Главная / Статьи / Церковь / ХЛЕБОПРЕЛОМЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ
ХЛЕБОПРЕЛОМЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ
ХЛЕБОПРЕЛОМЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ
24.09.2011
2095
В редакцию пришло письмо от члена евангельского церкви г. Каменска Павла Лисянского. В нем содержался ряд вопросов, в которых автор хотел разобраться с помощью редакции газеты «Мирт». Вот эти вопросы:

«Первое. Откуда появилась практика отстранять брата или сестру от хлебопреломления, ведь в Писании об этом ничего не сказано? Более того, Ин. 6:35, 48, 53-58 говорит, что если мы будем запрещать верующему принимать участие в вечере Господней, то мы лишаем его жизни, что дано только Богу! Ведь вечеря дана Иисусом Христом для грешников, а не для праведников.

Второе. Правомерно ли наказание, выносимое члену церкви церковным советом или братским, как-то: замечание, отстранение от вечери, а отсюда, не приветствие и не сообщение братье и сестер, отлучение? Или всякое замечание должна выносить вся община голосованием?

Третье. Согласно 1 Тим. 3:2, 12 у епископа или дьякона должна быть одна жена. Если брат женится в первый раз, но на сестре, которая была ранее в браке и развелась, может ли этот брат быть епископом или дьяконом? Насколько я знаю, в практике ЕХБ – нет. Но много таких случаев, когда в виду малочисленности общин братья в основном женаты на разведенных или вдовах. Значит, дьякона и выбрать не из кого?

Хочется, чтобы у нас был мир и любовь, а не человеческие ограничения и придумки. Ведь все мы свободны и не связаны законом, а только совестью, верой и любовью к Богу».

Отвечает Алексей ПИРОГОВ, пресвитер Санкт-Петербургского Дома молитвы на Поклонной горе:

– Способ, который Церковь применяет для борьбы с грехом, — церковная дисциплина. Любая здоровая поместная церковь придерживается ее принципов. Своей основой она имеет слова Христа: Мф. 18:15-17, а также наставления апостола Павла: 1 Кор. 5:9-13, 2 Фесс. 3:14. Цель – исправить грешника и показать ему Божью любовь, которая связана со справедливостью.

Церковная дисциплина не противоречит прощению. Ее цель – открыть и исправить крупные нарушения библейских принципов, а не бичевать за мелкие непреднамеренные согрешения. Она нужна для восстановления и приобретения согрешившего брата, а также поддержания здорового состояния Тела Христова – Церкви.

Церковная дисциплина совершается по образу родительской. Свой рассказ о ней Христос начал с того, что «призвав дитя, поставил его посреди них (учеников)» (Мф. 18:2). Это был наглядный пример. Он сравнивал верующих с детьми, имея в виду простую веру, послушание, необходимость в защите от греха и соблазна.

В тексте Мф. 18:15-17 содержится учение о том, как поступать, когда рядом согрешит брат.

Первый шаг – пойди и «обличи его во грехе» (покажи его ошибку). Дисциплинирование начинается на уровне личностных отношений. Цель этого шага – наладить братские отношения с согрешившим, обратиться к его совести. Ответственность лежит на человеке, первом узнавшем о грехе. Он должен сделать активные шаги.

«Обличи» – необходимо показать, что нам известен грех. То, что было сделано в тайне, теперь раскрыто. Если согрешивший считал, что можно обойтись без последствий, то теперь ясно, что он должен дать ответ. Если он покается, нет никакой необходимости привлекать всех для дальнейшего решения вопроса.

Шаг второй – «возьми с собой» несколько свидетелей и обличи. Этот шаг предпринимается, если брат продолжает жить в грехе. Цель – не оставить греховные поступки без внимания. Здесь ярко выражен юридический момент воздействия. Свидетели – лица, обязанные подтвердить обличение. Восстановление общения еще возможно. В случае покаяния согрешившего дальнейший шаг не последует.

