Главная / Статьи / Церковь / О ЧЕМ НЕ ГОВОРЯТ В ЦЕРКВЯХ ЦЕНТРАЛЬНОЙ ЕВРОПЫ?-2
О ЧЕМ НЕ ГОВОРЯТ В ЦЕРКВЯХ ЦЕНТРАЛЬНОЙ ЕВРОПЫ?-2
О ЧЕМ НЕ ГОВОРЯТ В ЦЕРКВЯХ ЦЕНТРАЛЬНОЙ ЕВРОПЫ?-2
24.09.2011
816

Продолжение. Начало в № 4(23)

Богословие и философия

Поглощенность практической деятельностью всегда была отличительной особенностью евангельских христиан, поэтому члены церкви имеют невысокое мнение об ученых и ученой деятельности. Серьезное отношение к богословским и философским вопросам считается подозрительным, ведь Евангелие — это просто, разве не так? 

К сожалению, наиболее заметным результатом такого отношения является замешательство и поверхностность, а не здоровое и глубокое внимание к вести о Боге и человеке. 

Богословием и философией часто пренебрегают из-за недостатка знания, мудрости и из-за нашего страха оказаться неправыми. Мы предпочитаем держаться "хороших, старых" клише, безопасных убежищ наших церковных зданий, предлагающих "благопристойные" вопросы и знакомые темы с очевидными и простыми ответами на них. Мы боимся думать глубоко потому, что не уверены в том, что христианство не окажется ложным, неубедительным или просто неактуальным. 

Для нас очень трудно произнести простые слова: "Я не знаю". Мы провозглашаем, что Иисус — это ответ на все вопросы, но надеемся, что по-настоящему трудные вопросы так и не будут заданы.

Личная жизнь: границы, которые нужно уважать

Существуют ли такие сферы личной жизни, к которым должны проявлять уважение окружающие, даже если эти люди тоже христиане? Мы полагаем, что такие сферы существуют и что они по-настоящему важны. Но, несмотря на их важное значение, ими часто пренебрегают и не оказывают им должного уважения. 

Те, кто вырос в церкви, могут привести много примеров того, как другие люди вторгались в их личную жизнь. Им говорили (не родители, а другие члены церкви), какую прическу носить, как одеваться, в какой школе учиться, какие книги читать, а какие не читать, с кем дружить, с кем нет, на ком жениться, где жить, сколько иметь детей, как воспитывать их, чем заниматься в свободное время, где работать, о чем думать, за кого голосовать, какую музыку слушать, сколько денег тратить в выходные и сколько отдавать церкви. Бесчувственная манипуляция людьми понималась как забота о них. Уважение к личности и к личной жизни {"территории"} человека отсутствовало. 

Личную жизнь каждого человеческого существа нужно уважать и высоко ценить. Право поделиться чем-то глубоким и личным с теми людьми, которым мы доверяем, должно признаваться и его необходимо уважать. Это не означает отчуждение или недостаток заботы друг о друге. Это всего лишь значит, что вход в личную жизнь возможен только по приглашению.

Слухи

Слухи — это один из самых тяжких, смертных грехов в церкви. Люди склонны относиться к ним не настолько серьезно, насколько они того заслуживают. Распространение слухов и клеветы о чьей-либо личной жизни — это грубое неуважение к личности. Хотя так часто происходит в любых группах и сообществах, это не должно считаться "нормальным" в христианской общине. Слухи — это следствие "немых пятен" в церкви. То, о чем нельзя говорить открыто, становится предметом слухов.

Честность

Присутствие табу в церкви — это серьезное предостережение для нас. Они могут причинить серьезный ущерб. Они приводят к поверхностности в христианской жизни и неглубокому мышлению. Они могут ослабить взаимоотношения в церкви и серьезно ограничить отношения с неверующими. Табу — то, что члены церкви отказываются определить, что препятствует церковному росту и положительному влиянию церкви на общество и с чем они отказываются работать. 

