До 1905 г. возможности издательской деятельности для русских протестантов были крайне ограничены. Издание каждой газеты или журнала требовало специального разрешения властей. Разумеется, его могли получить только те религиозные организации и конфессии, которые пользовались определенным правовым статусом (в их число не входили так называемые сектанты). Правда, не запрещался выпуск частных изданий. В 1880-е годы участницы евангельского движения в Санкт-Петербурге Мария Пейкер и ее дочь Александра учредили религиозно-нравственный журнал "Русский рабочий", который выходил в течение нескольких лет, пока не был закрыт по решению властей.
С 1889 г. по инициативе И. С. Проханова за границей стал издаваться христианский журнал "Беседа". Каждый номер переправлялся затем в Россию и распространялся там. Местоположение издательства позволяло избежать цензурных запретов. Внутри страны русские религиозные меньшинства — старообрядцы и сектанты — получили законное право на свою периодику только после появления 17 апреля 1905 г. манифеста "Об укреплении начал веротерпимости". С этого времени начался бурный расцвет религиозных изданий. Руководитель петербургской общины баптистов Вильгельм Фетлер стал редактором журналов "Вера" и "Гость". Съезд баптистов учредил журнал "Баптист" и юношеское издание "Друг молодежи". Адвентисты седьмого дня распространяли привозимый из-за рубежа журнал "Маслина". Два журнала — "Молоканский вестник" и "Духовный христианин" издавали молокане, причем редактором второго был брат И. С. Проханова Александр. Христианская периодика выходила и в провинции — на Украине, в Крыму, на Кавказе... В Ростове-на-Дону даже издавался специальный журнал для евреев "Израиль — наша слава".
И. С. Проханов с 1906 г. приступил к изданию журнала "Христианин", ставшего органом Союза евангельских христиан. Приложениями к нему были журналы "Братский листок", "Молодой виноградник" и "Детский друг". С 1910 г. к ним прибавилась газета "Утренняя звезда". И хотя в годы Первой мировой войны некоторые издания были закрыты, практически протестантская печать не прекращала своего существования вплоть до конца 1920-х годов.
Протестанты начала ХХ века редко издавали газеты. Их больше привлекала журнальная форма, поскольку это, с одной стороны, позволяло публиковать объемные статьи, с другой, не требовало частой периодичности. Для краткой информации печатались листовки или брошюры. Верующие бесплатно раздавали их в людных местах. В листовках излагались вероучение или небольшая проповедь, приводились адреса богослужебных собраний в городе или местности. Из таких листовок можно узнать, что в 1914 г. в Петрограде насчитывалось более 20 собраний евангельских христиан, столько же баптистов, по несколько собраний адвентистов седьмого дня и пятидесятников.
О чем писали протестантские журналы начала ХХ века? Прежде всего они стремились привлечь внимание читателей к духовным вопросам, рассказать о Христе, разъяснить протестантское вероучение. Да и само учение стремительно развивалось. На страницах изданий нередко появлялись дискуссионные статьи. В меньшей степени там представлены информационно-аналитические материалы о церковных событиях, новых общинах, проблемах служения и т. д. Как ни парадоксально, информация о повседневной жизни русских протестантов более подробно и ярко представлена в светской печати. По-видимому, протестантские редакции считали церковную хронику не очень актуальной. Да и организовать сбор информации было непросто: корреспонденции с мест надолго запаздывали, а их авторам не хватало профессионализма.
Однако в дальнейшем специфика изданий начала ХХ века — преобладание в них духовно-назидательных статей — сыграла положительную роль. В годы гонений сохранившиеся в семьях старые журналы укрепляли и ободряли верующих, служили помощью для проповедников. Даже краткая хроника на последних страницах со временем стала бесценной. Редакции старались не только донести до читателей свои идеи, но и наладить обратную связь. Так, весной 1917 г. журнал "Слово истины" предложил читателям обсудить вопрос: "Могут ли верующие" состоять в партиях социалистов-революционеров, социал-демократов и др., и не противоречит ли это духу христианства?" Опубликованные в последующих номерах ответы показывают различный спектр мнений — от полного отрицания любой политической деятельности до признания допустимым для верующих членство в социалистических партиях. Следует уточнить, что до прихода к власти революционеры не выступали против религии и даже защищали права религиозных меньшинств. Поэтому многие христиане им доверяли.
