Deprecated: Function split() is deprecated in /home/mirtru/gazeta/content/index.php on line 221
СВЯЗЬ ВРЕМЕН / Интернет-газета «Мирт»
Главная / Статьи / Церковь / СВЯЗЬ ВРЕМЕН
До 1905 г. возможности издательской деятельности для русских протестантов были крайне ограничены. Издание каждой газеты или журнала требовало специального разрешения властей. Разумеется, его могли получить только те религиозные организации и конфессии, которые пользовались определенным правовым статусом (в их число не входили так называемые сектанты). Правда, не запрещался выпуск частных изданий. В 1880-е годы участницы евангельского движения в Санкт-Петербурге Мария Пейкер и ее дочь Александра учредили религиозно-нравственный журнал "Русский рабочий", который выходил в течение нескольких лет, пока не был закрыт по решению властей. 

С 1889 г. по инициативе И. С. Проханова за границей стал издаваться христианский журнал "Беседа". Каждый номер переправлялся затем в Россию и распространялся там. Местоположение издательства позволяло избежать цензурных запретов. Внутри страны русские религиозные меньшинства — старообрядцы и сектанты — получили законное право на свою периодику только после появления 17 апреля 1905 г. манифеста "Об укреплении начал веротерпимости". С этого времени начался бурный расцвет религиозных изданий. Руководитель петербургской общины баптистов Вильгельм Фетлер стал редактором журналов "Вера" и "Гость". Съезд баптистов учредил журнал "Баптист" и юношеское издание "Друг молодежи". Адвентисты седьмого дня распространяли привозимый из-за рубежа журнал "Маслина". Два журнала — "Молоканский вестник" и "Духовный христианин" издавали молокане, причем редактором второго был брат И. С. Проханова Александр. Христианская периодика выходила и в провинции — на Украине, в Крыму, на Кавказе... В Ростове-на-Дону даже издавался специальный журнал для евреев "Израиль — наша слава".

И. С. Проханов с 1906 г. приступил к изданию журнала "Христианин", ставшего органом Союза евангельских христиан. Приложениями к нему были журналы "Братский листок", "Молодой виноградник" и "Детский друг". С 1910 г. к ним прибавилась газета "Утренняя звезда". И хотя в годы Первой мировой войны некоторые издания были закрыты, практически протестантская печать не прекращала своего существования вплоть до конца 1920-х годов. 

Протестанты начала ХХ века редко издавали газеты. Их больше привлекала журнальная форма, поскольку это, с одной стороны, позволяло публиковать объемные статьи, с другой, не требовало частой периодичности. Для краткой информации печатались листовки или брошюры. Верующие бесплатно раздавали их в людных местах. В листовках излагались вероучение или небольшая проповедь, приводились адреса богослужебных собраний в городе или местности. Из таких листовок можно узнать, что в 1914 г. в Петрограде насчитывалось более 20 собраний евангельских христиан, столько же баптистов, по несколько собраний адвентистов седьмого дня и пятидесятников. 

О чем писали протестантские журналы начала ХХ века? Прежде всего они стремились привлечь внимание читателей к духовным вопросам, рассказать о Христе, разъяснить протестантское вероучение. Да и само учение стремительно развивалось. На страницах изданий нередко появлялись дискуссионные статьи. В меньшей степени там представлены информационно-аналитические материалы о церковных событиях, новых общинах, проблемах служения и т. д. Как ни парадоксально, информация о повседневной жизни русских протестантов более подробно и ярко представлена в светской печати. По-видимому, протестантские редакции считали церковную хронику не очень актуальной. Да и организовать сбор информации было непросто: корреспонденции с мест надолго запаздывали, а их авторам не хватало профессионализма.

Однако в дальнейшем специфика изданий начала ХХ века — преобладание в них духовно-назидательных статей — сыграла положительную роль. В годы гонений сохранившиеся в семьях старые журналы укрепляли и ободряли верующих, служили помощью для проповедников. Даже краткая хроника на последних страницах со временем стала бесценной. Редакции старались не только донести до читателей свои идеи, но и наладить обратную связь. Так, весной 1917 г. журнал "Слово истины" предложил читателям обсудить вопрос: "Могут ли верующие" состоять в партиях социалистов-революционеров, социал-демократов и др., и не противоречит ли это духу христианства?" Опубликованные в последующих номерах ответы показывают различный спектр мнений — от полного отрицания любой политической деятельности до признания допустимым для верующих членство в социалистических партиях. Следует уточнить, что до прихода к власти революционеры не выступали против религии и даже защищали права религиозных меньшинств. Поэтому многие христиане им доверяли.

