Главная / Статьи / Церковь / ДАР ИСПОВЕДИ
"Людям не по силам нести бремя вины"
Эрик Эвальдс


    В настоящее время подавляющее большинство прихожан пренебрегают частной исповедью. И делают это напрасно. Исповедь так же необходима нам, как и причастие. Мне кажется, что недооценка этого дара возникла из-за того, что ему уделяется слишком мало внимания или существует недопонимание той роли, которую исповедь может играть в жизни. Кроме того, в посткоммунистической стране существует глубоко укорененный страх перед откровенностью, без которой исповедь делается пустой формальностью и теряет свою чудесную силу.

    Исповедь не обряд и не обычай в ряду других. Исповедь — это один из величайших даров, которые Церковь имеет в своем распоряжении, и переоценить ее значение практически невозможно. Это дар чудесный, как все, что оставлено нам Спасителем, одно из удивительных сокровищ, которыми полно Евангелие. Было бы ошибочно рассматривать исповедь как неприятную обязанность. Она действительно может быть неприятной, как горькое, но необходимое всем лекарство, отказываться от которого и глупо, и грешно. Всякий человек при правильном его "употреблении" может на порядок улучшить качество своей жизни.

    Ничто так плохо не сказывается на нашей жизни, как груз грехов больной совести. Осознанные и тем более неосознанные грехи так искажают наши взаимоотношения с миром, собой и Богом, что это становится истинным проклятием и самой большой трагедией всякого человека. Постепенно этот неосознанный, постоянно присутствующий в душе страх неудач приводит к тому, что мы на практике делаемся глупы и неумелы, не помним элементарных вещей и приемов, списывая все на склероз и переутомление. Мы проваливаемся на экзаменах, попадаем в ДТП, разводимся с любимыми людьми и лежим в больницах с язвами, инфарктами, экземами и психозами. Недешево обходится нам наша борьба с Богом, и дорого мы платим за отказ от Его даров.

    Но, оказывается, мы живем в стране безгрешных людей. Сегодняшняя тенденция к отрицанию грехов и их разрушительного воздействия на нас как минимум несерьезна и говорит об инфантильности и психологической неграмотности нашего общества. Всеобщая слепота поразительна. Тяжело и странно видеть страдающих и погибающих людей, стоящих в одном шаге от спасения и ничего не знающих о нем. Мы не замечаем разрушительного влияния внутренних конфликтов на нашу жизнь и здоровье, что ухудшает положение, "развязывая руки" болезни, единственным лекарством от которой может быть только осознание грехов, ведущее к покаянию. Язвенная болезнь бывает исключительно на почве нервов, а что это, как не внутренний конфликт души! Когда такое случается в миру, то не вызывает большого удивления.

    Мир полон несчастных и мятущихся, слепых и обманутых сатаной, ничего не понимающих в происходящем людей, которые от конфликтов с ближними переходят к конфликтам межгосударственным. От брани и угроз к ненависти и крови. В полной уверенности, что та боль души, которая мешает им жить, вызвана действиями внешнего врага, который покушается на их жизнь и благополучие. Стоит только уничтожить его — и все будет хорошо. Стоит только взять над ним верх — и все наладится. Такое состояние души называется "паранойя", и наша страна уже пробовала жить по ее правилам.

    Писание говорит всякому, называющему себя христианином, чтобы он навсегда отрекся от дел дьявола и тьмы, признал истину, которая утверждает, что в основании наших несчастий лежит первородный грех, из которого имеют начала все наши бесчисленные личные прегрешения, отравляющие каждый день нашей жизни. Никто из живущих не способен не грешить, и никто не может спокойно жить, осознавая (или чувствуя) свою греховность. Закон, вписанный в наши сердца, и образ Божий, по которому мы созданы, не дают нам такой возможности. Этот неразрешенный конфликт ведет к саморазрушению, отчаянию и смерти, если мы не прибегнем к единственному лекарству, способному нас спасти, — к милости Христовой через исповедание своих грехов.

    Если в вас начинает нарастать раздражение и вам становятся тяжелы привычные повседневные дела, все валится из рук; если вы начинаете спотыкаться на ровном месте или чувствуете, что не можете переносить общество родных и близких людей; если весь мир представляется вам в черном свете и вам все причиняет боль: звуки, запахи и яркий свет; если вам противна сама мысль о том, что завтра снова надо вставать и идти на работу, а после нее заниматься рутинными домашними делами — то это верный признак того, что груз накопленных грехов сделался тяжел для ваших плеч.

    Конечно, можно оставить все так, как есть, и дожидаться того момента, когда ваша душа сама автоматически избавится от этого гнета. Но тогда вместе с этим надо ждать и какого-нибудь привычного неосознанного акта "искупления", знакомого всем. Когда вы нечаянно обвариваете себе руку кипятком, неожиданно ссоритесь с лучшим другом, увольняетесь с хорошей работы или ввязываетесь в скандал, уличную драку и т. п. — это и есть самоискупление, на которое мы сами себя толкаем. Есть еще много опробованных и испытанных "народных" способов облегчения душевных мук. Большинство наших сограждан предпочитают именно их. Вольному — воля!

    На самом деле эта практика приносит только иллюзию исцеления. Временное и кажущееся облегчение наступает от того, что душевная боль уходит в глубины нашей души. Но незаметно для нас она будет продолжать свою страшную разрушительную работу, что неизбежно перерастет однажды в болезнь тела, при этом никогда не переставая оказывать негативное влияние на все наши чувства, мысли и действия.

    Большинство людей живут, отравленные грехом, накопленным с детства, ничего не понимая в причинах своих бед и несчастий, удивляясь своей невезучести и неприветливости мира. Привыкнув к неудачам, человек начинает с недоверием относиться к каждому своему решению, чувству и мысли. "Не делай этого!" — кричит ему опыт, и у него опускаются руки. Сколько мы видим таких несчастных, не способных ни к какому делу, всегда сомневающихся, всего боящихся, не уважающих самих себя, живущих на задворках общества. А ведь нет неталантливых людей! Если мозг не имеет повреждений, всякий обладает талантом в том или ином виде деятельности. Всякий человек способен на великие откровения и свершения.

    Мы созданы по образу и подобию Божию, и никто не знает пределов наших возможностей. Но на пути их реализации стеной стоят наши непрощенные грехи. Имея трагический опыт ошибок, мы запрещаем себе творить и мыслить, чтобы не рисковать и не совершать того, что может привести к окончательной катастрофе.

    Только отказ от веры может быть разрушительнее отказа от исповеди. Свобода от гнета греха, которую приносит принятое с верою прощение Господне, снимает цепи с наших ума и тела. Эта вера в корне меняет наши отношения с людьми и миром. Цепи, наложенные сатаной, падают, и возможности наши возрастают в прямой зависимости от глубины нашей веры. Мы перестаем бояться мыслить и действовать, что открывает невиданные до того перспективы. Мы получаем чудесную возможность прощать, что в корне меняет наши отношения с людьми. От нас уходит страх, который омрачает нашу жизнь, отравляет все ее радости и под гнетом которого мы проводим большую ее часть.

    В Евангелии нет незначительных советов и заповедей. Все, что в нем сказано, исполнено величайшего смысла и значения. То, что мы не всегда понимаем это, наша беда.