В годы гражданской войны большинство религиозных изданий прекратило свое существование. Это было вызвано не столько цензурными запретами, сколько общей политической ситуацией: войной, голодом, нестабильностью, потерей связей между регионами, бесправием зажиточных людей, которые раньше поддерживали материально христианскую печать. Заметно снизились полиграфический уровень, объем и периодичность уцелевших изданий. Тем не менее до 1923 г. без перерыва выходил журнал "Слово истины", продолжала издаваться газета "Утренняя звезда". Журналы "Баптист" (возродился в 1925 г.), "Друг молодежи" продержались до 1918 г. Ненадолго появлялись и другие издания — "Источник из камня", "Благовестник"...
Пожелтевшие страницы журналов времен гражданской войны сохранили свидетельства о той эпохе. Вот, например, объявление о предстоящем съезде христианской молодежи в октябре 1919 г. "При этом надо помнить, — поясняет газета "Утренняя звезда", — привезти с собой съестных припасов: сухарей, овощей, яиц, сала, масла и т. п. В Петрограде голод, и потому, к сожалению, здесь братья не могут предложить участникам съезда ничего, кроме помещения, кипятку и, может быть, чаю". Несмотря на трудности, питерская молодежь отличалась активностью и жизнелюбием. Тот же выпуск "Утренней звезды" сообщает о прогулке кружка христианской молодежи в Озерки в Духов день 9 июня 1919 г. Около 25 юношей и девушек провели на берегу озера богослужение, подкрепились, а потом до вечера играли в подвижные игры.
Хотя в период НЭПа началась активная борьба с религией, власти не запрещали издание христианской литературы и периодики. В 1920-е годы в СССР выходили журналы "Баптист", "Баптист Украины", "Христианин" с приложением "Братский листок". Газета "Утренняя звезда" просуществовала до 1922 г. В конце 1920-х годов все религиозные издания были закрыты. Начался период тотальных гонений, когда верующие не могли и мечтать о собственной периодике. Лишь в годы Великой Отечественной войны крупнейшим религиозным организациям разрешили ограниченную издательскую деятельность. Русская православная церковь стала выпускать "Журнал Московской патриархии", а Союз евангельских христиан-баптистов — журнал "Братский вестник". С 1945 г. он выходил регулярно 6 раз в год. Вплоть до перестройки это было единственное легальное издание русских протестантов.
Учитывая огромную потребность в духовном журнале, редакция стремилась повысить его уровень, печатая самые разнообразные материалы: богословские, духовно-назидательные, исторические, информацию о церковных событиях, сообщения с мест, литературные произведения на христианскую тему... Правда, издание уже не могло быть аполитичным, как его предшественники начала ХХ века. От журнала требовалась четкая, угодная властям политическая позиция. В военное время она совпадала с настроениями верующих: люди искренне стремились к "одной на всех" победе. Первые номера "Братского вестника" содержат призывы "теснее сплотиться для борьбы с черными силами фашизма". Но были и "запретные" темы, о которых приходилось писать уклончиво. Вот, например, сообщение о съезде евангельских христиан-баптистов в 1944 г. Делегаты почтили вставанием память И. С. Проханова, И. А. Голяева "и в их лице всех прочих почивших работников". Открыто писать, что многие из этих "почивших работников" стали жертвами репрессий, было запрещено. Формально имея собственное издание, баптисты не могли написать в нем о многих важных проблемах.
В 1961 г. внутри церкви ЕХБ возникла оппозиция, создавшая Инициативную группу для решения церковных вопросов. Баптисты-инициативники были недовольны государственным контролем над общинами и компромиссностью церковного руководства. Придавая особое значение религиозному воспитанию молодежи и миссионерству, инициативники приступили к нелегальной издательской деятельности.
