Главная / Статьи / Церковь / Глава Церкви - Христос, а не Цезарь
Глава Церкви - Христос, а не Цезарь
Глава Церкви - Христос, а не Цезарь

Заявление Джона МакАртура и старейшин церкви “Благодать” (Grace Community Church)

26.07.2020
573

Библейское обоснование: обязана ли Церковь подчиняться указам власти в условиях карантина

Христос Господь всего. Он единственный истинный Глава церкви (Еф. 1:22; 5:23; Кол. 1:18). Он также Царь царей, суверенный над всеми земными властями (1 Тим. 6:15; Отк. 17:14; 19:16). Церковь «Благодать» (Grace Community Church) всегда твердо придерживалась этих библейских принципов. Как Его народ, мы подчиняемся Его воле и заповедям, раскрытым в Писании. Поэтому мы не можем и не будем соглашаться с введенным правительством мораторием на наше еженедельное собрание или другие регулярные корпоративные собрания. Такое соблюдение было бы непослушанием ясным заповедям нашего Господа.

Некоторые подумают что такое твердое заявление неумолимо вступает в противоречие с повелением подчиняться руководящим органам, изложенным в Послании к Римлянам 13 гл. и 1 Петра 2 гл. Писание требует тщательного и добросовестного послушания всем руководящим органам, включая царей, губернаторов, работодателей и их представителей (по словам Петра, «не только добрым и кротким, но и суровым» – 1 Пет. 2:18). До тех пор, пока государственные органы власти не пытаются утверждать церковную власть или издавать приказы, запрещающие наше повиновение закону Бога, их полномочия должны соблюдаться независимо от того, согласны мы с их решениями или нет. Другими словами, Рим. 13 и 1 Пет. 2 по-прежнему связывают совесть христиан. Мы должны подчиняться нашим гражданским властям как властям, которые назначил Сам Бог.

Однако хотя гражданское правительство наделено божественной властью управлять государством, ни один из этих текстов Библии не наделяет гражданских правителей юрисдикцией над церковью. Бог установил три института власти в человеческом обществе: семья, государство и церковь. У каждого института власти есть сфера полномочий и пределы юрисдикции, которые должны соблюдаться.

Власть отца ограничена его собственной семьей. Власть церковных служителей (которая делегирована им Христом) ограничена церковными делами. И на правительство возложена особая задача по надзору и защите гражданского мира и благополучия в границах нации или сообщества.

Бог не наделил гражданских правителей властью над доктриной, практикой церкви. Библейские рамки ограничивают полномочия каждого учреждения его конкретной юрисдикцией. Церковь не имеет права вмешиваться в дела отдельных семей и игнорировать родительский авторитет. Родители не имеют полномочий управлять гражданскими делами, обходя чиновников. Точно так же правительственные чиновники не имеют права вмешиваться в церковные дела таким образом, чтобы подрывать или игнорировать данный Богом авторитет пасторов и старейшин.

Когда какое-либо одно из трех учреждений выходит за пределы своей юрисдикции, обязанностью других учреждений является ограничение этого требования. Поэтому, когда любой правительственный чиновник издает приказы, регулирующие богослужение (например, запреты на пение, ограничения на посещение собрания, социальная дистанция на богослужении), он выходит за пределы законных границ своего предопределенного Богом авторитета как гражданского чиновника и присваивает себе полномочия, которые Бог прямо дарует только Господу Иисусу Христу как суверенному над Его Царством, которым является церковь. Его правление передается в поместные церкви через пасторов и старейшин, которые учат Его Слову (Мф. 16:18–19; 2 Тим. 3:16–4: 2).

Поэтому в ответ на недавний государственный указ, требующий от церквей в Калифорнии ограничивать или приостанавливать все собрания на неопределенный срок, мы, пасторы и старейшины церкви «Благодать», с уважением сообщаем нашим гражданским властям, что они превысили свою законную юрисдикцию, и верность Христу не дает нам права соблюдать ограничения, которые они хотят наложить на наши богослужения.

Иными словами, прерогативой гражданского правительства никогда не было отдавать приказы, изменять, запрещать или предписывать поклонение. Когда и как часто церковь поклоняется, не подвластно Цезарю. Сам Цезарь подчиняется Богу. Иисус подтвердил этот принцип, когда сказал Пилату: «Ты не имел бы надо Мною никакой власти, если бы не было дано тебе свыше; посему более греха на том, кто предал Меня тебе» (Ин. 19:11). И поскольку Христос является Главой Церкви, церковные дела касаются Его Царства, а не Цезаря. Иисус провел абсолютное разграничение между этими двумя царствами, когда сказал: «Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» (Мр. 12:17). Христос всегда отдавал Цезарю то, что принадлежало Цезарю, но Он никогда не предлагал Цезарю то, что принадлежит исключительно Богу.

