Главная / Статьи / Церковь / КРЕСТ И ПОЛУМЕСЯЦ: ДИАЛОГ ИЛИ КОНФРОНТАЦИЯ?-3
КРЕСТ И ПОЛУМЕСЯЦ: ДИАЛОГ ИЛИ КОНФРОНТАЦИЯ?-3
КРЕСТ И ПОЛУМЕСЯЦ: ДИАЛОГ ИЛИ КОНФРОНТАЦИЯ?-3
24.09.2011
623

ЧТО ЖЕ ДЕЛАТЬ ХРИСТИАНАМ?

    Теологическая проработка вопроса о взаимоотношениях христианства и ислама оставляет желать лучшего. Даются разные рекомендации, исходят то из изначальной и неизбывной враждебности христианства и ислама, то из их изначальной близости, сулящей плодотворное взаимодействие, чуть ли не слияние. Как всегда следует опираться на Слово Божье и в нем искать ответ на стоящие перед нами вопросы. Однако полнота Божьего замысла скрыта от нас, в том числе и та часть, которая касается мира ислама.

    Ясно только, что мусульмане не изъяты из ведения Господа нашего Иисуса Христа. Господь слышит их, о чем говорит книга Бытия в том месте, где повествуется об Агари: "И еще сказал ей Ангел Господень: вот, ты беременна, и родишь сына, и наречешь ему имя Измаил; ибо услышал Господь страдание твое" (Быт. 16:10-11). По некоторым толкованиям, Ангелом был Сам Господь, и Он дал сыну Агари имя "Измаил", что означает "Бог слышит". Это дает повод к богословским размышлениям. А Аврааму, который, видимо, молился за Измаила, Господь сказал: "И о Измаиле Я услышал тебя: вот, Я благословлю его, и возращу его, и весьма, весьма размножу" (Быт. 17:20), что требует еще больших размышлений. Дальше всего в них пошли, кажется, католики: Второй Ватиканский собор признал, что замысел спасения охватывает всех тех, кто признает Творца. И первыми среди них поименованы мусульмане.

    Все-таки окончательный ответ только у Самого Господа, к рекомендациям богословов лучше подойти с осторожностью. Разумнее избегать окончательных суждений и решать проблемы по мере их возникновения, не рассчитывая, что их удастся разрешить раз и навсегда. Великое Поручение, данное Господом, — нести Благую весть — не предусматривает изъятия мусульман. Но тут нужно благоразумие. Надо учитывать, что многие мусульмане считают любую религиозную деятельность, кроме исламской, преступлением. Во многих мусульманских странах за христианскую проповедь могут осудить на смерть, и она практически гарантирована всякому перешедшему из ислама в христианство.

    Недопустимо идти в мечеть и "обличать", и, слава Богу, такого практически нет. Но всякому пришедшему с просьбой рассказать о нашей вере нельзя отказывать, хотя и тут надо учитывать возможные последствия, предупреждать о них. Вряд ли христианский проповедник должен стремиться во что бы то ни стало обрести мученический венец, и уж вовсе не годится в наши дни обрекать на мученическую смерть тех, кому несешь Благую весть.

    К исламу следует относиться с уважением, он его вполне заслуживает. Но мы помним и о страданиях наших братьев и сестер, которые служат Господу в мусульманских странах в очень трудных условиях. Нам надлежит оказывать молитвенную и всякую иную помощь людям, страдающим от действий религиозных экстремистов. Евангельские христиане не вправе забыть мученическую смерть пастора Александра Ильича Кулакова, обезглавленного в Чечне.

    Но нельзя и не замечать очевидного. У нас очень любят рассуждать о том, что в России существует полное взаимопонимание между исламом и православием. И в то же время на многих храмах России православный крест попирает исламский полумесяц — память о завоевании Казанского и Астраханского ханств. Именно такой крест водружен на восстановленном храме Христа Спасителя в Москве. Мусульмане видят в этом еще и заявку на реванш за взятие Константинополя в 1453 г. и открыто говорят, что такая символика оскорбительна для их веры. Как водится у нас, все делают вид, будто ничего не слышат, будто ничего особенного не происходит.

    Вряд ли это приведет к добру.