В следующем разделе мы посмотрим на возможные пути преодоления проблемы табу, которая незаметно продолжает наносить вред центрально-европейской церкви. Корень того, что болезненные и причиняющие беспокойство вопросы избегаются и подавляются, заключается в недостатке честности. Заявляя о своем послушании (верности) Истине, открытой в Слове Божьем и в воплощенном Боге, христиане должны быть известны как те, которые действительно живут по истине. Они должны жить с радикальной честностью не только по отношению к своим религиозным обязанностям, но также в общественной и личной жизни, в политике и церковном руководстве, в семье и решениях, связанных с материальной стороной жизни.

Каждый из нас в какой-то мере лицемер. Мы хотим казаться лучше, чем есть на самом деле. У нас есть сильное стремление к тому, чтобы нас признавали хорошими, праведными, приятными и любящими. Но что нам нужно больше всего, это, по-видимому, честность. Нам необходимо мужество, чтобы взглянуть на самих себя и увидеть себя такими, какие мы есть. Бог лучше знает, что мы представляем из себя, чем мы сами. 

Итак, помня об этом, мы рассмотрим возможные способы преодоления проблемы табу.

Возможно ли изменения?

Давайте посмотрим, как можно относиться к областям христианской жизни, где есть неразрешенные вопросы, которые оказывают на нас подавляющее действие, то есть к тем табу, которые мы перечислили. У нас нет готовых решений — мы предлагаем лишь возможные выходы из сложившейся ситуации. 

Наши предложения можно отнести к трем общим аспектам жизни христианской общины.

Богословие

Что такое христианство? 

Христианство имеет отношение не только к религиозной стороне жизни. Это не только "разговоры о Боге". Ветхий и Новый Заветы описывают жизнь во всей ее полноте. Христианство описывает реальную жизнь, знакомую нам из повседневного опыта. Евангелие проливает свет на все области жизни. Чтобы быть христианином, не нужно бежать от реальности. Бог во Иисусе Христе вошел в нашу реальность. Мир, в котором мы живем, не является чужим и далеким для Него. И он не должен быть чужим и далеким для нас. 

Жить духовной жизнью не значит пытаться убежать от мирских вопросов. Разделение жизни на светскую и духовную — идея больше платоническая, нежели христианская. В течение истории церкви христиане старались подчеркнуть тот факт, что христианство глубоко затрагивает все области жизни.

Само существование табу, описанных выше, — это упрощение христианства и, как таковое, требует нашего внимания. Возможный выход из данной ситуации в том, чтобы начать внимательно читать Библию и отыскивать связь между ее учением и многосторонней реальностью нашей жизни. Политика, финансовые вопросы, секс и философия — эти темы снова и снова встречаются в книгах Нового и Ветхого Заветов.

Что это значит быть человеком?

Наблюдения за церковной жизнью сегодня могут привести к заключению, что быть христианином — значит прекратить нормальное человеческое существование. Можно даже прийти к убеждению, что духовная жизнь подавляет нормальные, обычные, человеческие стороны жизни. Дело выглядит так, будто христианская жизнь означает уход из мира, в котором мы живем:
  • интересная работа становится лишь средством к выживанию или возможностью свидетельствовать неверующим;
  • искусство (музыка, кино, литература) ценятся лишь в той степени, в которой произведения искусства можно использовать в проповеди Евангелия или поклонении;
  • занятия спортом могут быть оправданы лишь как средство евангелизации;
  • взаимоотношения становятся инструментом евангелизации, ученичества или душепопечительства;
  • политика и бизнес воспринимаются как "дела этого мира";
  • друзья становятся "братьями и сестрами".

Реальность жизни в материалистическом, потребительском обществе ведет христиан к тому, что они подчеркивают духовную, сверхъестественную сторону реальности. Этот правильный акцент не должен приводить к подавлению других аспектов христианской проповеди. Не хлебом единым будет жив человек, но все же насущный хлеб — важная часть нашей жизни. Стать христианином не означает перестать быть нормальным человеком. Из того как Иисус описал Божий суд, видно, что Бог видит обычное человеческое сострадание, солидарность в практических делах, заботу о странниках и заключенных и признает это как проявление праведности. Подобным образом действие Духа Святого в жизни верующего выражается, согласно апостолу Павлу, в общепринятых (но редко практикуемых) человеческих добродетелях. Христиане должны быть сильными в терпении, щедрости и самоконтроле. Христиане должны быть людьми.

