Deprecated: Function split() is deprecated in /home/mirtru/gazeta/content/index.php on line 221
О современном музыкальном служении / Интернет-газета «Мирт»
Главная / Статьи / Церковь / О современном музыкальном служении
О современном музыкальном служении
О современном музыкальном служении
17.12.2016
2606

«Пойте Ему новую песнь, пойте Ему стройно, с восклицанием» (Пс. 32:3)

 

Христиане, безусловно, люди особенные. Из множества качеств, подтверждающих особенность христиан, обратим пристальное внимание на любовь к пению. Христиане поют:

 - в церквях на богослужениях, независимо от того - это литургия, или месса, или протестантское собрание;

 - по большим праздникам - на Рождество, Пасху, Троицу, Новый год, а также по малым праздникам - на Крещение, Преображение, Вознесение и другим;

 - при освящении зданий церкви или жилищ, на различных торжественных событиях, по важным датам и юбилеям;

 - поют на обычных житейских общениях и встречах: будь то день рождения или свадьба, проводы в армию или встреча отслужившего в армии, начало учебы или ее завершение и т.д. и т.п.

 Особо отметим еще одну яркую отличительную особенность: христиане поют и на похоронах, провожая в небесные обители своих братьев и сестер!

Читатель сам легко добавит еще множество событий и случаев, где звучат христианские духовные гимны и песнопения.

Дискуссия о церковном пении и вообще о христианском пении, идет уже девятнадцать столетий. С появлением электромузыкальных инструментов, особенно электрогитар и ударных установок, дискуссия в ряде традиционных евангельских церквях близка к конфликтам, к противостоянию и даже зачастую к "военным действиям", типа: "В нашей церкви барабанов не будет!", или "Барабанщик не может быть проповедником!"

В среде христиан дискуссии о музыкальном служении сводятся в основном к сравнению хорового служения и служения ансамблей и групп прославления. (Здесь мы имеем в виду массовую культуру, общение членов церкви в современной христианской среде, а не творческие поиски христианских композиторов, дирижеров и других служителей, увлекающихся музыкой.)

В традиционных евангельских церквях хоровое пение, как правило, считается глубоко духовным, его относят к привычному музыкальному служению. А служение вокально-инструментальных ансамблей (ВИА) и музыкальных групп нередко рассматривается как слабо духовное, требующее пристального внимания и контроля со стороны руководства.

Если взглянуть на многовековую историю человечества, то, очевидно, что ансамбли с электромузыкальными инструментами являются сравнительно новыми и в обществе, и, особенно, в церквях. В церковных кругах эти два музыкальных служения  - хор и ВИА - сравниваются, противопоставляются, подчеркиваются их преимущества и недостатки. При этом консервативно настроенные члены церкви и в большинстве своем церковное руководство поддерживают хор, а молодежь, новые члены церкви любят служение современных групп различных направлений.

Хорошо известно, что в жизни каждого человека, да и в человеческой культуре в целом, существует проблема нового и старого (философы старого покроя применяют в данном случае термин диалектическое противоречие). Хотя проблема музыкального служения не является основополагающей и, как говорят христиане, не влияет на спасение и вечность, однако способна оказать негативное влияние на обстановку и духовную жизнь церквей.

Весьма уместно сейчас привести слова Иисуса Христа из Евангелия от Матфея: "...всякий книжник, наученный Царству Небесному, подобен хозяину, который выносит из сокровищницы своей новое и старое" (13:52).

Бесспорно, что и в хоровом служении, и в служении групп прославления есть свои уникальные стороны. И наилучшим вариантом было бы развитие творческого сотрудничества и сочетания этих двух форм музыкального служения. В этом случае ко всем достоинствам хора - уникальное созвучие человеческих голосов, яркость звучания солистов на фоне многоголосного коллектива - добавляется новая гамма звуков современных инструментов, украшенная современным ритмом и пением солистов.

Все это, безусловно, будет содействовать созданию праздничной, приподнятой атмосферы на наших богослужениях. При этом все присутствующие участвуют в подлинно глубоком и торжественном поклонении Господу. Что касается музыкального стиля, формы и ритма музыкальных произведений, то мы должны воспринимать эти характеристики с точки зрения достижения поставленной цели: прославления Бога и духовного назидания присутствующих на служении.

Необходимо особо подчеркнуть, что группа прославления не исключает и не умаляет служение хора, хотя в церковном сообществе есть христиане, в том числе и руководители церквей, которые придерживаются иного мнения. Ведь основой духовного пения являются не традиции или формы и не исторический опыт церкви, а внутреннее состояние христиан-музыкантов, певцов, а также членов церкви, жаждущих поклониться Богу и прославить Его!

В настоящее время в современной христианской литературе и периодике есть прекрасные материалы как о хоровом служении, так и о служении групп прославления. В частности, с интересными статьями и свидетельствами можно познакомиться на сайте www.mtsmonline.ru в рубрике "статьи".

 Приведем некоторые мысли пастора Грега Бревтона о роли и значении хора в церкви из его статьи " Четырнадцать причин иметь хор для поклонения".

 Вот эти причины, из-за которых следует поддерживать хор:

1. Когда хор готовят быть лидером поклонения, он привносит углубленность и вовлеченность в исполняемые произведения, а также придает визуальную и вокальную живость.

2. Хор может научить общину новым песнопениям.

3. Хор может вдохновить общину гимнами, которые представляют собой молитвы, размышления и проповеди.

4. Это огромное вдохновение для ведущего богослужения, если у него за спиной большой хор.

5. Хор дает возможность многим людям служить в церкви, так как в хоре может петь большое количество верующих.