В Ленинграде в 1961 г. группа молодежи сочинила и распечатала на примитивном ротаторе 2000 листовок, которые юноши и девушки попытались распространить по городу, опуская в почтовые ящики. Вскоре власти задержали одну из девушек — Нину Гриневу. Участники группы были преданы товарищескому суду и получили общественный выговор.
Однако партизанские усилия не могли удовлетворить потребностей нового движения в религиозной литературе и периодике. Вскоре инициативники приступили к нелегальному изданию журнала "Вестник истины" и информационному "Братскому листку". Издания размножались всеми возможными способами (в том числе и перенятыми у революционеров-подпольщиков). Нелегалы имели то преимущество, что могли свободно выражать свои взгляды без оглядки на цензуру, тогда как редакции "Братского вестника" приходилось говорить эзоповым языком даже о фактах, обнародованных в советской печати.
Но подпольные издатели расплачивались за свою смелость: в СССР сотрудничество в религиозном самиздате приравнивалось к антисоветской деятельности. Многие деятели и распространители самиздата были осуждены на разные сроки. Позднее руководители баптистов-инициативников Геннадий Крючков и Георгий Винс организовали подпольное издательство "Христианин", выпускавшее журналы и брошюры на вполне приличном типографском уровне. В отличие от христианских журналов начала ХХ века, в них уделялось особое внимание религиозно-общественным проблемам. Собственный Бюллетень издавал также Совет родственников заключенных — организация баптистов-инициативников, оказывавшая материальную и моральную поддержку осужденным единоверцам и их родственникам. Бюллетень публиковал информацию об арестах, фотографии осужденных и их семей, призывы молиться за них.
Нелегальная церковь адвентистов-реформистов также имело свое издательство — "Верный свидетель". В 1978 г. после ареста руководителя церкви Владимира Шелкова издательство выпустило серию "Открытых писем" с хроникой религиозных гонений. Помимо информации об арестах активных адвентистов в них содержались требования освободить осужденных за веру, отменить законодательство о культах 1929 г., обеспечить свободу печати, собраний и т. д.
Пятидесятникам не удалось наладить собственной периодики, но некоторые из них активно сотрудничали с самиздатом политических диссидентов. В 1970-е годы московская группа "Хельсинки" опубликовала огромный 500-страничный сборник "Выходи из нас, народ мой" о движении пятидесятников за выезд из СССР. Позднее он был переиздан в США на английском языке.
Деятели религиозного самиздата стремились донести свои издания и до западного читателя. Через иностранных туристов журналы и листки нелегально переправлялись на Запад. Содержавшаяся там информация перепечатывалась в религиозных и светских изданиях. Власти много лет боролись с религиозным самиздатом, но так и не сумели его уничтожить. Они могли выследить и ликвидировать подпольную типографию, арестовать ее работников. Но как арестовать всех, кто переписывал самиздат от руки, перепечатывал на машинке, хранил в заветных тетрадках, давал почитать друзьям и знакомым? Это делали не только члены подпольных общин, но и вполне лояльные верующие. Ведь разрешенный властями "Братский вестник" выходил мизерным тиражом, которого заведомо не хватало для всех желающих.
С началом перестройки появилась возможность свободного развития христианской периодики. Первыми "ласточками" стали газеты "Протестант", "Христианин и время", "Слово истины"... Открыто стали распространяться журналы "Вера и жизнь" и "Тропинка" издательства "Свет на Востоке", которые раньше провозили в СССР нелегально. А журнал баптистов-инициативников "Вестник истины" так и не вышел из подполья. По своему полиграфическому уровню это вполне современное издание, но на обложке по-прежнему отсутствует адрес редакции: то ли из-за недоверия к нынешней свободе, то ли из верности нелегальным традициям.
