Главная / Статьи / Церковь / МЕЖЦЕРКОВНАЯ МИГРАЦИЯ: БЫЛА, ЕСТЬ И БУДЕТ
МЕЖЦЕРКОВНАЯ МИГРАЦИЯ: БЫЛА, ЕСТЬ И БУДЕТ
МЕЖЦЕРКОВНАЯ МИГРАЦИЯ: БЫЛА, ЕСТЬ И БУДЕТ
24.09.2011
534
Статья, опубликованная в № 1 газеты "Мирт" под заголовком "Как Семен Семенович церковь искал", побуждает читателя размышлять о ситуации, сложившейся сегодня в российских церквях. Почему некоторые из уверовавших никак не могут найти ту общину, в которой они могли бы остаться на всю жизнь? Ведь и сегодня, конечно же, десятки и сотни Семен Семенычей ходят из церкви в церковь, пытаясь отыскать ту единственную, где бы и сердце успокоилось и всякое желание продолжать поиски истощились.
Даже при самом общем взгляде на эту проблему ее можно разделить на три части:


Персональная.
В этой части как минимум два аспекта.

    • Поиски своего или, другими словами, неизмененность жизненной цели. Об этом во времена первой церкви писал апостол Павел филиппийцам: "...все ищут своего, а не того, что угодно Иисусу Христу" (Флп. 2:21). И сегодня есть немало людей в церквах, которые вместо того, чтобы отвергнуть себя и следовать за Христом, пытаются заставить Бога исполнять их прихоти или старые жизненные цели.
    • Некритичное отношение к своим личным суждениям о том, какой должна быть церковь. Библейские примеры: трагедия Анания и Сапфиры, Симона-волхва, проблемы в коринфской церкви. Наш современник приходит в церковь с целым комплексом своих, исторически и культурно обусловленных взглядов и суждений о том, как должно быть в церкви. Правда, суждения эти носят нередко полуязыческий характер.


Церковная.
Здесь мы также рассмотрим два положения.

    • Ситуация, когда служитель пытается подогнать общину под себя, вместо того, чтобы создавать и устраивать все возможности для роста каждого члена церкви и призывать к этому росту, и побуждать, и воспитывать, и показывать пример. В Евангелии это Диотреф.
    • Ни один служитель, хотя бы в силу ограниченности человеческой природы, не может на практике предложить исчерпывающей концепции жизни церкви. В результате одни общины заняты больше утверждением своих членов в догматах веры, другие — в практике христианской жизни, третьи — в истинно христианских духовных переживаниях.


Историческая.
И в этой части остановимся на двух позициях.

    • Готовность современного человека более к бездумному и пассивному исполнению того, что скажут и прикажут, чем к формированию ответственной позиции, направленной на развитие личности и осмыслению жизненного опыта (отчего вторая проблема, пункт "а" встречается у нас довольно часто). Это в большей степени относится к тем, кто имеет жизненный опыт, чем к молодежи.
    • Сильно выросшее за последние 10-15 лет (слава Богу!) количество церквей. До этого просто не было возможностей для выбора.
Вот далеко не полный список, который каждый из нас может легко дополнить. Добавлю, что я намеренно не упоминаю о догматических различиях между церквами. Сама жизнь показывает, что есть немало людей, для которых практика повседневной христианской церковной жизни гораздо важнее, чем догматы. Порою человек готов перейти не только в близкую по вероисповеданию церковь, но и поменять свою конфессиональную принадлежность, лишь бы быть в среде, отвечающей его духовным запросам.

Возвращаясь к нашему герою, хочу заметить, что проблемы, с которыми столкнулся Семен Семенович, лежат в его желании найти общину, соответствующую его личным и, мягко говоря, далеко не бесспорным представлениям о том, какой должна быть церковь. Результат — он создал церковь, согласуясь только со своим видением, и другому такому же Семену Семеновичу в ней будет также неуютно. Конечно, домашняя церковь имеет ряд положительных моментов и преимуществ перед обычной общиной, но вместе с тем несет в себе низкий потенциал для гармоничного духовного роста, ограничивая круг взаимной духовной церковной ответственности рамками семьи, в которой все уже привычно и налажено.

В силу изложенных причин мне думается, что межцерковная миграция есть проблема не сегодняшнего дня, а спутник Церкви Христовой во всем ее историческом развитии. Изжить эту проблему невозможно. Она стояла менее остро, когда церквей в городе было несколько, а то и одна на несколько городов, — выбор отсутствовал. Но эти же причины заставляли людей либо вовсе не ходить в церковь, либо ограничиваться пассивным посещением общины, либо устраивать в ней "реформы".

Что же делать? Во-первых, стремиться проповедовать Слово Божье максимально полно и ясно. Во-вторых, подготавливать людей, желающих войти в общину, открывая им из Писания сущность, значение, функции Церкви и каждого ее члена. В-третьих, внимательно смотреть за собой, чтобы личным примером укреплять веру каждого, кто приходит в церковь, и побуждать его следовать за Господом Иисусом Христом.