6. Хор поет и еженедельно, и по большим праздникам.

7. Хор расширяет влияние пастора на богослужении в смысле привлечения новых людей в церковь.

8. В хоре есть и ученичество, и малые группы по изучению Библии.

9. Хор - это сплоченная группа, ободряющая церковь.

10. Хор может обеспечить пожизненное служение людям, в хоре можно петь 50 лет и больше!

11. В хоре представлены все поколения церкви, поэтому хор вдохновляет все возраста.

12. Хор поднимает музыкальную культуру в церкви.

13. Хор может внести музыкальное разнообразие в служения, используя разные стили, причем, некоторые стили могут быть использованы только хором.

14. Хор может быть поддержкой различным служениям, так как члены хора могут участвовать в других служениях, ведь хористы - это сильные члены церкви.

Столь же сильную поддержку хорового служения можно найти у других служителей, например, у Рэя Джонса в его статье "Преимущества церковного хора". Среди отечественных служителей можно отметить многих пасторов, регентов и певцов, которые активно поддерживают хоровое служение, например, С.Н. Золотаревский, пресвитер Центральной московской церкви ЕХБ, Е.С. Гончаренко, пресвитер 2-ой Московской церкви ЕХБ, композитор и дирижер, и многие другие.

Вместе с тем, есть прекрасные статьи о служении музыкальных групп (иногда называемых командами прославления). В частности, Адам Дэвидсон, старший пастор в Портиджской свободной методистской церкви (штат Мичиган), с любовью пишет о музыкальном служении в статье "Мы все в команде поклонения".

Он обращает внимание, что группа поклонения – музыканты, техники и звукооператоры – лишь одна из многих команд, обеспечивающих проведение собраний. Эти люди не жалеют времени на репетиции, они приходят заранее для настройки звука и часто последними уходят из церкви, неся гитары, стопки нот для следующей репетиции и т.п. По большей части не получая денежного вознаграждения и в высшей степени неравнодушные к своему ремеслу, церковные команды поклонения держатся на людях искусства, умеющих восполнять столь необходимую задачу – формировать среду поклонения. Разумеется, хочется, чтобы все присутствующие в зале участвовали в прославлении, но порой мы замечаем, что члены церкви воспринимают группу прославления как выступление профессиональной группы музыкантов, и остальным «непрофессионалам» лучше ей не мешать.

Конечно, важно участие в пении всего собрания, нужно учить людей, что поклонение – это общее дело, в котором участвует вся церковь ради Божьей славы и взаимного ободрения! Наше совместное поклонение предназначено для того, чтобы каждый из присутствующих встретился с Богом и чтобы группа прославления помогала всем единодушно воспевать хвалу Господу. Мы должны продуманно создавать обстановку, в которой происходит настоящее поклонение.

Как во всяком новом служении, здесь существуют преграды. Назовем наиболее распространенные из них:

во-первых, это фиксирование внимания на “таланте” поющих, а не на Христе;

во-вторых, песни с мелодиями, предназначенными для профессионального исполнения, а не для общего пения, также не содействуют сплоченности в пении; и,

в-третьих, отвлекающие эффекты светотехники.

Кстати, лучшие музыканты с их церковной аппаратурой для поклонения – это те, кого мы, по сути, и не замечаем, так как в центре всего – Бог. Важно постоянно напоминать певцам: “Мы здесь, чтобы служить нашими голосами Господу и Его народу, когда мы все вместе поклоняемся Ему”. Бог одарил людей в Теле Христовом для дела служения, а это включает в себя и творческие дары, которые выражаются через технологии и музыку. "Но будьте уверены: мы все в команде поклонения", - так Адам Дэвидсон заканчивает свою статью.

Общеизвестно, что в небольших общинах, а также в церквях, где верующие не проживают компактно, возможно создание только группы прославления, так как создать хор весьма затруднительно из-за нехватки голосов.

 Итак, как уже отмечалось выше, в хоровом служении и в служении групп прославления есть свои уникальные стороны. Поэтому чрезвычайно интересным и полезным является практическое объединение и тесное сотрудничество этих двух форм музыкального служения. В этом случае достигаются два важных преимущества:

1. Создается новый коллектив с большими возможностями для служения в церкви и для благовестия.

2. Удается исключить многие слабые места музыкального служения, обусловленные, например, малочисленностью хора или отсутствием некоторых голосов (чаще теноров или басов), такие же недостатки при этом устраняются и в группах прославления.

Таким образом, типичные недостатки хора и группы прославления могут быть сведены к минимуму путем объединения и сотрудничества в деле служения.

Хор, являясь одним из самых доступных видов исполнительской деятельности, все же имеет недостатки:

- трудно собрать на репетицию полный состав;

- трудности с поездками из-за большого количества участников.

Хотя группы прославления мобильны, популярны и современны, им тоже присущи недостатки:

- требуется дорогая аппаратура, её установка и настройка;

- их пение в современных ритмах позитивно воспринимается не всеми членами церкви.

 Обратимся к библейскому примеру. Объединение на праздничном служении хора и оркестра при поддержке 120 священников, игравших на трубах, позволило так достойно и величественно поклониться Богу, "что слава Господня наполнила дом Божий" (2 Пар. 5:12-14).

Это прекрасное библейское событие совместного музыкального служения хора и оркестра было искренне и с большой радостью воспринято народом Божьим, пережившим особое благословение и увидевшим славу Господню! Пусть этот пример единства в служении вдохновит и нас сегодня петь нашему Богу новые песни и возносить Ему хвалу в собрании святых.

www.mtsmonline.ru