Шаг третий – «скажи церкви». Это – апелляция к высшей инстанции. Церковь должна дисциплинировать согрешающих членов. Именно на Церковь возложена власть налагать наказания. Это – собрание, правомочное решать спорные вопросы. Нет более высокого суда на земле, который мог бы разрешать вопросы, связанные с греховным поведением. К сожалению, многие церкви не борются против греха в открытую и не называют его. Чтобы удалить грех, его нужно назвать. Церковная дисциплина – общая ответственность всей Церкви, это дело каждого ее члена. На этом этапе прощение также возможно. Но в случае непослушания свершается Богом определенный суд: грех и святость несовместимы.

Шаг четвертый – «да будет как язычник и мытарь». Принятие решения – отлучение. Это – не призыв обращаться пренебрежительно с человеком. Отлучение означает, что его надо принимать как неверующего. Дружеское общение с ним должно быть прекращено. Продолжающееся ожесточение ставит под сомнение реальность веры такого человека. В хлебопреломлении такой член Церкви, естественно, не может участвовать, как человек, не имеющей истинной живой христианской веры. Христос с любовью относился к мытарям и грешникам. Однако вечерю Он разделил только со Своими близкими учениками.

Из 2 Ин. 1:10-11 становится ясно, что тот, кто не следует учению Христа (в данном случае согрешающий брат из Мф. 18), не может иметь ничего общего с детьми Божьими. А если последние его приветствуют, то становятся соучастниками в его грехах. Слово приветствовать – cairein означает «радоваться кому-то, чему-либо, желать, заговорить с кем-либо приветствием». А слово участвовать – koinwnei не что иное, как «общение, допустить к участию в чем-либо или стать участником какого-либо дела».

Отлучение грешника должно совершиться именно потому, что Сам Христос не является участником греха. Господь разделяет общение верующих, собранных во имя Его (Мф. 18:20). Именно этим стихом заканчивается смысловой отрывок по дисциплине в церкви.

Как это действует в практической жизни? В больших евангельско-баптистских церквах вопросы замечания и отлучения решает Церковный или Братский совет, который потом и выносит свои решения для утверждения на членское собрание. Здесь члены церкви вправе задавать вопросы и голосовать.

Нельзя оправдывать участие грешника в исполнении заповеди хлебопреломления словами Христа Ин. 6: 53-58. Они ничего не говорят о хлебопреломлении. Христос сравнивает Себя с «сошедшим с небес хлебом жизни» (Ин. 6:35, 48, 58). Это иносказание означает, что человек должен каждодневно жить Христом, для Него, ради Него, а не магически воспринимать хлеб и вино. Для иудеев немыслимо было принимать кровь и плоть человека в пищу. Естественно, в этом отрывке речь идет не о «поедании своего бога», а о принятии верой искупительной смерти Христа. Именно это дает и жизнь вечную и надежду на воскресение тела. Неверующий человек, не живет Христом. Для него исполнение заповеди хлебопреломления не имеет смысла.

Речь не идет о запрете принимать хлеб и вино. Церковный служитель никого не отгоняет от чаши и хлеба, а лишь постоянно напоминает членам общины об ответственности перед Богом за исполнение заповеди. Согрешающий, участвуя в хлебопреломлении, подвергает себя огромной опасности.

Согласно 1 Тим. 3:2, 12, епископ и дьякон должен быть «одной жены муж». В те времена это означало, что служитель церкви не вел порочащего его образа жизни и был верен одной женщине. Авторитетный комментарий на эту тему гласит: [«одной жены муж» – не совсем ясное выражение, но это, вероятно, значит – верность внутри брака]. Следует помнить, что это было время повсеместного распространения многоженства. В своих рассуждениях апостол Павел делает упор на описании личных качеств служителя. Он должен был являть беспорочный пример во всех отношениях: в слове, в семье и в обществе. Одна жена с одним супругом – это всегда отображение великой тайны любви Христа к Церкви. Кто не научился быть верным одному человеку во всем, тому трудно понять и любовь Бога к нему, а тем более учить этому других.

На мой взгляд, служитель, который женат на разведенной женщине, становится неким, выражаясь медицинским языком locus minoris resistentia (лат. – место наименьшего сопротивления, больное место). Ему не избежать вопросов и кривотолков по поводу его семьи. Всю жизнь он будет испытывать удары в эту область. Всегда найдется тот, кто скажет: «У кого ты украл жену?» Он будет скован, давая семейные советы. Поэтому, щадя достоинство и репутацию такого человека, его стараются не избирать на ответственное служение. Но бывают и исключения.