Как пасторы и старейшины, мы не можем передавать земным властям никакие привилегии или власть, которые принадлежат исключительно Христу как Главе Его Церкви. Пасторы и старейшины – это те, кому Христос дал обязанность и право осуществлять Свою духовную власть в церкви (1 Пет. 5:1-4; Евр. 13:7, 17), и только Писание определяет, как и кому они обязаны служить (1 Кор. 4:1–4). Они не обязаны выполнять приказы гражданского правительства, пытающегося регулировать богослужение или управление церковью. Фактически, пасторы, которые передают власть Христа в церкви гражданскому правителю, отреклись от своей ответственности перед своим Господом и нарушили предопределенные Богом сферы власти так же, как светский чиновник, который незаконно навязывает свою власть церкви.

Как церкви, нам не нужно разрешение государства, чтобы служить и поклоняться нашему Господу, как Он повелел. Церковь – драгоценная невеста Христа (2 Кор. 11:2; Еф. 5:23–27). Она принадлежит Ему одному. Она существует по Его воле и служит под Его властью. Он не потерпит никакого посягательства на ее чистоту и никакого посягательства на Его власть над ней. Все это было установлено, когда Иисус сказал: «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16:18).

Власть Христа «превыше всякого Начальства, и Власти, и Силы, и Господства, и всякого имени, именуемого не только в сем веке, но и в будущем, и все покорил под ноги Его, и поставил Его выше всего, главою Церкви, которая есть Тело Его, полнота Наполняющего все во всем» (Еф. 1:21-23).

Соответственно, честь, которой мы по праву обязаны нашим земным правителям (Рим. 13:7), не включает в себя подчинение указам, когда чиновники пытаются подорвать здравую доктрину, развратить библейскую мораль, проявить власть в церкви или вытеснить Христа, как Главу церкви, любым другим путем.

Библейский порядок ясен: Христос есть Господь над Цезарем, а не наоборот. Христос, а не Цезарь, является Главой церкви. Напротив, церковь ни в каком смысле не управляет государством – это разные царства, и Христос суверенен над обоими. Ни церковь, ни государство не имеют более высокого авторитета, чем авторитет Самого Христа, который заявил: «Дана Мне всякая власть на небе и на земле» (Мф. 28:18).

Первая поправка к Конституции Соединенных Штатов прямо подтверждает этот принцип в своих вступительных словах: «Конгресс не должен принимать никаких законов относительно установления религии или запрещения ее свободного исповедания». Право, к которому мы обращаемся, не было создано Конституцией. Это одно из неотъемлемых прав, предоставленных исключительно Богом, Который определил человеческое правительство и устанавливает как степень, так и ограничения государственной власти (Рим. 13:1-7). Поэтому наш аргумент намеренно не обоснован на Первой поправке; он основан на тех же библейских принципах, на которых основана сама Поправка. Осуществление вероисповедания является божественным долгом, возложенным на мужчин и женщин, сотворенных по образу Бога (Быт. 1:26-27; Деян. 4:18-20; 5:29; ср. Мф. 22:16-22). Другими словами, свобода вероисповедания – это повеление Бога, а не привилегия, предоставляемая государством.

В этом контексте необходимо сделать еще одно замечание. Христос всегда верный и истинный (Отк. 19:11). Человеческие правительства не настолько заслуживают доверия. Писание говорит: «Весь мир лежит во зле» (1 Ин. 5:19). Это относится, конечно, к сатане. Ин. 12:31 и 16:11 называют его «князем этого мира», то есть он обладает властью и влиянием через политические системы этого мира (ср. Лк. 4:6; Еф. 2:2; 6:12). Иисус сказал о нем: «Он - лжец и отец лжи» (Ин. 8:44). История полна болезненных напоминаний о том, как государственная власть легко и часто используется в злых целях. Политики могут манипулировать статистикой, а СМИ могут скрывать или маскировать неудобные факты. Поэтому проницательная церковь не может пассивно или автоматически подчиняться, если правительство приказывает прекратить общие собрания, даже если указанная причина касается заботы о здоровье и безопасности населения.