В наше время в бывшем СССР выходят десятки, если не сотни христианских газет и журналов. Одни исчезают после одного-двух выпусков. Другие продолжают жить, развиваться, совершенствоваться. Есть среди них и специализированные — для детей, молодежи, женщин, евреев, миссионеров, заключенных... А церковь адвентистов седьмого дня даже учредила листок брачных объявлений (полезная инициатива!) Конечно, многим изданиям пока не хватает профессионализма. И все-таки хорошо, что они существуют, что их много, что у читателей есть выбор, а для редакции единственной цензурой является собственная позиция.
С 1889 г. по инициативе И. С. Проханова за границей стал издаваться христианский журнал "Беседа". Каждый номер переправлялся затем в Россию и распространялся там. Местоположение издательства позволяло избежать цензурных запретов. Внутри страны русские религиозные меньшинства — старообрядцы и сектанты — получили законное право на свою периодику только после появления 17 апреля 1905 г. манифеста "Об укреплении начал веротерпимости". С этого времени начался бурный расцвет религиозных изданий. Руководитель петербургской общины баптистов Вильгельм Фетлер стал редактором журналов "Вера" и "Гость". Съезд баптистов учредил журнал "Баптист" и юношеское издание "Друг молодежи". Адвентисты седьмого дня распространяли привозимый из-за рубежа журнал "Маслина". Два журнала — "Молоканский вестник" и "Духовный христианин" издавали молокане, причем редактором второго был брат И. С. Проханова Александр. Христианская периодика выходила и в провинции — на Украине, в Крыму, на Кавказе... В Ростове-на-Дону даже издавался специальный журнал для евреев "Израиль — наша слава".
И. С. Проханов с 1906 г. приступил к изданию журнала "Христианин", ставшего органом Союза евангельских христиан. Приложениями к нему были журналы "Братский листок", "Молодой виноградник" и "Детский друг". С 1910 г. к ним прибавилась газета "Утренняя звезда". И хотя в годы Первой мировой войны некоторые издания были закрыты, практически протестантская печать не прекращала своего существования вплоть до конца 1920-х годов.
Протестанты начала ХХ века редко издавали газеты. Их больше привлекала журнальная форма, поскольку это, с одной стороны, позволяло публиковать объемные статьи, с другой, не требовало частой периодичности. Для краткой информации печатались листовки или брошюры. Верующие бесплатно раздавали их в людных местах. В листовках излагались вероучение или небольшая проповедь, приводились адреса богослужебных собраний в городе или местности. Из таких листовок можно узнать, что в 1914 г. в Петрограде насчитывалось более 20 собраний евангельских христиан, столько же баптистов, по несколько собраний адвентистов седьмого дня и пятидесятников.
О чем писали протестантские журналы начала ХХ века? Прежде всего они стремились привлечь внимание читателей к духовным вопросам, рассказать о Христе, разъяснить протестантское вероучение. Да и само учение стремительно развивалось. На страницах изданий нередко появлялись дискуссионные статьи. В меньшей степени там представлены информационно-аналитические материалы о церковных событиях, новых общинах, проблемах служения и т. д. Как ни парадоксально, информация о повседневной жизни русских протестантов более подробно и ярко представлена в светской печати. По-видимому, протестантские редакции считали церковную хронику не очень актуальной. Да и организовать сбор информации было непросто: корреспонденции с мест надолго запаздывали, а их авторам не хватало профессионализма.
Однако в дальнейшем специфика изданий начала ХХ века — преобладание в них духовно-назидательных статей — сыграла положительную роль. В годы гонений сохранившиеся в семьях старые журналы укрепляли и ободряли верующих, служили помощью для проповедников. Даже краткая хроника на последних страницах со временем стала бесценной. Редакции старались не только донести до читателей свои идеи, но и наладить обратную связь. Так, весной 1917 г. журнал "Слово истины" предложил читателям обсудить вопрос: "Могут ли верующие" состоять в партиях социалистов-революционеров, социал-демократов и др., и не противоречит ли это духу христианства?" Опубликованные в последующих номерах ответы показывают различный спектр мнений — от полного отрицания любой политической деятельности до признания допустимым для верующих членство в социалистических партиях. Следует уточнить, что до прихода к власти революционеры не выступали против религии и даже защищали права религиозных меньшинств. Поэтому многие христиане им доверяли.