Единообразие в многообразии

Триединый Бог представляет Собой совершенное единство в многообразии. Отец, Сын и Дух Святой совершенно едины и в то же самое время отличаются друг от друга. Бог есть любовь, но это не означает, что внутри Троицы Отец перестает быть Отцом, Сын перестает быть Сыном и Дух Святой перестает быть Духом Святым. 

Подобным образом, хотя далеким от совершенства, люди развивают взаимоотношения единства в многообразии. Муж и жена становятся одной плотью, но не прекращают быть мужчиной и женщиной или отцом и матерью. Согласно описанию Церкви в Библии, она должна характеризоваться единством — единством тела, которое состоит из различных членов, но не одноцветным единообразием армии. 

Для того чтобы существовало единство в многообразии, должна быть свобода для выражения индивидуальности каждого участника. Различия во мнениях, предпочтениях и вкусах — это основная предпосылка. Такое единство может быть познано через сеть глубоких, искренних, личных взаимоотношений при условии уважения свободы личности. Попытка создать впечатление единства при подавлении различий разрушает саму природу общения. Это ведет лишь к слухам, законничеству, лицемерию, враждебности и ненависти. 

Открытие заново единства в многообразии христианскими общинами и церквями могло бы стать наиболее эффективной проповедью Евангелия, которую только может осуществить Церковь в современном обществе.

Вера, доверие и уверенность - важность вопросов и сомнений
 

Проблема познания (откуда я знаю, что я знаю) является, по нашим наблюдениям, одним из ключевых вопросов в современной постмодернистской культуре. Философия эпохи постмодернизма, как и наш культурный контекст, напоминают нам о сложности процессов, вовлеченных в познание и веру. Наша культурная среда ставит большой знак вопроса после любого понятия определенности. Сказать, что я знаю что-то с полной и совершенной уверенностью, сегодня намного трудней, чем в любое другое время прошлого. 

Иногда напряженность, существующая между жаждой абсолютной определенности и реальностью, в которой мы далеки от этой определенности, кажется непереносимой. Мы хотели бы все увидеть своими глазами, ко всему прикоснуться своими руками, но вместо этого нам оставлены надежда и вера. Взаимоотношения с Богом, познание Бога, переживание Его присутствия — все это покоится на фундаменте, достаточном для доверия и уверенности, — на Слове Божьем, данном через откровение. Мы читаем, изучаем и толкуем Слово Божье вместе с христианской общиной, которая преодолевает географические и временные барьеры. 

Таким образом, наши взаимоотношения с Богом характеризуются многими вопросами и сомнениями. Если то, что написано в Библии, выражено в христианских исповеданиях веры, истинно, тогда нам нечего бояться. Иисус действительно представляет Собой ответ на все наши сомнения и вопросы. 

Попытки подавить сомнения вместо того, чтобы серьезно разобраться с ними, как мы заметили в наших исследованиях, это выражение недостаточного и ограниченного понимания Бога. Такой Бог имеет ответы только на религиозные или духовные вопросы. Глубокое мышление и экзистенциональные сомнения могут застать Его "не готовым". Или, что более вероятно, мы сами оказались бы "не готовыми" и захваченными врасплох такими вопросами. Это бы привело нас к признанию того факта, что мы не имеем ответов на все вопросы. 


Апостол Павел в своем знаменитом высказывании о любви писал, что "мы знаем отчасти" и "видим как сквозь тусклое стекло". Наступит день, когда мы познаем и увидим в совершенстве. До того времени мы должны жить верою. Тревожащие нас вопросы и сомнения являются или по крайней мере должны быть нашими друзьями, а не врагами.

Продолжение