок, неверных выводов, категоричных необдуманных суждений может проявляться под влиянием сильного эмоционального всплеска. А эмоции, как известно, делятся на положительные и отрицательные. Любовь, мир, радость мы относим к положительным. А гнев, ярость, раздражение – к отрицательным. Гнев, как явно выраженная отрицательная эмоция, ведет к греху и впускает дьявола в сердце.

Многие люди, да и некоторые христиане, жившие при советском безбожном режиме, заразились вирусом большевизма. Большевистская идеология породила горлопанов. Тот, кто умеет смачно выругаться, грубо оскорбить идейного противника, поразить врагов народа, размахивая шашкой направо и налево, тот и есть истинный борец за счастье народное, тот и должен занимать лидирующее положение в обществе.

Человек также может выносить неверные суждения и делать неправильные оценки по причине простой умственной лени. Ленивый ум обычно довольствуется однобокой информацией. Человек не утруждает себя поиском других источников информации, не анализирует факты, события, обстоятельства того или иного явления, не обращается к живым непосредственным свидетелям. Его разум фактически спит, находясь в некоем почти гипнотическом состоянии.

У испанского художника Франсиско Гойя есть серия офортов под характерным названием: «Сон разума порождает чудовищ». Человек со спящим разумом легко становится исполнителем чуждой злой воли. Он - игрушка в руках дьявола. Он без каких-либо раздумий готов выполнить любой приказ.

Современная эпоха информационных технологий породила своеобразный тип человека. Зовут его «человек монитора». У этого типа сформировалось клиповое, фрагментарное мышление, легко скачущее от одной картинки к другой, от одного предмета к другому. Человек не привык тратить много усилий на то, чтобы основательно разобраться в каком-либо явлении. Он равнодушен ко всему и вся. Он жаждет лишь хлеба и зрелищ, лениво проглатывая лишь то, что мелькает на экране или лежит под рукой.

По оценки композитора Владимира Дашкевича, современный мир вступил в эпоху культурного одичания. Засилье музыкальной попсы, увлечение компьютерными играми опустошают сердце и разум, приводя личность к полнейшей деградации.

Один из «бесов», описанный Достоевским в одноименном романе, оглашает широковещательную программу своих действий: «Мы пустим пьянство, сплетни, донос. Мы пустим неслыханный разврат. Мы всякого гения потушим в младенчестве».

Искушения и соблазны, идущие от духа века сего, подстерегают и христиан на каждом шагу. Особенно молодых.

Как обезопасить себя от заразы злословия, от неразумных скоропалительных суждений? Библия учит нас быть медленными на слова, медленными на гнев (Иак. 1:19). А это значит – прежде, чем сказать или что-либо сделать, - поразмысли, помолись Господу. «Пойди и посмотри» (Ин. 1:46). «Все испытывайте, хорошего держитесь»  (1 Фес. 5:21).

В этих призывах высокая и практичная мудрость сочетается. Не руби с плеча, не суди сгоряча, не исследовав скрупулезно и с молитвой дела. Приучай Богом данный разум к самостоятельной мыслительной деятельности. Ведь христиане призваны «возлюбить Господа Бога всем сердцем, всею душою и всем разумением» (Мф. 22:37).

Разум предназначен для познания Бога в мироздании, в истории, в судьбах народов и отдельных личностей. Ради сохранения разума от вредных влияний, от помрачения и лени «препояшем чресла ума нашего», по совету апостола (1 Пет. 1:13).

Человек с препоясанными чреслами – это библейский образ духовного воина, бодрствующего праведника. Препоясать чресла ума Божественной Истиной – значит найти верный способ для сохранения личной духовной безопасности, духовной свободы, интеллектуальной независимости и мудрости.

Тэги:   мысли   
Еще читать