В годы гражданской войны большинство религиозных изданий прекратило свое существование. Это было вызвано не столько цензурными запретами, сколько общей политической ситуацией: войной, голодом, нестабильностью, потерей связей между регионами, бесправием зажиточных людей, которые раньше поддерживали материально христианскую печать. Заметно снизились полиграфический уровень, объем и периодичность уцелевших изданий. Тем не менее до 1923 г. без перерыва выходил журнал "Слово истины", продолжала издаваться газета "Утренняя звезда". Журналы "Баптист" (возродился в 1925 г.), "Друг молодежи" продержались до 1918 г. Ненадолго появлялись и другие издания — "Источник из камня", "Благовестник"...
Пожелтевшие страницы журналов времен гражданской войны сохранили свидетельства о той эпохе. Вот, например, объявление о предстоящем съезде христианской молодежи в октябре 1919 г. "При этом надо помнить, — поясняет газета "Утренняя звезда", — привезти с собой съестных припасов: сухарей, овощей, яиц, сала, масла и т. п. В Петрограде голод, и потому, к сожалению, здесь братья не могут предложить участникам съезда ничего, кроме помещения, кипятку и, может быть, чаю". Несмотря на трудности, питерская молодежь отличалась активностью и жизнелюбием. Тот же выпуск "Утренней звезды" сообщает о прогулке кружка христианской молодежи в Озерки в Духов день 9 июня 1919 г. Около 25 юношей и девушек провели на берегу озера богослужение, подкрепились, а потом до вечера играли в подвижные игры.
Хотя в период НЭПа началась активная борьба с религией, власти не запрещали издание христианской литературы и периодики. В 1920-е годы в СССР выходили журналы "Баптист", "Баптист Украины", "Христианин" с приложением "Братский листок". Газета "Утренняя звезда" просуществовала до 1922 г. В конце 1920-х годов все религиозные издания были закрыты. Начался период тотальных гонений, когда верующие не могли и мечтать о собственной периодике. Лишь в годы Великой Отечественной войны крупнейшим религиозным организациям разрешили ограниченную издательскую деятельность. Русская православная церковь стала выпускать "Журнал Московской патриархии", а Союз евангельских христиан-баптистов — журнал "Братский вестник". С 1945 г. он выходил регулярно 6 раз в год. Вплоть до перестройки это было единственное легальное издание русских протестантов.
Учитывая огромную потребность в духовном журнале, редакция стремилась повысить его уровень, печатая самые разнообразные материалы: богословские, духовно-назидательные, исторические, информацию о церковных событиях, сообщения с мест, литературные произведения на христианскую тему... Правда, издание уже не могло быть аполитичным, как его предшественники начала ХХ века. От журнала требовалась четкая, угодная властям политическая позиция. В военное время она совпадала с настроениями верующих: люди искренне стремились к "одной на всех" победе. Первые номера "Братского вестника" содержат призывы "теснее сплотиться для борьбы с черными силами фашизма". Но были и "запретные" темы, о которых приходилось писать уклончиво. Вот, например, сообщение о съезде евангельских христиан-баптистов в 1944 г. Делегаты почтили вставанием память И. С. Проханова, И. А. Голяева "и в их лице всех прочих почивших работников". Открыто писать, что многие из этих "почивших работников" стали жертвами репрессий, было запрещено. Формально имея собственное издание, баптисты не могли написать в нем о многих важных проблемах.
В 1961 г. внутри церкви ЕХБ возникла оппозиция, создавшая Инициативную группу для решения церковных вопросов. Баптисты-инициативники были недовольны государственным контролем над общинами и компромиссностью церковного руководства. Придавая особое значение религиозному воспитанию молодежи и миссионерству, инициативники приступили к нелегальной издательской деятельности.
В Ленинграде в 1961 г. группа молодежи сочинила и распечатала на примитивном ротаторе 2000 листовок, которые юноши и девушки попытались распространить по городу, опуская в почтовые ящики. Вскоре власти задержали одну из девушек — Нину Гриневу. Участники группы были преданы товарищескому суду и получили общественный выговор.