Отвечает Михаил БАРАНОВ, старший пресвитер Северо-Западного объединения союза церквей ХВЕП:

– Приветствую Вас, дорогой брат во Христе, Павел, любовью Господа. Мир Вам!

Прочитал Ваше письмо и в связи с этим появились некоторые ответы на Ваши вопросы.

Первое. В наших церквях нет практики «отстранять» от хлебопреломления, но мы предупреждаем людей об ответственности участия в таинстве и рекомендуем им воздержаться от причастия в следующих случаях: отлучение, замечание, неправильная христианская жизнь, а также если не в мире с кем-то из братьев и сестер, может быть, даже родных, близких и друзей, и тогда, когда человек сам чувствует, что он не в должном духовном состоянии. Мы не лишаем, как Вы выразились в своем письме, человека жизни, но открываем Писание и читаем 1 Кор. 11:27-32, показывая, что Тело Христа чисто и должно быть таким всегда.

1 Кор. 10:16-22 говорит о жертвоприношениях Израиля и язычников. В этих стихах апостол Павел подчеркивает духовное значение жертвоприношений и соединение в общении с Богом или бесами через это. Через причастие мы приобщаемся Крови Христа, и через хлеб мы приобщаемся к Телу Христа, таким образом, рассуждая дальше, апостол Павел в ст. 21 говорит о чаше и трапезе Господней и соответственно – бесовской. Поэтому мы объясняем всем, кто участвует в хлебопреломлении важность причастия, предостерегая тем самым от болезни или смерти.

Да, конечно, лишить жизни имеет право только Бог, но иногда человек пытается сделать это сам, и наша задача предостеречь его. Я знаю несколько случаев, когда верующие недостойно (1 Кор. 11:27) принимали причастие и вследствие этого болели, а некоторые и умирали. Согласен с тем, что в принципе никто не достоин, но через благодать Бога мы имеем на это право.

Насчет грешников. Да, когда-то мы грешили и жили как хотели, но Христос пришел и изменил нас. Теперь мы — новое творение (2 Кор. 5:17), и мы (Гал. 2:20) живем верою. Через Кровь Христа мы оправданы, и Бог смотрит на нас так, как будто мы никогда и не грешили. Теперь мы – «род избранный, царственное священство, народ святый, люди взятые в удел» (1 Пет. 2:9) – и мы призваны в Тело Христа, чтобы «возвещать совершенства Призвавшего нас...» Как раз это Совершенство и творит в нас Кровь Христа и Его Тело. Мы относимся с благоговением к этому таинству, и оно дает нам особенные переживания и жизнь. А грешникам в этом мире Бог говорит: «покайтесь и да крестится...»

Второе. О наказании членов церкви хочу сказать следующее: в настоящее время оно приносит печаль, но потом, неизменно, плод покаяния. Мы не отталкиваем человека, но показываем ему, что он не прав. Вы спросите, какое право мы имеем на это? Отвечу: Мф. 18:15-18. Но выносить окончательное решение, я думаю, должно общее собрание членов церкви, и много мест Писания подтверждает это.

Выбор людей на служение – это очень сложный вопрос. И в его решении необходим индивидуальный подход, то есть, кто может быть служителем и каким именно, а кто нет.

Говоря о свободе, мы должны учитывать, что свободны во Христе от греха, но не для того, чтобы этот грех делать. Бог освободил нас, заплатив дорогую цену, и мы не должны опять подвергаться игу рабства (Ин. 8:31-36). Христос умер за нас, и мы должны почитать себя мертвыми для греха, а живыми для Бога (Рим. 6:11-13). Здесь же говорится о полном посвящении себя Богу. Посвященный Богу человек (рожденный свыше) никогда не будет искать свободы, чтобы грешить, наоборот, он будет стараться жить свободно (Гал. 5:13), только бы свобода не была поводом к угождению плоти.

Да благословит Вас Господь, и даст Вам как написано 1 Кор. 2:6-7.