В годы гражданской войны большинство религиозных изданий прекратило свое существование. Это было вызвано не столько цензурными запретами, сколько общей политической ситуацией: войной, голодом, нестабильностью, потерей связей между регионами, бесправием зажиточных людей, которые раньше поддерживали материально христианскую печать. Заметно снизились полиграфический уровень, объем и периодичность уцелевших изданий. Тем не менее до 1923 г. без перерыва выходил журнал "Слово истины", продолжала издаваться газета "Утренняя звезда". Журналы "Баптист" (возродился в 1925 г.), "Друг молодежи" продержались до 1918 г. Ненадолго появлялись и другие издания — "Источник из камня", "Благовестник"...

Пожелтевшие страницы журналов времен гражданской войны сохранили свидетельства о той эпохе. Вот, например, объявление о предстоящем съезде христианской молодежи в октябре 1919 г. "При этом надо помнить, — поясняет газета "Утренняя звезда", — привезти с собой съестных припасов: сухарей, овощей, яиц, сала, масла и т. п. В Петрограде голод, и потому, к сожалению, здесь братья не могут предложить участникам съезда ничего, кроме помещения, кипятку и, может быть, чаю". Несмотря на трудности, питерская молодежь отличалась активностью и жизнелюбием. Тот же выпуск "Утренней звезды" сообщает о прогулке кружка христианской молодежи в Озерки в Духов день 9 июня 1919 г. Около 25 юношей и девушек провели на берегу озера богослужение, подкрепились, а потом до вечера играли в подвижные игры.

Хотя в период НЭПа началась активная борьба с религией, власти не запрещали издание христианской литературы и периодики. В 1920-е годы в СССР выходили журналы "Баптист", "Баптист Украины", "Христианин" с приложением "Братский листок". Газета "Утренняя звезда" просуществовала до 1922 г. В конце 1920-х годов все религиозные издания были закрыты. Начался период тотальных гонений, когда верующие не могли и мечтать о собственной периодике. Лишь в годы Великой Отечественной войны крупнейшим религиозным организациям разрешили ограниченную издательскую деятельность. Русская православная церковь стала выпускать "Журнал Московской патриархии", а Союз евангельских христиан-баптистов — журнал "Братский вестник". С 1945 г. он выходил регулярно 6 раз в год. Вплоть до перестройки это было единственное легальное издание русских протестантов.

Учитывая огромную потребность в духовном журнале, редакция стремилась повысить его уровень, печатая самые разнообразные материалы: богословские, духовно-назидательные, исторические, информацию о церковных событиях, сообщения с мест, литературные произведения на христианскую тему... Правда, издание уже не могло быть аполитичным, как его предшественники начала ХХ века. От журнала требовалась четкая, угодная властям политическая позиция. В военное время она совпадала с настроениями верующих: люди искренне стремились к "одной на всех" победе. Первые номера "Братского вестника" содержат призывы "теснее сплотиться для борьбы с черными силами фашизма". Но были и "запретные" темы, о которых приходилось писать уклончиво. Вот, например, сообщение о съезде евангельских христиан-баптистов в 1944 г. Делегаты почтили вставанием память И. С. Проханова, И. А. Голяева "и в их лице всех прочих почивших работников". Открыто писать, что многие из этих "почивших работников" стали жертвами репрессий, было запрещено. Формально имея собственное издание, баптисты не могли написать в нем о многих важных проблемах.

В 1961 г. внутри церкви ЕХБ возникла оппозиция, создавшая Инициативную группу для решения церковных вопросов. Баптисты-инициативники были недовольны государственным контролем над общинами и компромиссностью церковного руководства. Придавая особое значение религиозному воспитанию молодежи и миссионерству, инициативники приступили к нелегальной издательской деятельности.