Однако партизанские усилия не могли удовлетворить потребностей нового движения в религиозной литературе и периодике. Вскоре инициативники приступили к нелегальному изданию журнала "Вестник истины" и информационному "Братскому листку". Издания размножались всеми возможными способами (в том числе и перенятыми у революционеров-подпольщиков). Нелегалы имели то преимущество, что могли свободно выражать свои взгляды без оглядки на цензуру, тогда как редакции "Братского вестника" приходилось говорить эзоповым языком даже о фактах, обнародованных в советской печати.
Но подпольные издатели расплачивались за свою смелость: в СССР сотрудничество в религиозном самиздате приравнивалось к антисоветской деятельности. Многие деятели и распространители самиздата были осуждены на разные сроки. Позднее руководители баптистов-инициативников Геннадий Крючков и Георгий Винс организовали подпольное издательство "Христианин", выпускавшее журналы и брошюры на вполне приличном типографском уровне. В отличие от христианских журналов начала ХХ века, в них уделялось особое внимание религиозно-общественным проблемам. Собственный Бюллетень издавал также Совет родственников заключенных — организация баптистов-инициативников, оказывавшая материальную и моральную поддержку осужденным единоверцам и их родственникам. Бюллетень публиковал информацию об арестах, фотографии осужденных и их семей, призывы молиться за них.
Нелегальная церковь адвентистов-реформистов также имело свое издательство — "Верный свидетель". В 1978 г. после ареста руководителя церкви Владимира Шелкова издательство выпустило серию "Открытых писем" с хроникой религиозных гонений. Помимо информации об арестах активных адвентистов в них содержались требования освободить осужденных за веру, отменить законодательство о культах 1929 г., обеспечить свободу печати, собраний и т. д.
Пятидесятникам не удалось наладить собственной периодики, но некоторые из них активно сотрудничали с самиздатом политических диссидентов. В 1970-е годы московская группа "Хельсинки" опубликовала огромный 500-страничный сборник "Выходи из нас, народ мой" о движении пятидесятников за выезд из СССР. Позднее он был переиздан в США на английском языке.
Деятели религиозного самиздата стремились донести свои издания и до западного читателя. Через иностранных туристов журналы и листки нелегально переправлялись на Запад. Содержавшаяся там информация перепечатывалась в религиозных и светских изданиях. Власти много лет боролись с религиозным самиздатом, но так и не сумели его уничтожить. Они могли выследить и ликвидировать подпольную типографию, арестовать ее работников. Но как арестовать всех, кто переписывал самиздат от руки, перепечатывал на машинке, хранил в заветных тетрадках, давал почитать друзьям и знакомым? Это делали не только члены подпольных общин, но и вполне лояльные верующие. Ведь разрешенный властями "Братский вестник" выходил мизерным тиражом, которого заведомо не хватало для всех желающих.
С началом перестройки появилась возможность свободного развития христианской периодики. Первыми "ласточками" стали газеты "Протестант", "Христианин и время", "Слово истины"... Открыто стали распространяться журналы "Вера и жизнь" и "Тропинка" издательства "Свет на Востоке", которые раньше провозили в СССР нелегально. А журнал баптистов-инициативников "Вестник истины" так и не вышел из подполья. По своему полиграфическому уровню это вполне современное издание, но на обложке по-прежнему отсутствует адрес редакции: то ли из-за недоверия к нынешней свободе, то ли из верности нелегальным традициям.
В наше время в бывшем СССР выходят десятки, если не сотни христианских газет и журналов. Одни исчезают после одного-двух выпусков. Другие продолжают жить, развиваться, совершенствоваться. Есть среди них и специализированные — для детей, молодежи, женщин, евреев, миссионеров, заключенных... А церковь адвентистов седьмого дня даже учредила листок брачных объявлений (полезная инициатива!) Конечно, многим изданиям пока не хватает профессионализма. И все-таки хорошо, что они существуют, что их много, что у читателей есть выбор, а для редакции единственной цензурой является собственная позиция.