Церковь по определению является собранием. Это буквальное значение греческого слова «экклесия» – собрание призванных. Не собранное собрание (рассеянная церковь) является противоречием в терминах. Поэтому христианам заповедано не оставлять практику собраний вместе (Евр. 10:25), и ни одно земное государство не имеет права ограничивать, разграничивать или запрещать собирание верующих. Мы всегда поддерживали подпольную церковь в тех странах, где христианское богослужение считалось незаконным со стороны государства.

Когда чиновники ограничивают посещение церкви определенным числом, они пытаются наложить ограничение, которое в принципе делает невозможным для святых собираться как церковь. Когда чиновники запрещают петь на богослужениях, они пытаются наложить ограничение, которое в принципе делает Божьих людей не способными подчиняться повелениям в Еф. 5:19 и Кол. 3:16. Когда официальные лица предписывают дистанцирование, они пытаются наложить ограничение, которое в принципе делает невозможным испытать тесное общение между верующими, которое заповедано в Рим. 16:16, 1 Кор. 16:20, 2 Кор. 13:12 и 1 Фес. 5:26. Во всех этих сферах мы должны подчиняться нашему Господу.

Хотя мы в Америке, возможно, не привыкли к правительственному вторжению в церковь нашего Господа Иисуса Христа, это далеко не первый случай в истории церкви, когда христианам приходилось иметь дело с чрезмерной властью или враждебными правителями. На самом деле гонение на церковь со стороны государственных органов является нормой, а не исключением, на протяжении всей истории церкви. «Да и все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы» (2 Тим. 3:12). Исторически двумя главными преследователями всегда были светское правительство и ложная религия. Большинство мучеников христианства погибли, потому что они отказались подчиняться таким властям. Христос обещал: «Если Меня гнали, будут гнать и вас» (Ин. 15:20). В последнем из блаженств Он сказал: «Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас» (Мф. 5:11–12).

По мере того, как государственная политика все больше отдаляется от библейских принципов и по мере усиления правового и политического давления на церковь, мы должны признать, что Господь может использовать это давление как средство очищения, чтобы раскрыть истинную церковь. Уступка правительственным указам может привести к тому, что церкви останутся закрытыми на неопределенный срок. Как истинная церковь Иисуса Христа может отличиться в таком неблагоприятном климате? Есть только один путь: смелая верность Господу Иисусу Христу.

Даже там, где правительства кажутся сочувствующими церкви, христианским лидерам часто приходится не подчиняться государственным чиновникам. Например, в Женеве церковным чиновникам иногда приходилось отражать попытки городского совета регулировать аспекты богослужения, церковного правления и церковной дисциплины. Англиканская церковь никогда полностью не реформировалась, именно потому, что британская власть и парламент всегда вмешивались в церковные дела. В 1662 году пуритане были изгнаны со своих кафедр, потому что они отказались подчиниться правительственным мандатам, касающимся использования «Книги общих молитв», ношения облачений и других церемониальных аспектов государственного культа. Британский монарх по-прежнему претендует на звание верховного правителя и титульного главы англиканской церкви.

Христос является единственным истинным главой Своей церкви, и мы намерены чтить эту жизненную истину во всех наших собраниях. По этой первостепенной причине мы не можем принять и не будем склоняться перед навязчивыми ограничениями, которые правительственные чиновники теперь хотят навязать нашей общине. Мы предлагаем этот ответ без злобы и не из-за воинственных или мятежных сердец (1 Тим. 2:1–8; 1 Пет. 2:13–17), но с отрезвляющим осознанием того, что мы должны ответить Господу Иисусу за руководство, которое Он дал нам как пастырям Его драгоценного стада.

Правительственным чиновникам мы с уважением говорим с апостолами: «Судите, справедливо ли пред Богом слушать вас более, нежели Бога?» (Деян. 4:19). И наш решительный ответ на этот вопрос такой же, как и у апостолов: «Должно повиноваться больше Богу, нежели человекам» (Деян. 5:29).

Мы молимся о том, чтобы каждая верная община стояла с нами в повиновении нашему Господу, как это делали христиане на протяжении веков.

 https://www.gracechurch.org/news/posts/1988 

Телеграм канал газеты "Мирт": https://t.me/gazetaMirt
Поддержать газету: https://gazeta.mirt.ru/podderzhka

Еще читать