В Ленинграде в 1961 г. группа молодежи сочинила и распечатала на примитивном ротаторе 2000 листовок, которые юноши и девушки попытались распространить по городу, опуская в почтовые ящики. Вскоре власти задержали одну из девушек — Нину Гриневу. Участники группы были преданы товарищескому суду и получили общественный выговор.

Однако партизанские усилия не могли удовлетворить потребностей нового движения в религиозной литературе и периодике. Вскоре инициативники приступили к нелегальному изданию журнала "Вестник истины" и информационному "Братскому листку". Издания размножались всеми возможными способами (в том числе и перенятыми у революционеров-подпольщиков). Нелегалы имели то преимущество, что могли свободно выражать свои взгляды без оглядки на цензуру, тогда как редакции "Братского вестника" приходилось говорить эзоповым языком даже о фактах, обнародованных в советской печати.

Но подпольные издатели расплачивались за свою смелость: в СССР сотрудничество в религиозном самиздате приравнивалось к антисоветской деятельности. Многие деятели и распространители самиздата были осуждены на разные сроки. Позднее руководители баптистов-инициативников Геннадий Крючков и Георгий Винс организовали подпольное издательство "Христианин", выпускавшее журналы и брошюры на вполне приличном типографском уровне. В отличие от христианских журналов начала ХХ века, в них уделялось особое внимание религиозно-общественным проблемам. Собственный Бюллетень издавал также Совет родственников заключенных — организация баптистов-инициативников, оказывавшая материальную и моральную поддержку осужденным единоверцам и их родственникам. Бюллетень публиковал информацию об арестах, фотографии осужденных и их семей, призывы молиться за них.

Нелегальная церковь адвентистов-реформистов также имело свое издательство — "Верный свидетель". В 1978 г. после ареста руководителя церкви Владимира Шелкова издательство выпустило серию "Открытых писем" с хроникой религиозных гонений. Помимо информации об арестах активных адвентистов в них содержались требования освободить осужденных за веру, отменить законодательство о культах 1929 г., обеспечить свободу печати, собраний и т. д.

Пятидесятникам не удалось наладить собственной периодики, но некоторые из них активно сотрудничали с самиздатом политических диссидентов. В 1970-е годы московская группа "Хельсинки" опубликовала огромный 500-страничный сборник "Выходи из нас, народ мой" о движении пятидесятников за выезд из СССР. Позднее он был переиздан в США на английском языке.

Деятели религиозного самиздата стремились донести свои издания и до западного читателя. Через иностранных туристов журналы и листки нелегально переправлялись на Запад. Содержавшаяся там информация перепечатывалась в религиозных и светских изданиях. Власти много лет боролись с религиозным самиздатом, но так и не сумели его уничтожить. Они могли выследить и ликвидировать подпольную типографию, арестовать ее работников. Но как арестовать всех, кто переписывал самиздат от руки, перепечатывал на машинке, хранил в заветных тетрадках, давал почитать друзьям и знакомым? Это делали не только члены подпольных общин, но и вполне лояльные верующие. Ведь разрешенный властями "Братский вестник" выходил мизерным тиражом, которого заведомо не хватало для всех желающих.

С началом перестройки появилась возможность свободного развития христианской периодики. Первыми "ласточками" стали газеты "Протестант", "Христианин и время", "Слово истины"... Открыто стали распространяться журналы "Вера и жизнь" и "Тропинка" издательства "Свет на Востоке", которые раньше провозили в СССР нелегально. А журнал баптистов-инициативников "Вестник истины" так и не вышел из подполья. По своему полиграфическому уровню это вполне современное издание, но на обложке по-прежнему отсутствует адрес редакции: то ли из-за недоверия к нынешней свободе, то ли из верности нелегальным традициям.

В наше время в бывшем СССР выходят десятки, если не сотни христианских газет и журналов. Одни исчезают после одного-двух выпусков. Другие продолжают жить, развиваться, совершенствоваться. Есть среди них и специализированные — для детей, молодежи, женщин, евреев, миссионеров, заключенных... А церковь адвентистов седьмого дня даже учредила листок брачных объявлений (полезная инициатива!) Конечно, многим изданиям пока не хватает профессионализма. И все-таки хорошо, что они существуют, что их много, что у читателей есть выбор, а для редакции единственной цензурой является собственная позиция.